Следует отдать должное сообразительности руководителя татарстанского отделения Фонда социального страхования Павла Лоханова. Его приход на митинг, организованный родителями детей с инвалидностью в минувшую субботу, в сущности, этот митинг сорвал.
Вместо публичных выступлений и демонстрации плакатов, передающих боль и страдания людей, и выдвижения требований, в том числе требования отставки главы татарстанского ФСС, состоялся разговор, который не привел, судя по отзывам участников, ни к чему.
Это не первый случай, когда татарстанские чиновники пытаются "свернуть" протест, превратив его в "конструктивный диалог". Вряд ли надо уточнять, что "конструктивный диалог" на языке властей означает ритуальное общение, позволяющее чиновникам демонстрировать взаимодействие с гражданами и отчитываться о нем без решения проблем людей.
В январе 2011 года, когда градозащитники решили выйти на пикет к министерству культуры Татарстана после сноса объектов культурного наследия Дома Потехина и Номеров Банарцева, Зиля Валеева, тогда министр культуры, связалась с Татарстанским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и предложила встретиться с ней вместо пикета. К чести градозащитников, в числе которых были Олеся Балтусова, Владимир Лужбин, Наиль Сиразетдинов, Андрей Тукмаков, Наталья Чернова, они отказались от встречи с министром вместо пикета. "Сначала пикет и выдвижение требований прекратить уничтожение исторического наследия в Казани, а встреча после пикета", — решили участники протестной акции.
Вывод, который очевиден в случае с субботним несостоявшимся митингом людей с инвалидностью и родителей детей с инвалидностью в Казани: не стоит отказываться от публичного выдвижения требований и соглашаться вместо него на разговор с чиновником, какого бы ранга он ни был. Митинг, пикет, шествие, другие формы протеста — это гораздо более сильные шаги по сравнению с "прошениями", "встречами", "диалогами" и "круглыми столами".
Именно "круглые столы" так любят проводить всевозможные приближенные к властям региональные отделения обществ инвалидов: Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих. Однако в результате этих "столов" в сущности ничего не меняется. Голоса этих обществ по защите прав людей с инвалидностью не слышны.
Недавняя история с "исчезнувшими" и неработающими звуковыми информаторами для незрячих ("модулей с голосовым оповещением") на остановках городского транспорта в Казани это подтверждает. О том, что единственное известное звуковое устройство для незрячих, которое должно озвучивать информацию о движении автобусов на остановке Разъезд Восстания, не работает, сообщали на "круглых столах" в татарстанском отделении Всероссийского общества слепых.
Чиновники, участвующие в "круглых столах", в ответ оперировали цифрами о нескольких десятках информаторов на казанских остановках, не говоря при этом, на каких остановках они находятся. И лишь публичные требования Руслана Фаррахова восстановить работу звукового информатора на разъезде Восстания привели к изменению ситуации. Устройство на остановке заработало.
На мой взгляд, лозунгом граждан должно быть булгаковское "никогда и ничего не просите". Гораздо вернее публично требовать от властей выполнения их обязанностей по отношению к гражданам или ухода в отставку.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.