В прошлую пятницу, 9 августа, городский суд Нефтекамска оштрафовал 57-летнего активиста Тагира Кагарманова за протест желанию властей реализовать в городе Камбарка (республика Удмуртия) проект по утилизации опасных отходов. Ему был назначен штраф в 20 тыс рублей за нарушение порядка проведения публичной акции по статье 20.2 КоАП РФ. Активист с решением суда не согласен и подал апелляционную жалобу.
Поводом для привлечения Тагира Кагарманова к ответственности стал пост "Вконтакте". В публикации была размещена фотография со схода нескольких активистов 26 августа перед кинотеатром "Октябрь" в Нефтекамске, где, по мнению правоохранителей, прошла несогласованная акция.
— По сути вас судили за пикет в защиту жителей из соседнего региона — Удмуртии.
— В наше время не бывает "своих" или "чужих". Мы все люди, жители Поволжья, соседи. Когда власть бездействует, нам нужно помогать друг другу. А как иначе? Если бы заранее знал, что окажусь после пикета в суде, все равно вышел бы на протест.
— Вы были в Камбарке, где может вскоре может появиться "опасный завод"?
— От Нефтекамска до Камбарки всего 10 километров. По сути мы ближе к Камбарке, чем ижевчане. На заводе был в числе рабочей группы из общественников, куда меня пригласили. Там печки горят, ветра! Все доходит до Нефтекамска. Здесь от рака умирают люди. В моей семье три человека больны раком. Все простые люди против этого завода, но чиновники, которые получают зарплату, кажется, готовы продать здоровье своих детей.
— Как для вас прошел суд?
— Мы предупредили суд, отправив запрос, чтобы нам на процесс предоставили большой зал заседаний. Меня в день суда приехало поддержать 50 соратников — это люди из Уфы, Камбарки, Сарапула, которые как и я против "завода смерти". Зал нам в итоге не предоставили. Кроме этого в суде нас встретили сотрудники Росгвардии. Я их называю "космонавты в шлемах и масках", "люди-роботы". Если мы пришли с открытыми лицами, потому что нам нечего бояться, а они с закрытыми. У них были специальные средства защиты, как на митингах в Москве, мы же были безоружны.
— Что было дальше?
— Когда заседание началось, судья спросила есть ли у меня отводы, я сказал есть. Выразил недовольство, что на мирных граждан суд призвал "космонавтов" (бойцы Росгвардии — "Idel.Реалии"). Просил допустить к процессу слушателей. Судья попросила, чтобы мы оформили отвод письменно. В результате всего 10 человек смогли присутствовать на суде. После этого заседание началось.
— В чем вас обвиняли?
— Суд считает, что я провел несогласованную с властями акцию. На самом деле уведомление мы подали, как положено, но администрация в установленный законом срок нам не ответила. По закону, 26 июля мы имели право выйти на пикет. В этот день мы вышли на улицу вчетвером. Этот день был знаменателен годовщиной протестов на станции Шиес (железнодорожная станция в Архангельской области, где проходят протесты строительству мусорного полигона — "Idel.Реалии"). В этот день мы вышли на улицу, чтобы предупредить тех, кто приходил в час заявленного пикета, что мероприятия не будет. Сделали фото на память, которое потом выложили в интернет. Впоследствии это стало доказательством, якобы моего нарушения проведения публичного меропрития.
— Вы верите в честный суд?
— После того, что увидел, нет. Мы заявили 10 свидетелей. Это те люди, которые были со мной 26 июля. Ни один свидетель не говорил против меня. Никто не дал показания, что в этот день был какой-то митинг. И даже капитан полиции Черных, который был свиделем нашего схода с активистами не обнаружил в нашем фотографировании нарушения и не составил протокол. На суде был мой участковый. И тут я узнал, что оказывается, была проведена целая операция. Участковые ходили к семьям других активистов и допрошивали их по выложенной "Вконтакте" фотографии. Участковый пояснил в суде, что описание моего правонарушения проходило три дня, какими документами он руководствовался, ответить не смог. Но второй участковый признался, что было указание "сверху" составить на меня протокол. Все это есть на аудиозаписи у моего защитника. Интересный момент, что против меня дали показания сотрудники администрации города Нефтекамска, которые были представлены в матералах дела, как общественники. Получается одной рукой они нарушают закон, не предоставляя в срок ответ на уведомление о проведении акции, а второй рукой подписывают кляузы.
— Как вы это расцениваете?
— Я хочу сказать, что это противозаконно. Никакого суда уже нету, как и полиции. Мне дали штраф в 20 тыс рублей. Это немного и немало, когда дело касается жизни тысяч людей. Будем обжаловать решение суда.
—Тагир, вы давно занимаетесь активизмом?
— В 90-е годы будучи в партии "Зеленых", и до сих пор в ней состю, мы закрыли атомную станцию в городе-призраке Агидель в Башкортостане (строительство атомной электростанции было приостановлено под влиянием общественности в 1990 году после аварии на Чернобольской АЭС, по такому же приципу были закрыты Татарская и Крымская АЭС Idel.Реалии"). Тогда "РосАтом" наступил на те же грабли, как и сейчас, они пришли в город без экологической экспертизы, без учета мнения жителей. Сейчас ситуация повторяется с Камбаркой.
— Если сравнить динамику событий 90-х годов и как сейчас, когда было людям легче "достучаться" до чиновников?
— В то время еще была жива демократия. Мы ругаем сейчас Ельцина и Горбачева, но тогда власти прислушивались к народу. Если люди выходили на митинг, сразу была реакция, была ответная связь. СМИ еще работали. Сколько митингов прошло по Камбарке, но все замалчаивают, как буто ничего не происходит. Люди все это видят, не дураки. А сращивание чиновников, судов и полиции — это уже ни в какие ворота не лезет. Это реально бандитско-фашисткая группа людей, которая за зарплату готова творить все, что угодно.
— Тогда стоит ли выходить на митинг?
— Пока я не вижу других способов, как пробить "информационную блокаду". Мы должны стоять на своем — Башкортостан за Удмуртию! Мы не должны сдаваться, так и победим. Любовь — равно антистрах. С помощью любви победим всё и отстоим Камбарку.
В начале июня жителям жителям Камбарки стало известно о реализации проекта по переработке отходов I-II класса опасности. Позже активисты создали в интернете петицию с требованием не допустить строительства комплекса в Удмуртии. Местные жители опасаются попадания в атмосферу вредных веществ, которые планируют сюда свозить, из-за чего может пострадать не только Камбарка (население чуть более 10 тыс человек — "Idel.Реалии"). В зону риска могут попасть и ближайшие регионы — Башкортостан, Татарстан, Пермский край, и все, кто проживает ниже по течению реки Кама. Так пишет автор петиции, жительница Камбарки Надежда Кузьмина. На сегоднешний день петицию подписало более 18 тыс. человек.
Власти видят положительную сторону в реализации проекта — в создании новых рабочих мест. Представитель Максим Корольков на публичных слушаниях в Камбарке объяснил, что федеральный проект находится на стадии согласования с общественностью и ввоз отходов планируется в 2020 году. По его словам, проект Камбарки не связан с переработкой радиоактивных веществ. Но какие именно отходы подразумеваются ввозить в Удмуртию, представители "РосРАО" не отвечают. Жители Удмуртии и других регионов продолжают участвовать в протестных акциях, требуя от региональных властей отказаться от проекта по переработке опасных отходов в Камбарке. Глава Удмуртии Александр Бречалов в эфире местному телевидению 4 июля впервые прокомментировал ситуацию с Камбаркой, назвав протест видом заработка.
Согласно постановлению правительства России "Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства в рамках федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности" от 30 апреля 2019 года, аналогичные объекты появятся в Кировской, Курганской и Саратовской областях.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.