Ссылки для упрощенного доступа

Марс Сафаров: "Бенефициары "Соды" готовы поставить на дыбы всю Россию и Башкирию"


Гора Торатау (Тратау) в Башкортостане. Памятник природы.
Гора Торатау (Тратау) в Башкортостане. Памятник природы.

Житель Башкортостана Ринат Хисамов на днях опубликовал петицию на имя президента РФ Владимира Путина под названием "Законодательно спасти Шиханы!" Автор просит главу государства "не принимать поспешных решений, детально разобраться в ситуации и выслушать все стороны, а не только позицию прислужников-олигархов, уводящих доходы в оффшоры, и подкупленных ими чиновников".

​Общественники республики, создавшие сообщество ВКонтакте "Живые Шиханы", объявили о начале массового флешмоба в социальных сетях в защиту гор. Акция, по словам ее организаторов, стала ответом на утверждения лоббистов Башкирской содовой компании о том, что в республике нет общественного запроса на защиту Шихан от промышленной разработки.

Заместитель генерального директора "Башкирской содовой компании" (БСК) Марина Бортова в эфире программы "Клинч" на "Эхе Москвы" в Уфе" заявила, что деятельность "БСК" не оказывает никакого влияния на экологию республики.

Активисты-защитники Шихан заявили о намерении провести в ближайшие выходные у подножия горы Торатау фестиваль "Берҙәмлек-Единство".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Кольцо жизни" вокруг Торатау объединило жителей республики"

Это только последние факты из хроники более чем пятнадцатилетней борьбы общественности Башкортостана за спасение от промышленной разработки Шихан — уникальных гор-останцев, расположенных вблизи Стерлитамака. В защиту гор выступают активисты из числа местного населения, башкирских национальных и других гражданских организаций, ученые-экологи, геологи, археологи и биологи. Им противостоит менеджмент "Башкирской содовой компании", руководители которой заявляют, что существующих запасов в остатках уже срытой до основания горы Шахтау хватит примерно лишь до 2020 года, после чего вновь встанет вопрос о разработке новых месторождений известняка, иначе содовое производство в Стерлитамаке закроется.

Содовикам объяснили в Москве, что если им удастся обратить общественное мнение жителей Башкортостана в свою пользу до сентября, то в Администрации президента РФ внимательнее отнесутся к просьбе "БСК" отдать шихан.

"Idel.Реалии" собрали хронику противостояния за последние полгода — за время, когда ситуация вокруг Шихан вновь обострилась.

Начало апреля — правительство республики вносит изменения в постановление, запрещающее выпас скота, рубку леса и разработку полезных ископаемых на территории природных памятников.

19 апреля — глава Башкортостана Рустэм Хамитов в ходе "прямой линии" с телезрителями республики заявил, что Шиханы "находятся под охраной закона и снять статус памятников невозможно". "Если по каким-то причинам не устраивает качество сырья — меняйте технологию", — обратился к владельцам БСК глава региона и добавил, что надеется на то, что "здравый смысл у собственников этого предприятия возобладает, и вместо того, чтобы устраивать, разворачивать эту конфликтную ситуацию, идти против населения, граждан, природы, законов общества, должно прийти осознание". На следующий день представители "БСК", комментируя высказывания главы республики, характеризуют их как "фантазии" и "популистские лозунги".

Видео "Рустэм Хамитов о невозможности снять охранный статус с Шихан"

26 апреля — делегация организации "Башкорт" и местного отделения партии Зеленые привозит в администрацию президента России в Москве 50 тысяч подписей жителей республики с требованием защитить от промышленной разработки Шиханы. Одновременно "Башкорт" анонсирует на 12 мая проведение массовой акции — флешмоба у подножья горы Торатау.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Живое кольцо в защиту горы

Начало мая — республиканские СМИ публикуют выдержки из отчета ВЦИОМ, в котором утверждается, что "в Стерлитамакском промышленном кластере проблема промышленной разработки гор является ключевым фактором, определяющим общественное настроение". По данным экспертов ВЦИОМ, 65% опрошенных респондентов полагают, что "БСК" стремится разработать шихан с целью сохранить свои доходы. Такое же количество опрошенных (65%) одобряет протестные акции, направленные на сохранение Торатау, при этом 35% готовы лично принять участие в акциях протеста против промышленной разработки шихана, если в этом возникнет необходимость. 26% респондентов заявили, что не изменят свою позицию даже в случае, если "БСК" обязуется проводить активную социальную политику в обмен на разработку горы, а 28% не изменят свою позицию, даже если это будет грозить закрытием всего содового производства компании.

12 мая — у подножья горы Торатау проходит грандиозный флешмоб — более трех тысяч человек опоясывают гору "Живым кольцом", символизируя этим свою решимость защитить ее. Акция вызывает широкий отклик у общественности республики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кого ждать от "зеленых"?

21 мая — к ситуации подключается "Партия ветеранов России" — ее федеральный лидер, уроженец Стерлитамака Ильдар Резяпов публикует в издании "МКСЕТ" большую статью под названием "Город хотят лишить будущего", в которой однозначно высказывается за разработку Торатау, а защитников Шихан обвиняет в стремлении "нажить политический капитал в преддверии предстоящих выборов в Госсобрание".

24 мая — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявляет о необходимости передать Шиханы содовой компании. Требования общественности республики оставить горы в покое министр объясняет происками "турецких конкурентов" "БСК". Через пять дней в Москве происходит "рабочая встреча" Дениса Мантурова и Рустэма Хамитова; детали встречи остаются неизвестными.

Видео —​ "Денис Мантуров требует отдать Шиханы "Соде"

6 июня — глава республики Рустэм Хамитов заявляет о намерении построить в регионе новое содовое производство с применением технологий, которые, по словам главы региона, "позволяют резко снизить требования к качеству известняка, который используется в производстве кальцинированной соды".

6 июля — в Стерлитамаке под эгидой "Партии ветеранов России" проходит митинг, инициированный содовой компанией. На митинге принимается обращение в федеральные органы власти с призывом разрешить компании разработку гор. Республиканские СМИ сообщают, что на мероприятие вынудили прийти значительную часть персонала завода.

Мы никогда не отдадим вам народные шиханы! Мы будем драться с вами до конца, до нашей победы! Мы встанем перед вашей техникой и вашей охраной стеной, и не дадим пройти! Мы поднимем в защиту шиханов все население республики!

31 июля — Совет директоров БСК через портал раскрытия корпоративной информации обнародует намерение сократить инвестиции в производство и персонал из-за угрозы потери сырьевой базы. В комментариях СМИ уточняется, что под сокращение может подпасть 40% сотрудников предприятия. Эксперты расценивают публикацию таких сообщений, как шантаж республиканских властей с целью побудить их изменить позицию по Шиханам.

Одновременно республиканский портал "Про Уфу" сообщает, что "от различных источников в Уфе, Стерлитамаке и Москве поступила информация, что в столице "БСК" получило "добро" на агрессивное формирование общественного мнения в пользу разработки шихана Торатау". "Содовикам объяснили в Москве, что если им удастся обратить общественное мнение жителей Башкортостана в свою пользу до сентября, то в Администрации президента РФ внимательнее отнесутся к просьбе "БСК" отдать шихан", — говорилось в публикации. В последующие дни в ряде федеральных СМИ появляются публикации, явно инспирированные лоббистами содовой компании, в которых заявляется, что ситуация требует "вмешательство федерального центра".

5 августа — организация "Башкорт" делает официальное заявление "по поводу продолжающихся притязаний БСК "Сода", в котором обвиняет владельцев компании в том, что их "никогда не интересовала жизнь местных жителей, что живут вблизи шиханов". "Из-за желания заработать на дешевом сырье, [владельцы] готовы раскачать стабильность в республике, и устроить здесь волнения, которые могут привести к непредсказуемым последствиям", — говорится в заявлении. Документ заканчивается обещанием: "Мы никогда не отдадим вам народные шиханы! Мы будем драться с вами до конца, до нашей победы! Мы встанем перед вашей техникой и вашей охраной стеной, и не дадим пройти! Мы поднимем в защиту шиханов все население республики! Мы доведем до огласки и заручимся поддержкой всего мира!"

7 августа — на федеральном телеканале "Россия 24" выходит сюжет о том, что "БСК" готовится массово сократить работников на содовом производстве. В сюжете утверждается, что охранный статус был придан горе Торатау исключительно в целях ее сохранения в качестве перспективного источника сырья для производства соды. Схожие сюжеты и публикации выходят также в ряде других федеральных и региональных СМИ — так, "Российская газета" в своей публикации приводит мнение экспертов, что лишь гора Торатау пригодна для разработки и получения необходимого сырья для содового производства.

9 августа — Стерлитамак посещает с однодневным визитом заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Он заявляет, что месторождение на Торатау — единственное, которое подходит по экономическим и качественным характеристикам для разработки и высказывается за снятие охранного статуса с горы. "Продажные министры за разработку нашего Торатау. Готовимся к активным действиям и готовимся выйти в защиту шиханов!" — прокомментировали высказывания чиновника в организации "Башкорт".

20 августа — "Российский союз химиков" обращается к министерству промышленности и торговли РФ с просьбой "ускорить поиск решения сырьевой проблемы "Башкирской содовой компании", утверждая, что гора Торатау "изначально входила в перспективные ресурсы для дальнейшего сырьевого обеспечения завода".

23 августа — Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб в эфире телеканала "Россия 24" высказывается за снятие охранного статуса с Торатау, заявляя, что еще "еще с советских времен все четыре горы-шиханы были включены в ресурсную базу содового предприятия". "Есть много примеров, когда природоохранные статусы снимаются", — заявил чиновник, отметив, что охраняемые уникальные растения могут быть пересажены в другое место.

Чем закончится противостояние? Опрошенные "Idel.Реалии" эксперты разошлись во мнениях, оценивая перспективы сохранения Шихан и спасения их от промышленной разработки.— Очевидно, что "Сода" давно поняла — внутри республики ей уже очень сложно, если не сказать — невозможно сформировать положительное мнение в свою пользу, — говорит политтехнолог Андрей Потылицын. — Поэтому последний год на усиленно лоббирует в федеральных органах власти, а республике — населению и правительству посылает подспудно такой месседж — решение будет принято в Москве, верховной властью, и никуда вы не денетесь. Поиском аргументов они себя сейчас не затрудняют — нужные слова, чтобы объяснить необходимость отдачи горы, будут найдены, особенно на фоне общих экономических трудностей в стране. Большого сопротивления общественности я в этой связи не жду. Решение же, очевидно, будет принято после выборов в Госсобрание.

— Решение о сдаче Шихан давно уже принято и принято в недрах федеральной власти, — полагает политолог и общественный деятель Азамат Галин. — По моим данным, сейчас речь идет не о Торатау, а о горе Юрактау — в качестве временного компромисса. Но пройдет десять-пятнадцать лет, сроют Юрактау — и потом все равно возьмутся за Торатау.

— Содовая компания еще несколько лет выбрала такую выжидательную тактику — довести ситуацию до критического состояния, когда уже российскому правительству нужно будут делать выбор — либо останавливать предприятие, либо снимать с Шихан охранный статус, — считает председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов. — И сейчас вот мы подошли к такому этапу развития противостояния. Все другие варианты выхода их ситуации — разработка других месторождений, модернизация производства и прочее — компанией последовательно отметались под разными предлогами. К сожалению, я думаю, что Шиханы все же отдадут компании. В принципе, вопрос зависит от активности башкирских организаций, экологов, других общественников — если они активно выступят в защиту гор и население их поддержит, если для региональной власти возникнет угроза политических волнений, тогда компания может сыграть отбой, пойти на попятную. Но это все равно будет временное отступление — через полгода они опять поднимут волну: "Ой, всё, мы закрываемся!" Могут еще чем-то поугрожать, например, выводом активов. И республиканское правительство вынуждено-таки будет принять негативное для Шихан решение.

— По моим ощущениям решение все же пока не принято, — отмечает политолог Дмитрий Михайличенко. — "Сода" сейчас активно формирует информационные волны в пользу выгодного ей решения. Появилась целая волна "экспертов", ангажированных блогеров, пытающихся навязать общественности позицию "Соды", смещающих общественное недовольство в сторону, которая нужна компании, навязывающих такой дискурс — давайте, мол, поторгуемся с "Содой", пусть она нас поупрашивает, пообещает значимые преференции. В СМИ же вновь вбрасываются кошмарные штампы про происки турецких, американских и других конкурентов.

В целом, ситуация такова, что у "Соды" есть влиятельные лоббисты, заступники на федеральном уровне, но они есть и у республиканской власти. Многие сейчас спрашивают — а почему молчит глава республики Рустэм Хамитов? Но ему сейчас ввязываться в информационные схватки нет резона, он свою позицию ранее высказал и пока не говорил, что ее изменит.

Я считаю, что сопротивление натиску компании и ее лоббистов вполне возможно. Для лидеров общественного мнения в Башкортостане эта ситуация — точка бифуркации, "момент истины". Если они свою позицию будут держать до конца, то впоследствии у нас, возможно, общественное мнение будет на что-то влиять. А если их продавят, поставят на колени, то дальше подняться с колен будет очень трудно.

Защитники Шихан, по их уверениям, сдаваться не собираются и готовы к продолжительной борьбе.

— Деятельность содовой компании уже многие годы несет для нашей окружающей среды катастрофические последствия, — говорит известный химик профессор Марс Сафаров. — В реку Белую в огромном количестве сливаются отходы производства — "дистиллерная жидкость". Утилизировать ее невозможно. В свое время производство на заводе начиналось с цифры 125 тысяч тонн соды в год и река еще справлялась с таким объемом отходов. Сейчас производится в 15 раз больше. Чтобы разбавить такие объемы стоков нужно, чтобы Белая в створе Стерлитамака несла, как минимум, десять кубокилометров воды, а она несет лишь четыре кубокилометра. Поэтому нужно не наращивать производство соды, а, наоборот, резко сокращать его. Отдавать Торатау нельзя, нужно искать другие месторождения. Но бенефициары "Соды", категорически этого не хотят. Одна тонна соды сейчас приносит акционерам семь тысяч рублей дохода, и ради того, чтобы не уменьшать свои прибыли, они готовы поставить на дыбы всю Россию и весь Башкортостан.

— Эти наши уникальные горы нужно защищать всеми способами, — считает писатель, эколог Борис Павлов. — Нужно выносить вопрос на международный уровень — привлечь к нему ЮНЕСКО, Гринпис, Фонд дикой природы, другие экологические организации.

— Мы постоянно держим очень тесную связь с местными жителями, которые живут близ Торатау и Юрактау, — говорит заместитель председателя организации "Башкорт" Руслан Габбасов. — Наша общая позиция четкая — как бы ни менялись взгляды республиканской власти, мы в любом случае будет выступать в защиту Шихан, будем выходить на протестные акции. Будем нужно — выйдем и против техники.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG