Ссылки для упрощенного доступа

"Для чувашского слушателя татарка Фарида – желанный подарок!"


Стас Владимиров
Стас Владимиров

Сайт "Idel.Реалии" продолжает знакомить своих читателей с национальной эстрадой народов Поволжья. На этот раз предлагаем вашему вниманию интервью со Станиславом Павловичем Владимировым, более известным на сцене как Стас Владимиров.

Профессиональный певец, заслуженный артист Чувашии (2001). Популярен в чувашском мире с 1990-х годов. Стас Владимиров родился 7 мая 1965 года в деревне Синъял Яуши Вурнарского района Чувашии. Окончил Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова и юридический факультет Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

С 1990 года – актер Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля. Создал более 50 оригинальных комедийных и драматических ролей. Театральную работу успешно совмещает с эстрадной деятельностью – сочиняет и исполняет народные и авторские песни. Лауреат смотра-конкурса "Ритмы Чувашии" (1993) и дипломант Государственной молодежной премии Чувашской Республики (1998).

- Станислав Павлович, основная веха вашей биографии хорошо знакома по Вурнарской районной и Чувашской энциклопедиям. Может, припомните что-нибудь любопытное из детских и учебных лет?

- У меня обычная биография сельского мальчишки, ничего особенного нет. Родители – простые трудовые крестьяне. Помню, как отец, держа в руках пивной яндал и ковш, с красивой песней благодарил хозяев застолья… И я с детства полюбил народные песни. Пел в школе.

Уходит в прошлое эпоха настоящих режиссеров, актеров, певцов, танцоров, писателей

Учился на вокальном отделении музыкального училища имени Федора Павлова, а в театр поступил по рекомендации режиссера Зои Ярдыковой, славной ученицы великого Тарханова, у которой параллельно учился сценическому мастерству. Она говорила, что у меня есть актерские данные и умение импровизировать. Горжусь школой Зои Дмитриевны. Сейчас уходит в прошлое эпоха настоящих режиссеров, актеров, певцов, танцоров, писателей. Уходит понимание правды внутренней жизни персонажа.

- Как вам видится современная чувашская эстрада?

- Идут долгие споры о том, есть ли чувашская эстрада или нет. Есть, конечно, эстрада. Работают хорошие эстрадные ансамбли. Но разговор о качестве – обоснованный. Республика маленькая, артистов море. Каждый, кто поет, ставит концерты. Создается нездоровая конкуренция. Распространяется "наводнение" непрофессионалов.

- Оставшийся после университета в Чувашии индийский парень Дипендра Мани или татарская девушка Фарида поют чувашские песни. Народ их воспринимает с радостью. В чем дело?

- Когда надоедает однообразие, любое иное исполнение принимается радостно. Индийский парень, конечно, искажает наше произношение, но это в новинку, экзотично и кажется интересным. Есть что сравнивать и выбирать на свой вкус.

А у Фариды своеобразный голос, яркий, звонкий и в тоже время мягкий. Очень близок к чувашскому национальному по духу. Мы с ней исполнили несколько песен. Мне ее пение нравится. У нас таких голосов мало. Для чувашского слушателя татарка Фарида – желанный подарок!

- Особенно на фоне тех, кто не стесняется выходить на сцену под чужую фонограмму…

- И такое встречается. Грамоты и скромности нет. Много подражаний и кривляний. Пошла мода переделывать русские и зарубежные песни. С интернета ведь все можно скачать! Берут гармонию и прикладывают что-то свое. Подобное характерно для молодежной эстрады. Но это не дело. Я стараюсь создавать свое. Нас учили работать серьезно и творчески.

Я стараюсь создавать свое. Нас учили работать серьезно и творчески

Пусть нескромно будет сказано, но с меня у нас пошла новая волна танца при исполнении песни. Стараюсь затронуть душу слушателя. В движениях пытаюсь показывать радость или же, наоборот, страдание и боль. Понимающий человек это быстро подхватывает. В песне мелодия всесильна. Музыка очень важна. Она волной идет к слушателю. Есть музыка, где слова не нужны, все рассказывается в мелодии.

Молодежи не столь необходимы слова, как сама мелодия. Лишь с годами человек в песне ищет мысли и философию. Вот тогда нужны хорошие слова. Слияние музыки и слов в одно целое – это гениально. Отталкиваясь от музыки, настойчиво ищу подходящие слова, и наоборот.

Молодежи не столь необходимы слова, как сама мелодия

- Вы можете сходу менять репертуар – в зависимости от присутствия определенной категории слушателей, скажем, молодежи или пожилых людей? Или заранее знаете, кто идет на ваши концерты?

- У каждого артиста свой зритель. В моем репертуаре нет пустословных сочинений. Танцевальных, легких песен для разнообразия включаю пару-другую, не больше. Наш долг направлять слушателя в нужное русло и оправдывать его интересы и вкусы, а не выставлять себя перед зрителем и собирать деньги. Взрослый слушатель вдумчив, потому в песнях хочу отражать его духовный мир, желания и думы.

Наш долг направлять слушателя в нужное русло и оправдывать его интересы и вкусы

- Вы признанный актер сцены молодежного театра, но известны и популярны в массах как певец. Насколько сочетаются эти два вида творческой деятельности? Они не мешают друг другу?

- Нет, не мешают. Конечно, надо уметь их сочетать. Меня кормит эстрада, а не театр. Но служба в театре – постоянная школа работы над собой. Здесь растешь духовно, постоянно до мелочей размышляешь о ролях, людях и жизни, с коллегами обсуждаешь литературные и жизненные ситуации. Учиться в искусстве надо всю жизнь.

- Почему бы вам, Стасу Владимирову, не открыть свою постоянную школу чувашской эстрады?

- Хороший вопрос. У меня была такая мысль и остается. Но воплотить ее не просто. Нет ничего – ни финансов, ни рабочего угла, ни аппаратуры, ни костюмов, ни времени. У артистов филармонии это имеется, а у нас, вольных эстрадников, ничего этого нет. Каждый артист с большими трудностями пробивается сам по себе.

- В Чувашском государственном институте культуры и искусств, наверное, сподручнее организовать такую постоянную школу и мастер-классы национальной эстрады?

- Согласен. Надеюсь, что в скором времени так и случится. Но пока таким артистам, как я, заниматься этим не получается.

- Что мешает состоявшимся артистам заняться воспитанием своей команды?

- Мешает многое. Вот, например, находятся люди, которые любят "заглядывать" в чужой карман. Приходят на концерт, подсчитывают места в зале, умножают на стоимость билета, выводят круглую сумму: вон они сколько, мол, зарабатывают. И никто не задумывается, каким трудом дается певцам-артистам этот концерт! У кого-то зал наполовину заполнен приглашенными людьми или студентами, чтобы не выступать на пустоту. Теперь на наши концерты за счет артистов хотят поставить еще и своих охранников!

Наша эстрадная кустарщина близко не стоит к татарскому шоу-бизнесу

Все делаем сами, платим за все, шьем, пишем, билеты продаем и т.д. А помощи нет ни с какой стороны. Хотелось бы поддержки и понимания со стороны Министерства культуры республики. Не помню, чтобы в министерстве собирали эстрадников и разъясняли положение, ставили задачи, давали направление. Смотрите, как Президент Татарстана критически выступил и задал вопрос, во что артисты одеваются и что поют! Правильно, согласен.

Наши просят равняться на татарстанскую эстраду. Откуда нам сравниться? Наша эстрадная кустарщина близко не стоит к татарскому шоу-бизнесу. Даже речи не может быть. Когда сравниваешь татарскую и чувашскую эстраду, горечь берет за свое искусство. Какие у них ресурсы и какая школа вокала! Какие у них голоса! У нас голосов таких очень мало, именно в эстрадном плане.

Проблем у нас очень много. Это не только по эстраде. Одинаковое положение в театре, в литературе, в искусстве и вообще в культуре в целом, и это касается, наверное, не только Чувашской Республики. Конечно, основная причина – в условиях нашей жизни и в политике.

Что мы хотим? Высокого уровня культуры. Для роста нам, видимо, нужен свой круг, как на российской эстраде. Нужен какой-то фильтр качества.

- Но это уже попахивает цензурой. Круг может проталкивать своих бездарных и отталкивать талантливых.

- Может быть такое. Но талантливый все равно пробьется. Народ не обманешь, он прекрасно отличает хорошее от плохого.

Смотрите, что делают телевидение и радио. Кому не лень, тот поет на радио, кто не умеет петь – танцует на ТВ. Художественный уровень эстрады снижается на глазах.

- На экране деньги поют и танцуют. Все происходит за плату.

- Деньгами ли меряется качество искусства? Смешно и больно. Есть же у нас талантливые певцы! Существует истинное искусство. Или оно уже перевернуто с ног на голову? Существует же настоящая песня!

- Индийскую песню, итальянскую мелодию, татарский танец можно узнать сразу. Есть ли своя изюминка у чувашской песни?

Аранжировщики у нас русские, они с национальным колоритом возиться не хотят

- Безусловно, есть. Была и существует. Народные песни с их неповторимыми мелодиями разве пропали? Но мы их теряем на ходу. Исторический багаж надо изучать, вникнуть в него надо. Это – огромный труд. Изюминка зависит от использования национальных инструментов. А аранжировщики у нас русские, они с национальным колоритом возиться не хотят. Кого я уважаю и ценю, так это талантливого композитора Николая Казакова и аранжировщика Валерия Игнатьева Теперь еще интересный, талантливый молодой человек появился на этом поприще с должным образованием – Александр Павлов.

- Где вы выступали? Интересна ли дальним слушателям чувашская песня?

- Выступал во всех районах республики и во всех регионах диаспоры. Принимают с радостью. Это вдохновляет. Выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти. Приглашают национальные культурные автономии.

Выступал в Македонии, несколько раз в Турции. В Турции однажды собрались тюркоязычные певцы из 43 стран. Многие – лауреаты мировых конкурсов. Со своими продюсерами. Концерт прошел в древнем амфитеатре на 17 тысяч зрителей, показывали в прямом эфире. Все живьем пели.

Одну песню я исполнил на турецком. Пел в своей манере, в движениях танца. Для них это было, наверное, немного неожиданностью, поскольку все певцы выступали неброско и пели лирические, грустные песни, а тут я, вдруг такой веселый и озорной (смеется).

- Не освистали? Ведь в мусульманском мире другие каноны.

- Ни в коем случае! Наоборот, стоя аплодировали. В последующие дни мы, поделившись на две части, поочередно выступали в других городах. Так вот на другой день, когда я не выступал, во время концерта меня окружили дети и их родители, стали спрашивать, когда я выступаю. В тот день наша группа не выступала, а мои поклонники говорят, что они приехали послушать именно меня. Оказывается, накануне они видели по телевизору, как я пел, и им это очень понравилось!

Потом разговор продолжился в фойе. Стали благодарить и расспрашивать о флаге Чувашии, о нашем народе. Узнав, что на следующий день выступаю в другом городе, они приехали туда и скандировали: "Чувашистан! Чувашистан!". В такие минуты чувствуешь гордость за родную Чувашию.

- Есть ли звонкие голоса у чувашских певцов?

- Есть, и немало. Например, Людмила Семенова, Августа Уляндина, Елена Османова, Иван и Вячеслав Христофоровы, бас Валерий Иванов и другие. Характер чувашской песни отлично проявляется в народном пении.

У нас мало голосов с ярко-выраженной тембральной окраской, чтобы за душу брало. Импонирует и радует голос молодого певца Андрея Думилина. Он мог бы участвовать в Москве на телепередаче "Голос" – у него широкий диапазон. Только говорят, нужно внести солидную сумму, чтоб участвовать в том конкурсе (насколько это правда – не знаю). К сожалению, чувашским молодым певцам это не по карману.

Несмотря ни на что, молодых надо поднимать. Но ведь некому ставить таланты, воспитывать профессионализм, обучать эстрадному мастерству комплексно.

Idel.Реалии продолжат серии интервью, посвященных национальной эстраде народов Поволжья.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG