Сария Абдуловна и ее семья — так называемые "дробильщики" Татфондбанка — те, кто за несколько дней до введения моратория разделил свои вклады до размера страховой суммы. Однако Агентство по страхованию вкладов назвало их "мошенниками" и не стало вносить в реестр на выдачу средств по всем вкладам. "Idel.Реалии" поговорили с Сарией Абдуловной о том, как теперь действовать "дробильщикам" и почему АСВ считает их мошенниками.
— Из всех клиентов Татфондбанка "дробильщики" оказались в позиции виновных, только вас называют "мошенниками" и даже подают в суд. Если с вкладчиками "ТФБ Финанс" сейчас более-менее понятно – по их заявлениям возбуждено уголовное дело, обычным вкладчикам деньги вернули, превышенцы тоже могут как-то действовать, а как быть вам?
— Мы подали в суд на АСВ. На данный момент пришел отказ. Пока не могу точно сказать, дочку пока не видела, а подавала она. Наше заявление было о том, что они незаконно отказываются выдавать нам наши деньги. Они же [АСВ] нам объясняют, что мы получили 1,4 млн рублей, а остальные деньги у нас не застрахованы. Но как они могут быть не застрахованы, если мы дробление делали ради сохранения своего имущества? Мы делали это 12 декабря, кто-то в начале месяца, а кто-то вовсе — в конце ноября. Банк закрылся только 15 декабря. Они нам говорят, что якобы наши деньги еще не успели застраховать.
Вот он, дурачок, взял и все деньги свои на мой счет на этот вклад положил
У меня вот такой случай: у моего сына деньги лежали на его счету, а у меня — на моем. Мы все стараемся как-то заработать, все же люди, и там какая-то акция началась выгодная, кажется, со сроком в три месяца. Вот он, дурачок, взял и все деньги свои на мой счет на этот вклад положил. А потом банк взял и рухнул. Вот мы и без денег остались все. А хотя у нас деньги лежали на нем и на мне, как положено.
— То есть у вас было два счета, потом все деньги переложили на ваш счет, а потом снова разделили?
Это же банки сами советовали, заявляя, что только так, дробя деньги, их можно спасти
— Да, он пошел 12 декабря в банк, чтобы снять деньги для работы. А в банке отказали и сказали, что можно получать только по 50 тысяч. Он в тот же день срочно перевел деньги назад. Это же банки сами советовали, заявляя, что только так, дробя деньги, их можно спасти. Они же сами нам советовали, мы же не придумали. А в АСВ нас назвали мошенниками.
— В АСВ говорят, что "дробильщики" деньги переводили тогда, когда уже знали, что у банка проблемы, поэтому это якобы не законно.
— У нас никакой информации не было. Я имею право переводить свои деньги куда захочу.
— Если посмотреть судебную практику АСВ против "дробильщиков", можно заметить, что в первой инстанции "дробильщики" проигрывают, а потом Верховные или городские суды встают на их сторону.
— Да, мы тоже слышали. Мы сейчас, если сделаем обратный ход, то вообще все потеряем. Тем более, что мы дробили до закрытия банка. Поэтому мы считаем, что наши действия правомерные.
— Сколько всего "дробильщиков" в Татфондбанке?
— Я занимаюсь составлением списка. По "дробильщикам" сейчас около 20 человек. Нас не так много. "Превышенцев"— 40 где-то, а вот юридических лиц очень много — я страницы четыре заполнила. А еще есть доверительное управление. Их вот совершенно обманули. У нас в списке 50 человек.
— Вы успели снять деньги?
— Только страховую сумму — 1,3 млн. 29 декабря еще сняли, а вот муж и сын не успели. Хотя фактически это деньги нашей семьи.
— Вы давно являетесь клиентом Татфондбанка?
— Давно, года три так точно. До этого все было прекрасно! Мы даже были благодарны! В декабре 2015 года они пенсионную акцию открыли, где давали 20%. Мы, конечно, туда все бросились. Я даже на маму свою старенькую, 86-летнюю, открыла вклад. У нее 100 тысяч на похороны были. Мы же заинтересованы, чтобы что-то где-то заработать. Тем более банк рядом с домом, условия хорошие, а главное — татарский, государственный! Мы были очень спокойны, обслуживание в банке было очень хорошим.
— Вам не предлагали доверительное управление?
— Нет, не предлагали. У меня в январе этого года уже должен был закончиться вклад, поэтому, наверное. Если бы заканчивался раньше, то может быть и предложили. Карточку мне вот не так давно дали кредитную. Но я ее вчера пошла и закрыла, хотя приятно было, что дали. Моему сыну вот предлагали доверительное управление. Но он не согласился — ему это не нужно. Хотя это выглядело очень заманчиво, особенно для пенсионеров. В банке 14% пенсионеров было, все хотят заработать. Мне бы предложили, я бы тогда тоже влезла.
Все пытаются на что-то накопить, у меня вот много внуков. Если так просто деньги хранить, то они же обесцениваются. Там хоть и маленькие деньги, но подзаработать можно.
— Вы, "дробильщики", сейчас в группу какую-то будете объединяться? Какие вообще планируете действия?
— У нас группа есть, да. Дмитрий Николаевич [Бердников] (лидер общественного движения "Против коррупции и беззакония") нашу группу ведет, а я помогаю. В полицию вчера обратились вот, чтобы уголовное дело завели. Мы считаем, что нас обманули. Я плачу каждый день — глаза не просыхают. Назвали мошенниками, а у всех своя история. И мне даже больше не себя жалко, а других — кто-то квартиру продал, чтобы купить побольше, а деньги пропали. Банк не был закрыт, а то, что мы делаем с нашими деньгами — наше дело.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.