В селе Лямбирь (Мордовия) накануне праздника окончания месяца Рамадан, 4 июля вечером, в связи с тем, что Луну в этот вечер никто не увидел, местная мусульманская организация "Иман" приняла решение провести праздничный намаз 6 июля, вместо предполагавшегося 5 июля. Председатель организации Руслан Максимов и имам-хатыб Рашид Сайфуллов известили всех прихожан мечети, обзвонили многих мусульман села, повесили объявление на двери мечети.
Утром 5 июля, начиная с 5:30, к мечети начали подходить те мусульмане, кто не знал о переносе праздника с 5 на 6 июля. Прочитав объявление, они уходили домой. Однако примерно через час подошла сплоченная и агрессивно настроенная группа людей, примерно из 20-22 человек. Среди них было 4 члена организации "Иман", включая Искяндяра Биктеева и Наиля Биккинеева, а остальные – те, кого обычно в мечеть и калачом не заманишь.
Дикие крики, требования срочно открыть мечеть и провести праздничный намаз. Двери были заперты, так как есть письмо из МВД и мечеть, согласно этого порядка, открывается только в 8 часов утра. Поэтому находившийся внутри мечети дежурный Фаиль Аюпов позвонил Максимову и доложил об обстановке.
Агрессивно настроенные молодчики ворвались домой к имаму Сайфуллову, подняли с постели, угрожали, напугали детей и бабушку
Агрессивно настроенные молодчики ворвались домой к имаму Сайфуллову, подняли с постели, угрожали, напугали детей и бабушку. Прибывшего к мечети Максимова оскорбляли, угрожали физической расправой, называли его деда, попавшего в плен во время Великой отечественной войны, предателем. А вызванные самим Максимовым полицейские, вместо того, чтобы призвать граждан к порядку, начали составлять акт на самого председателя.
Позже стало понятно – это была провокация со стороны антиисламских сил Мордовии – председателя, имама и сторожа мечети забрали в полицию, по приказу начальника районной полиции Воробьева (который собирался лично взломать двери мечети и требовал принести ему инструменты) и держали там четыре часа, не пуская к ним прибывшего адвоката Ашимова.
Остальные мусульмане Лямбиря, примерно 300 человек, провели молитву на следующий день, спокойно и без скандала
А эти два десятка граждан ворвались в мечеть (некоторые, как показывает видеозапись, прошли в молельный зал прямо в обуви) и провели как бы праздничную молитву во главе с Биккинеевым. Остальные мусульмане Лямбиря, примерно 300 человек, провели молитву на следующий день, спокойно и без скандала.
Казалось бы, причины для развития конфликта нет, - каждый, кто хотел, помолился, когда хотел. Но задумка провокаторов начала работать. Сотрудники ФСБ по нескольку раз опрашивали людей, принимавших участие в событиях утра 5 июля, составляли протоколы. Администрация района созвала собрание граждан, где заместитель главы районной администрации Руслан Батеряков объявил, что цель этого собрания – учреждение новой мусульманской организации, которой и следует передать мечеть.
15 августа Управление Минюста РФ по Мордовии, реагируя на материалы, поступившие 2 августа из УФСБ по Мордовии (с приложением на 76 листах), составило протокол об административном правонарушении в отношении председателя организации "Иман" Руслана Максимова.
31 августа состоялось судебное заседание. У Максимова было сразу три высококвалифицированных адвоката, один из которых доктор юридических наук, другой – кандидат юридических наук. Они убедительно показали несостоятельность и незаконность самого протокола Управления Минюста о правонарушении – по пропущенному сроку на составление такого протокола.
Было доказано, что Максимов действовал строго по закону, в соответствии с Уставом, с законами РФ и нормами ислама, в рамках своей компетенции. Также было доказано, что права бунтовщиков, не подчинившихся решению руководства организации "Иман", никак не были нарушены – они свободно провели тот обряд, который хотели.
Но 29-летний и.о. мирового судьи Дмитрий Лысов сделал то, что от него ждали организаторы провокации – признал, что председатель мусульманской организации "Иман" села Лямбирь Руслан Максимов виновен в совершении административного правонарушения и вынес решение о назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Один из адвокатов Руслана Максимова, доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев (Москва), сказал:
В действиях председателя местной исламской общины нет состава правонарушения, за которое предусмотрена ответственность за воспрепятствование реализации свободы совести
- Конечно, мы разочарованы данным решением суда, поскольку, с нашей точки зрения, оно не основано на законе. В действиях председателя местной исламской общины нет состава правонарушения, за которое предусмотрена ответственность за воспрепятствование реализации свободы совести.
Более того, наоборот, он проявлял бдительность, потому что было специальное указание органов МВД, чтобы усилить меры безопасности в дни праздников. А тут люди, которые, вопреки установленному дню праздника на 6 июля, пришли на день раньше. Надо было разобраться, что это за люди, не провокаторы ли, и так далее. Когда разобрались, их впустили.
И они в полном объеме реализовали свое конституционное право на свободу совести. Насколько было каноническим, это праздничное богослужение, это на их совести, это их дело. Потому что у них имама не было, и так далее. Но это их проблема.
В действиях нашего подзащитного я не вижу состава административного правонарушения, поэтому наши дальнейшие шаги – мы будем обжаловать это решение суда и, конечно, надо предать этот факт огласке. Почему?
Отсутствие гармонии провоцируется, как это ни парадоксально, самими органами власти
Потому что, к сожалению, Республика Мордовия уже не в первый раз у нас становится в последние годы центром общественного внимания из-за отсутствия гармонии в сфере государственно-конфессиональных отношений. Это отсутствие гармонии, с моей точки зрения, оно провоцируется, как это ни парадоксально, самими органами власти.
Вот в данном случае не совсем грамотно действовали органы полиции. Более того, даже не допустили адвоката, когда опрашивали председателя общества, других лиц – имама, сторожа. Адвокат не был допущен, его не пустили в кабинет. Это грубейшее нарушение права на защиту, за это надо отвечать.
Закон о полиции называется "Беспристрастность". Начальник полиции должен быть беспристрастным. В данном случае он был, конечно, пристрастным.
Начальник отдела полиции в описанных событиях, когда пришел к мечети, не представился. Он думает, что его все здесь знают, и все прямо по стойке "смирно" перед ним встанут. Он так и сказал нашему подзащитному: "Меня все знают". Но закон о полиции обязывает представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество, должность, и действовать строго в соответствии с законом, вести себя беспристрастно - ст.7 Закона о полиции называется "Беспристрастность". Начальник полиции должен быть беспристрастным. В данном случае он был, конечно, пристрастным.
Поэтому мы сейчас этот факт предадим огласке, для того, чтобы министр внутренних дел республики посмотрел на эту ситуацию, может, по-другому. Может, прокуратура посмотрит, займется своими делами, в конце концов. Я думаю, что этот факт нельзя оставлять без внимания.
Интересно, смог бы этот оперативник сказать то же самое в лицо Рамзану Кадырову, который тоже отмечал праздник 6 июля
P.S. Во всех протоколах опросов "потерпевших", которые написаны как под копирку, т.е. одним и тем же оперативником УФСБ Мордовии, есть забавные места, из которых исходит, что те, кто отмечал праздник 5 июля, это "традиционные" мусульмане, а те, кто отмечал 6 июля – это "сторонники просаудовской идеологии ислама". Интересно, смог бы этот оперативник сказать то же самое в лицо Рамзану Кадырову, который тоже отмечал праздник 6 июля. Или хотя бы Рамазану Абдулатипову, чей Дагестан также праздновал 6 июля.
Вот один из этих фрагментов: "Вместе с тем некоторые мусульмане, подвергающие критике традиционный ислам и утверждающие, что истинный ислам только в арабских странах (Саудовская Аравия, Катар, Египет, и др.), в 2016 году отмечали праздник "Ураза-байрам" 6 июля (согласно лунного календаря)".
Эти "потерпевшие", которых самих можно было бы обвинить в самоуправстве, вряд ли могли бы сформулировать такой бред, да еще в один голос, но и оперативнику надо бы знать, что в лунном календаре нет такого месяца, как июль.
Вот еще характерный фрагмент из этих протоколов: "В ходе разговора с собравшимися Максимов Р.Р. и Сайфуллов Р.К. стали пояснять, что праздничный намаз в 2016 году по их субъективному мнению состоится 6 июля, согласно лунного календаря. На что я и собравшиеся мусульмане стали активно спорить и пояснять, что праздник "Ураза-байрам" отмечается мусульманами, придерживающимися традиционных форм ислама, именно 5 июля, о чем по телевидению и радио заявили официальные лица (Равиль Гайнутдин, Талгат Таджеддин, президент РФ Путин В.В. и др.), поздравив всех мусульман с указанным праздником".
Тут можно было бы возразить, к 6:30 утра 5 июля, когда при подстрекательстве антиисламских сил Мордовии происходил бунт провокаторов против официального руководства организации "Иман", еще не было трансляций праздничного намаза ни из Москвы, ни из Уфы, поэтому "потерпевшие" никак не могли приводить эти доводы. Ну да ладно, бумага для протоколов всё стерпит.