В Нефтекамском городском суде началось слушание уголовного дела по обвинению двоих сотрудников полиции в пытках местного жителя Венера Мардамшина.
Напомним, что в конце декабря прошлого года Следственное управление СКР по Башкортостану по заявлению Комитета против пыток начало расследование дела об избиениях и пытках Венера Мардамшина сотрудниками Нефтекамского городского отдела полиции. Как заявил потерпевший, 10 ноября 2016 года он был схвачен четырьмя мужчинами, которые сковали ему руки наручниками, надели на голову пакет и, затолкав в свой автомобиль, увезли в неизвестном направлении. Со слов Мардамшина, позже выяснилось, что это были сотрудники полиции, которые доставили его в опорный пункт полиции, после чего начали избивать, применяя дубинки и электрошокер и требуя признаться в похищении некой женщины. Добиться от Марамшина признания полицейским так и не удалось и они отпустили его, предварительно взяв с него объяснение о том, что он распивал с друзьями спиртные напитки и претензий к сотрудникам полиции не имеет. После того, как он добрался домой, его супруга, Гульназ вызвала "Скорую помощь", на которой Мардамшин был доставлен в городскую больницу, а спустя десять дней был перевезен в одну из больниц Уфы. Врачи зафиксировали многочисленные травмы и ушибы на поверхности тела и внутренних органов, множественные кровоподтеки, ожоги на ногах от электрошокера и другие повреждения. Заявление о пытках было направлено Мардамшиным и его супругой в местный отдел Следственное управление СКР по Башкортостану. После пребывания в больнице Мардамшин с женой отправился на лечение в один из санаториев в Оренбургской области, однако, долечиться там не смог – 20 декабря он был вновь задержан полицейской опергруппой, этапирован в Нефтекамск и заключен под стражу.
Лишь после огласки этой истории в СМИ и многочисленных обращений Комитета по предотвращению пыток, дело об истязаниях Мардамшина было изъято из ведения местного следственного органа и передано во второй отдел по особо важным делам следственного управления СКР по Башкортостану, а сам потерпевший был 29 декабря решением Верховного суда республики освобожден из-под стражи. В ходе расследования обвинения в пытках были предъявлены начальнику отдела уголовного розыска полиции Нефтекамска Ильвиру Сагитову и его подчиненному, старшему оперуполномоченному отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска Радиму Хайруллину. Сагитов был арестован, у Сагитова была отобрана подписка о невыезде. Как сообщили тогда "Idel.Реалиям" в Комитете по предотвращению пыток, уголовное дело против других полицейских, также принимавших участие в истязаниях Мардамшина, но находящихся пока в статусе "неустановленных лиц", выделено в отдельное производство. Расследование же уголовного дела в отношении Ильвира Сагитова и Радима Хайруллина было завершено в конце сентября нынешнего года; в начале октября, после утверждения обвинительного заключения прокурором, дело было направлено в суд. Обоим полицейским было предъявлено обвинение по пп. "а, б" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств").
Первое заседание суда состоялось 1 ноября; о его итогах "Idel.Реалиям" рассказал юрист Комитета по предотвращению пыток Евгений Литвинов, представлявший в суде интересы Венера Мардамшина.
- Заседание было очень насыщенным. Весь день занял допрос потерпевшего, Венера Мардашина. Один только его рассказ о всех произошедших с ним с 10 ноября до конца декабря 2016 года событиях занял полтора часа. В итоге, он подтвердил все показания, данные им на предварительном следствии. Настроен он вполне решительно. Что касается защиты подсудимых, то на этом заседании она ограничилась уточняющими вопросами. К примеру, Венер достаточно подробно изложил события, происходившие в опорном пункте, когда его пытали. Но, поскольку во время истязаний он периодически терял сознание, он не мог теперь точно назвать время того или иного события. Эти моменты и старалась уточнить защита.
На следующих заседаниях будут допрошены уже свидетели, которых очень много – порядка 50 человек.
Евгений Литвинов заметил, что на процессе не было ни одного журналиста; не присутствовала в зале и публика. Он добавил, что в суд пришли супруга Мардамшина и его друзья, но, поскольку, все они являются свидетелями по делу, им нельзя было зайти в зал до их допроса судом. Литвинов также сообщил, что защита подсудимых настаивала на проведении закрытого заседания, однако, суд отклонил это ходатайство.
Следующее заседание суда по делу Венера Мардамшина назначено на 24 ноября.