При советской власти, как известно, за весь объём несделанной работы в стране отдувался "наше всё" — Александр Сергеевич Пушкин. В "поднятой с колен" России в такую фигуру постепенно превращается президент России Владимир Путин. С проблемами, которые непосредственно создают или попросту игнорируют чиновники всех уровней, россияне обращаются непосредственно к гаранту, давно уже выстроившему из этих самых чиновников, как известно, "жёсткую вертикаль власти". И Путин не то чтобы проблемы успешно решает — Пушкина тоже ведь поминают часто вовсе не потому — но помогает чётче представить масштабы запущенности.
Вот и в этот раз подготовка к "прямой линии" с Путиным напомнила о самых животрепещущих проблемах российских регионов, население которых надёжно освоило формат коллективных видеообращений.
В Татарстане таковых за последние дни было записано несколько.
Свою порцию вопросов и пожеланий президенту РТ записали 13 июня жители Кварталов, пытающиеся уберечь от застройки заброшенный лесопарк на берегу Казанки.
В воскресенье, 16 июня, вновь напомнили о себе жители посёлков Старые Горки, Первомайский и Калиновский, домам которых угрожает проект нового Генплана Казани (о том, как городские чиновники манипулируют фактами, мы рассказывали уже не раз, и еще раз расскажем в самое ближайшее время).
В тот же день свою лепту внесли и жители сёл Большие и Малые Ключи Зеленодольского района РТ. Они пытаются остановить инвесторов, которые при непротивлении чиновников (а руководство Минэкологии РТ, по ощущениям, вообще лоббирует эти проекты) планируют разработку громадного песчаного карьера и строительство коттеджного посёлка прямо под боком Волжско-Камского заповедника, охраняемого ЮНЕСКО.
В общем, Путину определенно будет что узнать о работе своей вертикали (если, конечно, он что-то про неё ещё не знает). А вот поможет ли видеоформат тем, кто в этот раз обратился к гаранту за помощью? И можно ли уже с уверенностью заявлять о кризисе власти в Татарстане, учитывая, что все обращающиеся предпочли "перепрыгнуть через голову" президента республики Рустама Минниханова?
Едва ли те, кто записывал обращения к Путину, воспринимают его как доброго царя в окружении злых бояр, полагает доктор политических наук, профессор КНИТУ Сергей Сергеев. Татарстанцами могут двигать более прагматичные расчёты:
Шанс, что обращения сработают, есть, и не такой уж малый
— Всплеск городских конфликтов в Екатеринбурге, в Казани, в других российских городах является, по-видимому, следствием кризиса доверия к "партии власти" и к правящим элитам различного уровня. Этот кризис доверия перешел в явную фазу около года назад, после объявления о повышении пенсионного возраста. Но при этом президент России большинством российских граждан, как показывали и показывают опросы, рассматривается как совершенно самостоятельный, отдельный субъект власти, и уровень доверия к нему выше. Хотя и этот уровень начал снижаться — опять-таки примерно год назад. Тем не менее доли тех, кто доверяет Путину, и тех, кто не доверяет, соотносятся, согласно Левада-центру, примерно как 2:1. Но, скорее всего, обращения татарстанцев к Путину не столько проявление веры в "доброго царя", а вполне прагматический расчет сыграть на противоречиях между различными уровнями власти, тем более что история с Голуновым, кажется, показала, что президент России не намерен растрачивать свой авторитет на то, чтобы прикрывать своих подчиненных, а тем более чиновников на два-три уровня ниже него. Так что шанс, что обращения сработают, есть, и не такой уж малый.
Правда, по мнению Сергеева, свежие видеообращения не позволяют всерьёз говорить о кризисе татарстанской власти в целом: "главный объект жалоб — это политика муниципальных властей, к тому же эти жалобы носят неполитический характер".
Социолог, старший научный сотрудник Центра молодёжных исследований НИУ "Высшая школа экономики Искандер Ясавеев тоже считает, что шансы решить свои проблемы с помощью Путина есть лишь у жителей тех регионов, чьи главы попали в опалу московского кремля:
— Конечно, "прямая линия" — спектакль. Сейчас ведется очень тонкая и кропотливая работа по отбору вопросов, на которые ответит Путин. Критические вопросы граждан о происходящем в регионах имеют шанс прозвучать, только если главой региона по тем или иным причинам недовольны в администрации президента. Поэтому, например, пока у Минниханова, с одной стороны, и Путина и его окружения, с другой, неплохие отношения, критические вопросы из Татарстана будут блокироваться.
Но в целом, настаивает Ясавеев, такой формат общения президента с народом — "уродливое явление":
— Огромное число обращений к Путину — это не свидетельство его популярности, высокого рейтинга, а следствие распространенного ощущения безысходности.
Политик Владимир Милов считает, что Путину, несмотря на собственный падающий рейтинг и паралич институтов власти, всё ещё удаётся сохранять авторитет верховного арбитра. Правда, всё возрастающее количество обращений в его адрес может этот авторитет вскоре подорвать:
Он свидетельствует о тотальном параличе институтов власти
— В последнее время мы видим по всем источникам, включая даже кремлевский ВЦИОМ — с рейтингами у Путина большие проблемы, и динамика идёт совершенно однозначно вниз. Эти видеообращения у вас [в Татарстане] — не уникальная ситуация. Можете загуглить "Жители написали видеообращение к Путину" — и увидите, что это массово записывается во всех регионах. Люди воспринимают Путина как маячок последней надежды, потому что ни по каким проблемам власть вообще не работает. В советское время было написать в газету "Правда" такой ниточкой последней надежды, а сейчас у нас вот видеообращения к Путину... То есть, это абсолютно не уникальная история, это — массовый жанр. Он свидетельствует о тотальном параличе институтов власти, которые не в состоянии реагировать на запросы граждан.
Более подробное интервью с Владимиром Миловым о том, как повлияли на имидж Путина последние события в России, появится на сайте "Idel.Реалии" в ближайшее время.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.