Накануне, 14 сентября, в Казани состоялись очередные дебаты, организованные движением "Открытая Россия". Тема их звучала так: "Татарский язык в системе образования России быть или..?" Свои мнения на этот счет высказали председатель Комитета русскоязычных родителей РТ Эдуард Носов, эксперт по национальному образованию Марат Лотфуллин, председатель Всетатарского общественного центра Фарид Закиев, председатель Общества русской культуры в Татарстане Михаил Щеглов и другие. Корреспондент "Idel.Реалии" присутствовала на дебатах.
К 18:00 в конференц-зале гостиницы "Волга" собралось порядка шести человек вместе с организаторами. В это время должны были стартовать дебаты. Ни спикеров, ни участников, пара человек в зале и на этом всё. Спустя полчаса обстановка несколько изменилась. К 18:30 35 зрителей, участников и спикеров заняли свои места.
Модератором дебатов выступил активист движения "Артподготовка" Альберт Муратов. За одним столом с ним сидели два спикера, оппонента: Эдуард Носов и Марат Лотфуллин. В зале же расположились члены Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) и сторонники Общества русской культуры. Многие были представителями старшего поколения, остальные — родители школьников. Первым слово взял Марат Лотфуллин.
— Я не очень понимаю смысл этих дебатов, потому что законодательство РФ не дает почвы для них. У нас среднее образование обязательное по закону. Обязательство за него несут родители. А содержание этого образования определяется федеральными стандартами, которые, в свою очередь, создаются федеральным правительством, — заявил представитель ВТОЦ.
По словам Лотфуллина, учить ли язык и в каких объемах — выбирают не родители. Это прописано в федеральных образовательных стандартах. В них также предусмотрено национальное региональное содержание. Как считает Марат Лотфуллин, в каждом регионе школы формируют такое содержание самостоятельно.
— Учебные планы школ не могут изменять ни в федеральном, ни в региональном, ни в муниципальном правительстве, — напомнил член ВТОЦ присутствующим.
Your browser doesn’t support HTML5
Следом за ним высказался председатель Комитета русскоязычных родителей РТ Эдуард Носов. Начал он свою речь с описания целей Комитета и закончил умалчиванием о праве населения выбирать планы обучения в школах.
— Цель комитета — вернуть полноценное изучение русского языка в школах Татарстана, так как 25 лет назад в новом региональном законе об образовании ввели положение, что русский и татарский языки преподаются равнообъемно и обязательно для всех. Учебные планы в школах республики с тех пор также сильно изменились. А именно, существуют два учебных плана: для детей с русским как родным языком обучения и с родным неродным языком обучения, — заверил Эдуард Носов.
В Татарстане на повсеместной основе внедрен второй план. В этом вся проблема. Получается, что русские действительно изучают свою родной язык как неродной
По его данным, разница между этими планами заключается в распределении часов обучения, а именно русской филологии. В первом учебном плане, к примеру, в начальной школе, прописаны пять уроков русского языка и четыре урока литературного чтения. Во втором учебном плане, где русский неродной, три урока русского языка и два урока литературного чтения.
— В Татарстане на повсеместной основе внедрен второй план. В этом вся проблема. Получается, что русские действительно изучают свою родной язык как неродной, — заверил Эдуард Носов.
Каждое подобное заявление спикеров слушатели встречали вполне спокойно, не перебивая и не переходя на личности. До поры до времени. Собственно последний комментарий Лотфуллина нарушил этот баланс.
— Право детей изучать русский язык в полном объеме, естественно, есть. Только при чем тут татарский язык, я не понимаю. В расписании кроме татарского языка есть еще очень много предметов. И там есть одно но. Существуют нормы санпина, которые ограничивают количество часов. Почему вы не поднимаете вопрос об увеличении санпина? — заявил член ВТОЦ.
Закипающее недовольство слушателей отразилось в шуме, каждый хотел высказаться.
— Да, давайте в воскресенье будем учиться! — кричала одна из женщин.
— У моего ребенка и так по семь-восемь уроков! — поддержала ее другая дама.
— Давайте тогда дети вообще из школ не будут выходить, закроем их там, — заявил один из присутствующих мужчин.
Марат Лотфуллин в ответ на это предложил родителям обратить внимание на другие предметы, за счет которых, можно увеличить часы русского языка. Он также задался вопросом, почему массу недовольства вызывает именно татарский язык. В Татарстане ведь живем, хотелось бы сказать.
— Мы должны соблюдать закон. Главный приоритет всегда отдается русскому языку, потому что он государственный и должен обязательно использоваться во внутренних сферах. Это требования. Их устанавливает Конституция и закон о государственных языках республик в составе РФ. А вот в предметных областях федеральных образовательных стандартов не сказано, что предмет русский язык — государственный в РФ. В рамках родных языков изучаются татарский, башкирский, чувашский, марийский, мордовский, — заявил Марат Лотфуллин.
Тут слушатели и участники дискурса (все давно забыли, что это дебаты) поинтересовались, какой родной язык, в этом случае, у русских, проживающих в национальных республиках. На это Лотфуллин ответил, что "русский язык изучается в разделе "русский язык", при этом "требования к нему выше, чем к разделам по родным языкам".
— Сейчас вы нам навязываете родной татарский язык, — заявили слушатели.
— Нет, вам никто ничего не навязывает, — ответил Лотфуллин.
— А почему тогда... — не успела договорить одна из выступающих женщин, как ее перебили.
— Образовательные программы для русскоязычных групп совершенно другие. В том числе, другие требования, — заявил Лотфуллин.
Тут к микрофону вышла педагог Ильсия Максютова. Она проработала в школе большую часть своей жизни и высказала свою позицию по организации обучения татарскому языку.
— Уже больше 25 лет создаются учебники, выпускаются учителя, всё это огромные затраты, потраченные бесполезно. Вы же сами, если покопаетесь у себя в душе, ответите на этот вопрос. Была совершена ошибка из политических целей. Изначально нужно было идти по другому пути распространения языка. И это не путь к принуждению учить его, — сказала Ильсия Максютова.
Татарам для свободного владения русским языком понадобилось в свое время 150 лет
Её слова зал встретил аплодисментами. В ответ на это Марат Лотфуллин заявил, что татарам для свободного владения русским языком понадобилось в свое время 150 лет. Также произойдет и с татарским языком для русских, уверен он. После его слов в зале поднялся смех.
— Вы еле-еле этот татарский язык начали изучать с нуля 30 лет тому назад и уже хотите получить результат. Пока еще поколение даже не сменилось, — сообщил Лотфуллин.
— Уже два поколения прошло, — ответили ему слушатели.
— Не знают они языка, не знают, — настаивала Ильсия Максютова.
— Вот потерпите 150 лет и всё будет хорошо, — заявил Лотфуллин.
— Не надо, спасибо, — ответили ему присутствующие.
В течение последующих нескольких минут Марат Лотфуллин говорил о языковом равноправии. Присутствующие с ним не соглашались. Тогда слово взяла Екатерина Беляева — модератор группы "Русский язык в школах национальных республик". Она перебила всех недовольных и обратилась непосредственно к Лотфуллину.
— Какие дополнительные возможности сейчас русским даст татарский язык? Даже через 150 лет. Тогда русскому языку обучали именно для того, чтобы все эти народы имели равные возможности с русскими. А вы просто хотите взять какой-то реванш. В этом разница. Что касается языкового равноправия, это права граждан на владение родным языком, пользованием им. Всё, ничего больше. Никаких мифических прав языков нет. Язык — не субъект права, — заявила она.
Никаких мифических прав языков нет
Родителей, выступающих за сокращение часов татарского языка, поддержал и лидер Общества русской культуры в РТ Михаил Щеглов. Он прибыл на дебаты с дамой, которая после начала села в нескольких рядах от него и яро высказывала свое недовольство по всем вопросам.
— С 2009 года пошли родительские протесты относительно обязательного татарского в школах. Почему? Потому что был введен ЕГЭ и родители опомнились. Им нужно платить за репетиторов, чтобы их ребенок поступил в вуз, а тут ненужный предмет. Я совершенно четко знаю, что и мои дети провели время на уроках татарского языка бесполезно. Они его знают примерно так же, как я, те же наборы слов, достаточных, чтобы поднять упавшую бабушку или еще что-то. Никаких перспектив на 150 лет тут нет, потому что у татар при изучении русского была устойчивая мотивация. А вы, Марат Вазыхович [Лотфуллин], и ваши коллеги чиновники создали ситуацию устойчивой демотивации, — заверил Михаил Щеглов.
По его мнению, разделение на русский язык и родной уже можно назвать разжиганием межнациональной розни и подвести под Уголовный кодекс. После таких слов зал снова зааплодировал.
Следующим решил высказаться глава Всетатарского общественного центра Фарид Закиев. Начал он с того, что численность татароговорящего населения России с каждым годом снижается и что с этим делать — не совсем ясно.
— С 2002 по 2010 год численность татар, говорящих по-татарски, уменьшилась на 1 млн 70 тысяч человек. Это в России. Русские в этом абсолютно не виноваты. Виной всему политика, которая проводится на федеральном уровне, — уверен Фарид Закиев.
По его мнению, одним из вариантов решения такой проблемы остается продвижение татарского языка в школах республики. Он сравнил Татарстан в этом плане с Хабаровским краем, где родители просят преподавать их детям китайский язык.
— А почему нет? Просто не надо слишком протестовать, поймите наше положение, — заявил глава ВТОЦ.
— А нас кто поймет? — ответили ему слушатели. — Наших детей вы не жалеете.
Тут Фарид Закиев начал предлагать варианты, при которых родители согласились бы оставить расписание по татарскому языку в школах без изменения. Звучало и увеличение зарплаты для татароговорящих, и экзамены по русскому и татарскому при приеме на госслужбу, и введение обязательной аттестации по татарскому для школьников. Но каждое подобное предложение публика воспринимала криками: "Дискриминация!", "Шовинизм!", "Ущемление!".
— Давайте склоняться к добровольному изучению татарского и русского языка на равных условиях, как и предложил президент России [Владимир] Путин. Все вопросы и акценты уже расставлены, работает Генпрокуратура, — сказала в микрофон член антикоррупционной комиссии при Минобрнауки РТ Екатерина Матвеева.
Громкими заявлениями по ходу дискуссии отличился и сам Фарид Закиев. Так, к примеру, он заявил, что Татарстан воспринимается как отдельное государство. У кого и где республика так воспринимается, он не уточнил. Зал встретил это заявление смехом.
— Хотелось бы, чтобы вы тоже понимали состояние нации. И то, что Татарстан — это государство, — сказал Фарид Закиев.
— А может еще страна? — спросили у него в ответ, после чего присутствующие засмеялись.
— Нет, Татарстан — это государство, — настаивал на своем Фарид Закиев.
— Татарстан — субъект Российской федерации, — всё еще противоречили ему присутствующие.
— Из-за того, что государство, естественно, гражданам преподается татарский язык, — уверял глава ВТОЦ.
Участники так называемых дебатов так и не пришли к единому мнению. Учить татарский в школах — однозначно да, но в каком объеме и по каким программам — всё еще вопрос. Для его решения модератор Альберт Муратов предложил присутствующим встретиться еще раз. Быть может, тогда сквозь шум, крики и смех участники дебатов найдут истину.
Тема по изучению языков в национальных республиках вновь стала актуальной после заявления президента РФ Владимира Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Он сказал об этом в Йошкар-Оле на заседании совета по межнациональным отношениям в июле этого года. Также Путин дал поручение Генпрокуратуре РФ проверить национальные республики на добровольность изучения родных языков.
В Татарстане "Комитет русскоговорящих родителей" с момента его создания в апреле этого года пытается отменить обязательное изучение татарского для своих детей. За несколько месяцев в Татарстане появилось шесть филиалов Комитета — в Набережных Челнах, Елабуге, Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе и Лениногорске.
Их оппоненты запустили в интернете акцию в поддержку татарского языка. Администраторы группы "Татары и татарочки" во "ВКонтакте" предлагают распространять призыв к сохранению обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана.
О сохранении предмета в программе также высказались и члены Всемирного форума татарской молодежи. По их словам, "призывы к "факультативному статусу" татарского языка в Татарстане имеет далеко идущие последствия" и создают "опасную конфликтную ситуацию, выходящую за рамки образовательного процесса".
Кроме того, на сайте Change.org появилась петиция за право получать общее образование на родном языке и возвращение возможности сдавать ЕГЭ на родном языке для народов России.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.