47-летний Михаил Долиев — известный в Астрахани политолог, журналист и оппозиционный политик. В последние годы он бессменно возглавлял областное отделение партии ПАРНАС. В прошлом году Долиев с женой и тремя детьми покинул Россию из-за угроз со стороны правоохранительных органов за его антивоенную позицию и оппозиционную деятельность. "Idel.Реалии" беседовали с астраханцем о его политической карьере и причинах эмиграции в июне 2022 года, когда он находился в Армении. Вскоре после интервью семья Долиевых перебралась в Германию, где запросила политическое убежище. Спустя полтора года мы вновь связались с Михаилом, чтобы узнать, как прошел для него 2023 год и что он думает о будущем Астрахани, России и мира.
— Каковы для вас политические итоги 2023 года?
— ПАРНАС в этом году окончательно закрыли — 25 мая вышло решение Верховного суда о ликвидации нашей партии. Соответственно, мне пришлось продолжить свою политическую деятельность в другой политической организации — Форуме свободной России. Я вошел в него на правах члена Совета, то есть наравне с Гарри Каспаровым, Альфредом Кохом, Евгением Киселевым, Владиславом Иноземцевым.
Я считаю, это хороший результат — или, вернее, хорошая ретроспективная оценка моей деятельности в роли политика, политолога и журналиста. По мере возможности я продолжаю писать об Астрахани и о России вообще, делать обзоры для сайта Форума и для издания "Каспаров.ру". В общем, продолжаю привычную работу на новом месте.
— Ранее вы писали в своем блоге о планах возродить ПАРНАС как "партию в изгнании". Состоится ли этот проект?
— Мы собирались с однопартийцами в эмиграции, обсуждали такую возможность. Написали обращение к товарищам, которые остаются в России, но не встретили особого интереса и поддержки. Может, так тому и быть. Чтобы продолжить нашу политическую деятельность, мы решили помогать Форуму свободной России. Большинство уехавших ПАРНАСовцев, которых я знаю, так или иначе к нему присоединились. Например, Наталья Пелевина сейчас вместе со мной в составе Совета Форума. Видимо, это закономерное развитие событий.
— Учитывая масштаб эмиграции и репрессий, как вы считаете, осталась ли в Астрахани оппозиция?
— Конечно, кто-то остался. Нельзя же сказать: "Я уехал, и теперь там ничего нет". У нас в городе по-прежнему есть единомышленники, просто они либо "законсервировали" себя до лучших времен, либо действуют подпольно. Если посмотреть местные новости и соцсети, постоянно попадаются свидетельства "тихой" работы: кто-то пишет на заборах антивоенные лозунги, кто-то расклеивает листовки. Иногда мы узнаем о штрафах за оппозиционные высказывания в интернете.
Я не думаю, что оппозиция в принципе может закончиться. В Астрахани, как и везде, постоянно рождаются новые люди, дети вырастают и формируют свои взгляды. Кто-то из взрослых тоже просвещается или просветляется — осознает, что происходит в регионе и в стране, и перестает поддерживать власть. Так будет всегда. Вопрос в том, насколько свободно такие люди могут выражать свои взгляды и работать над их воплощением в жизнь. С этим сейчас проблемы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Этот год подорвал веру в людей". Самарский активист Владимир Авдонин — о личных и коллективных итогах 2023 года— Какие события показались вам самыми заметными в Астрахани в 2023 году?
— Самое заметное событие — только не смейтесь, я говорю абсолютно серьезно — это разливы канализации. Постоянные прорывы труб, фекальные лужи и фонтаны на улицах и во дворах. Это ведь говорит о более широкой проблеме — мы наблюдаем полный коллапс коммунальной сферы. Не только отвод сточных вод, но и подача воды, насосные станции, очистные сооружения — степень износа систем, обеспечивающих жизнь города, не поддается воображению. Обрушение двух подъездов жилого дома на Вокзальной площади в ноябре — тоже часть этой истории.
Если говорить о самых заметных событиях на общероссийском уровне, для меня первое место занимает мятеж Евгения Пригожина. Он мог привести к большим, хотя и непредсказуемым переменам, но, к сожалению, не удался.
— Как прошел 2023 год лично для вас?
— Мы с семьей обустраиваемся в Германии, привыкаем к жизни здесь, ходим на интеграционные курсы и изучаем немецкий язык — больше ничего от нас пока не требуют. Также лично мне посчастливилось пройти конкурс и попасть на курсы Свободного университета по четырем темам — логика и аргументация, диалоги с Платоном, западная философия и методы социологии. В общем, учусь.
В свободное время занимаюсь делами Форума — я один из координаторов регионального представительства этой организации в Германии, у нас здесь есть свои проекты. Например, в ноябре мы собрали деньги и купили внедорожник, два генератора, перевязочные материалы. Эта акция прошла в ноябре, мы уже передали всё Вооруженным силам Украины.
— Чего вы ожидаете от 2024 года, на что надеетесь? Как относитесь к грядущим президентским выборам в России?
— Я придерживаюсь той же точки зрения, что и многие лидеры Европейского союза: выборы 2024 года следует признать нелегитимными, так как они пройдут на оккупированных территориях Украины. Насколько я понимаю, ЕС планирует принять об этом общую резолюцию. К тому же мы и так знаем не понаслышке, что любые выборы в России — простая машина фальсификации. В России ведь нет никакой избирательной системы — когда мы говорим о выборах, это слово надо ставить в кавычки. Это весьма условное понятие, которое можно использовать для краткости, но только со сноской: "На самом деле выборами это не является".
Как показывает предыдущий опыт, на выборах регистрируют только угодных и удобных власти кандидатов. Не были зарегистрированы Михаил Касьянов, Эдуард Лимонов, Гарри Каспаров, Алексей Навальный. В связи с этим я считаю энтузиазм по поводу новой кандидатки Екатерины Дунцовой преждевременным — если ее действительно зарегистрируют (интервью было записано до решения ЦИК РФ о недопуске Дунцовой до сбора подписей, сегодня Верховный суд России утвердил это решение — "Idel.Реалии"), она встанет в один ряд с Ксенией Собчак и другими спойлерами прошлых лет. Конечно, если ей откажут в регистрации, я пойму — это нормальная девушка. Приятно, что в России продолжается какая-то активность, появляются новые лица, но всегда есть опасения, что это окажется лишь имитацией настоящей политики.
Я призываю россиян не участвовать в выборах, не ходить на участки (ранее оппозиционер Алексей Навальный призвал участвовать в выборах и голосовать за любого кандидата, кроме Владимира Путина — "Idel.Реалии"). На мой взгляд, явка — это уже соучастие. Я хочу отдельно подчеркнуть: порча бюллетеня не является актом протестного голосования, потому что испорченные бюллетени точно так же перекладывают в стопку "за Путина". Я сам многократно это наблюдал, регулярно оставаясь на подсчет голосов на протяжении 30 лет.
Что касается надежд на 2024 год, я очень надеюсь, что США все-таки окажут военную помощь Украине оружием и всем другим, что требуется, чтобы Украина смогла сохранить свои позиции. Сейчас ситуация выглядит тяжелой — у Путина очень много людей, он может вести эту войну бесконечно.
Меня беспокоит положение дел во всем мире — мы наблюдаем рост насилия и геополитических трений практически на всех континентах: Израиль и Палестина, Китай и Тайвань, Венесуэла и Гайана. Или вот йеменские хуситы — они же не просто так атакуют корабли, кто-то их к этому подталкивает. В том числе, наверное, Россия с помощью Ирана. Как бы это всё не переросло в новую мировую войну — вот мои серьезные опасения. Соответственно, главная надежда — чтобы этого не случилось.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.