На выборах 9 сентября КПРФ неожиданно для многих опередила правящую "Единую Россию" в голосовании по спискам на выборах в Заксобрание Ульяновской области. Удержать большинство единороссам удалось только благодаря одномандатным округам. В КПРФ уверены, что без масштабных фальсификаций — особенно в сельской местности — партия власти не смогла бы сохранить большинство. При этом на выборах в городскую думу Димитровграда — второго по величине города области — коммунисты одержали сокрушительную победу, получив 26 мест из 30. Среди избранных депутатов КПРФ — много новых и молодых лиц.
Самому молодому депутату гордумы Димитровграда Владиславу Хворову 19 лет. Он учится на втором курсе филиала "МИФИ", на социально-экономическом факультете. В будущем планирует сделать карьеру в юридической сфере, а пока подрабатывает журналистом. Он ответил на несколько вопросов корреспондента "Idel.Реалии".
— Во время предвыборной кампании не было сложностей из-за возраста, скорее было какое-то любопытство у людей. Когда я активно включился в предвыборную кампанию, то поверил в свою победу. У меня на участке было 4 тысячи избирателей, я весь месяц ходил, старался с каждым лично пообщаться, узнать о проблемах в округе, что люди думают. На моё удивление где-то 99% людей были к "Единой России" настроены негативно, ещё процентов 95 сказали, что проголосуют за меня. Да и представители молодёжи нужны везде. Получилось так, что я аж в два раза по голосам одолел свою оппонентку — директора 13 школы, гимназии нашей. Но она достойная женщина — поздравила, поблагодарила за честную борьбу.
Во время предвыборной кампании не было сложностей из-за возраста, скорее было какое-то любопытство у людей
В этот раз столько наложилось друг на друга, — продолжает молодой депутат, — и пенсионная реформа, и моя работа, и партии, и Ульяновского отделения. Все активно работали, иногда даже поспать некогда было, покушать. Конечно, и до этого довольно активная работа проводилась, старались защитить интересы граждан. У нас в городе население всего тысяч 120, молодежь вся уезжает, процентов 75, я бы сказал. Но тут активность молодежи повысилась. Многим по сути надоело то, что в городе нет работы, доступной комфортной среды нет — чтобы можно было выйти, как в крупных городах, прогуляться, провести досуг интересно и достойно.
— Вы впервые участвуете в выборах. Почему именно КПРФ?
— Я вижу, что сегодня коммунисты в Ульяновске — единственная стабильная сила, которая готова и хочет что-то менять. Больше всего меня волнуют проблемы города, например, что молодежь уезжает, и мне хотелось бы помочь. Мне кажется, наша команда не оставит людей наедине со своими проблемами. В нашей области несколько раз пытались закрывать больницы и школы, но благодаря коммунистам их удалось сохранить.
— У вас есть какой-то план первых действий в статусе депутата?
— На самом деле, проблем много, о которых мы узнали во время кампании от избирателей. В первую очередь, я бы, наверное, сократил количество "пивных" магазинов. Их стало очень много в городе — по 2-3 магазина в доме. И я полностью согласен с политикой запрета продажи алкоголя по выходным в магазинах области.
— Вы учитесь на первом курсе университета, не будет политика мешать учебе?
— Я буду очень стараться, чтобы не мешала. Ведь, если хочется учиться, можно и дома дополнительно позаниматься. И до этого я как-то умудрялся и учиться, и подрабатывать журналистом. Но если нужно будет, ради избирателей я готов прогулять пару.
32-летний депутат Заксобрания Ульяновской области от КПРФ Айрат Гибатдинов рассказывает, что у граждан изменилось отношение к коммунистам:
— Раньше на всех углах кричали, что КПРФ — это партия пенсионеров, партия прошлого, что у нее нет никакого будущего... Сейчас же политика партии в целом поменялась — идет обновление, привлекается молодёжь, на руководящих позициях много молодёжи. И до этого привлекали, а сейчас ещё больше.
Раньше на всех углах кричали, что КПРФ — это партия пенсионеров, партия прошлого, что у нее нет никакого будущего... Сейчас же политика партии в целом поменялась.
Во время предвыборной кампании КПРФ не только выдвинула ряд молодых кандидатов, но и использовала в своей агитации лозунги сторонников Алексея Навального, говорила о борьбе с коррупцией и партией "жуликов и воров". Этим коммунисты также могли привлечь электорат "моложе 30", которые обычно мало интересовались выборами.
В 90-ых Ульяновская область была частью "красного пояса" — люди тут традиционно голосовали за КПРФ, но затем коммунисты растеряли свою поддержку в области, и вот сейчас партия начинает возвращать утраченные позиции. Это, как говорят сами представители КПРФ, результат стечения обстоятельств.
— КПРФ уже достаточно давно ведёт жесткую борьбу, а с 15-го года началось обострение, — говорит Гибатдинов. Сначала на выборах в гордуму Ульяновска, а затем, конечно, на выборах в Госдуму и выборах губернатора области. Тогда все предвещало второй тур, но силами, судя по всему, администрации и избирательной комиссии этого избежали. Буквально 2-3% отделяло нас от второго тура, но за счёт отдалённых районов все было решено. Потом борьба продолжалась — конечно, вокруг законопроектов партии власти и политики правительства области — в частности, по поводу лекарственного обеспечения (региональный фактор).
Буквально 2-3% отделяло нас от второго тура, но за счёт отдалённых районов все было решено
Говоря о федеральном факторе, Айрат Гибатдинов, в первую очередь, имеет в виду пенсионную реформу. По его словам, "все прекрасно понимают, что это кабала, против народа направлена".
— Третье — это усталость от нашей власти, — продолжает Гибатдинов. — Губернатор Сергей Морозов уже более 15 лет возглавляет регион — ничего нового, только одни обещания, одна статистика. Когда говоришь с людьми на встречах, во дворах, о том, что официально у нас средняя зарплата 28-29 тысяч — все смеются. Не от радости, а от наглости, потому что таких зарплат нет.
Сегодня представители КПРФ фактически захватили власть в Димитровграде и ряде других населенных пунктов области. Не помогли предотвратить такой поворот и партии-спойлеры — "Коммунисты России" и КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости) — на выборах в Заксобрание области первые получили одно место, а в Димитровграде и вовсе не смогли ничего добиться.
По мнению наблюдателей, во втором городе области успеху КПРФ способствовало и то, что у местного мэра Алексея Кошаева был конфликт с губернатором Морозовым, поэтому власти города согласовывали митинги коммунистов. Однако в результате сам Кошаев проиграл выборы в одномандатном округе кандидату от КПРФ — простому рабочему, впервые принимавшему участие в выборах.
Когда говоришь с людьми на встречах, во дворах, о том, что официально у нас средняя зарплата 28-29 тысяч — все смеются. Не от радости, а от наглости, потому что таких зарплат нет
В Ульяновской области традиционно проживают представители разных народов Поволжья — татары, чуваши, мордва. В некоторых районах они составляют значительную долю населения и даже большинство — как в Старокулаткинском районе, где татар — больше 90% жителей. Состав областного отделения КПРФ и её кандидатов на выборах также был многонациональным — сразу несколько избранных депутатов от партии в городе и области — татары. Отделение КПРФ в Димитровграде давно возглавляет преподаватель Габдулхак Мурзаханов, а депутат Айрат Гибатдинов, скорее всего, возглавит фракцию партии в областном парламенте нового созыва. Значит ли это, что КПРФ особенно привлекательна для представителей национальных меньшинств в области?
— КПРФ принимает разные национальности, — говорит коммунист Гибатдинов. — Дело не в татарах или русских, у нас много и татар, и мордвы, и чуваш, я даже тут разделять не буду. Я не думаю, что для партии какой-то национальный фактор играет роль. Наверное, мне лично как татарину где-то проще общаться с ними (избирателями-татарами). В Старой Кулатке мы проводили большую работу по защите интересов населения в области здравоохранения, там пытались сократить много ставок низшего звена — медицинских сестер, санитарок, мы встали на их защиту.
Сразу несколько избранных депутатов от партии в городе и области — татары
— Мы на национальность не смотрим, привлекаем людей близких по духу, тех, кому надоел этот произвол, кто хочет что-то исправить, изменить ситуацию вокруг себя, — соглашается юный депутат Владислав Хворов.
24-летний сторонник КПРФ Айрат Мухамедшин подчеркивает, что в Димитровграде очень много социальных проблем — плохие дороги, медицина, сокращения на предприятиях. Он считает, что многие жители разных национальностей голосуют за КПРФ из-за ностальгии по советским временам.
— Большинство местных татар переехали в город из сёл. Многие помнят советские годы, когда все колхозы работали, и деревни развивались, а сейчас там разруха. Поэтому, как мне кажется, есть протестные настроения, и люди по старой памяти голосуют за коммунистов и КПРФ.
Однако, судя по результатам голосования 9 сентября, основную поддержку КПРФ получила именно в городах, а не в сельской местности, включая районы традиционного проживания татар, чуваш и мордвы. И дело тут, как считают наблюдатели, в том, что в глубинке партии власти проще было использовать административный ресурс и фальсифицировать результаты голосования. Там, где было обеспечено наблюдение, результаты КПРФ оказались значительно выше. Но отправить наблюдателей на все участки было невозможно даже при поддержке членов компартии из соседних Татарстана, Чувашии и Пензенской области.
Основную поддержку КПРФ получила именно в городах, а не в сельской местности, включая районы традиционного проживания татар, чуваш и мордвы
Координатор "Левого фронта" в Ульяновске Наиль Имамеев, который много лет был наблюдателем на выборах, убежден, что даже самые придирчивые наблюдатели способны предотвратить лишь часть фальсификаций.
— Приглашение наблюдателей из других регионов не позволило вскрыть весь объем фальсификаций. Эта власть никогда не позволит провести выборы, в результате которых придется уступить кресла, — подчеркивает Имамеев. — У меня гораздо более радикальные левые взгляды. Я считаю, что с помощью выборов власть в России не изменить, надо идти другим путем. А то, что люди, в частности молодежь, голосуют за КПРФ, не означает, что это привлекательная партия. Голосуют из протеста против "Единой России", а уж за КПРФ или ЛДПР — не потому, что они привлекательные, а потому, что лучшей альтернативы нет.
Как бы то ни было, о возрождении "красного пояса" говорить пока рано, но на карте России, в том числе в Поволжье, уже появляются "красные точки" — не только в Димитровграде, но и в соседних Тольятти и Сызрани. Это довольно депрессивные моногорода с огромными долгами и кучей социальных проблем. Сможет ли "молодая поросль" КПРФ, как выразился один местный политолог, изменить ситуацию?
С помощью выборов власть в России не изменить, надо идти другим путем. А то, что люди, в частности молодежь, голосуют за КПРФ, не означает, что это привлекательная партия
Лидер областного отделения партии Айрат Гибатдинов рассказывает, что КПРФ "уже готовит пакет законопроектов, направленный на защиту жителей области по всем социальным направлениям, большую работу будем проводить по формированию бюджета на 2019 год". Девятнадцатилетний депутат Владислав Хворов отвечает:
— Тут на самом деле работы столько, что обещать сейчас можно только одно — что будем работать очень много и очень усердно, потому что проблем действительно много, и надо как-то пробовать их обязательно решать. Избиратели с нас же и спросят через несколько лет и скажут: зачем же тогда мы вас выбрали?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.