"Российская гомофобия стала шоком". В Казани задержали ЛГБТ-блогеров — одному из них грозит депортация. Рассказываем их историю

Хаоян и Гела 

Пятого апреля в Казани задержали ЛГБТ-блогеров: 21-летнего гражданина Китая Хаояна Сюй и 23-летнего Гелу Гогишвили. Обоих обвинили в пропаганде ЛГБТ среди несовершеннолетних (статья 6.21.2 КоАП РФ). Хаояна оставили в полиции до судебного заседания, которое состоится сегодня; ему грозит депортация в Китай. Ещё в конце марта Радио Свобода поговорило с ними об их знакомстве, гомофобии и угрозах расправой.

Пятого апреля в Казани задержали блогеров Гелу Гогишвили и Хаояна Сюй. Молодые люди ведут Telegram-канал "Китаеза и Груеза" и публикуют ролики о своих отношениях в TikTok'е и YouTube.

Гогишвили рассказал, что Хаояна вместе с другими одногруппниками из Китая остановили полицейские в "Бургер Кинге" для проверки документов.

— У всех проверили, вроде нормально, а Хаоян паспорт не взял с собой. И регистрацию тоже. Поэтому они отвезли его в отделение, чтобы проверить регистрацию и паспортные данные. Но Хаояну регистрацию сделали в Москве, поэтому в Казани у него регистрации нет, — рассказал "Медиазоне" Гогишвили.

В отделении полиции "Япеева" блогерам стало известно, что на них составлен протокол о "пропаганде ЛГБТ" (статья 6.21 КоАП). Позднее стало известно, что в отношении молодых людей возбудили административное дело по статье 6.21.2 КоАП РФ ("Распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол").

Адвокат Адель Хайдаршин вечером 5 апреля сообщил, что Хаояна оставили на ночь в отделе полиции. Суд состоится 6 апреля.

— Административное дело заведено по доносу за какой-то из роликов на YouTube-канале парней. Судить будут как Сюя, так и на Гогишвили, но в отделе остается только Сюй. Хаояну запретили передачи, пообещав, что его будут кормить. Ему грозит либо штраф, либо арест. В обоих случаях далее следует депортация, — сказал Хайдаршин.

"С точки зрения доносчика из Новосибирска и казанской полиции, "пропаганда" ЛГБТ+ заключалась в том, что парни выкладывали видео, на которых они "целуются, обнимаются, показывают, как они спят вместе". Всё это сочли неподобающей демонстрацией "гомосексуальной интимной жизни", — сообщили в правозащитной инициативе "Дело ЛГБТ+".

***

Радио Свобода еще в марте поговорило с молодыми людьми об их знакомстве, отношении с близкими и гомофобии.

— Как вам удалось найти друг друга?

Гела: Это получилось в приложении для знакомств, которого больше нет в России. Случайно мне в качестве предложения для общения начали попадаться люди из Казани, хотя я искал парня в Москве. Но из-за слетевших настроек сайта я увидел аккаунт Хаояна. Я удивился, какой он красивый, и написал ему в Instagram'е. Я ни на что не рассчитывал, кроме общения, из-за того, что мы жили в разных городах. Второго декабря 2020 года Хаоян быстро мне ответил, и мы стали иногда переписываться. Он спрашивал меня о значении афоризмов и словосочетаний в русском языке. 26 января 2021 года Хаоян неожиданно написал, что летит в Москву. Я предложил ему встретиться и погулять по городу.

Мы все дни не могли друг от друга отлипнуть из-за сильных чувств, но ни на что не рассчитывали. Шестого февраля, в день отъезда Хаояна, мы рискнули преодолеть свой страх отношений на расстоянии и решились встречаться. Мы полтора месяца общались в интернете, но вскоре я не выдержал и купил билеты в Казань, затем Хаоян приехал снова в Москву. И в этот момент случился поворот сюжета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Журналист и трансгендер из Саратова — о гормональной терапии и новых запретах

Моя двоюродная сестра постоянно за мной следила и ссорила меня с родителями из-за моих увлечений: аниме, музыки в стиле K-pop и TikTok'а. Она заметила мои видео с Хаояном и отправила их всем родственникам. Сделала мне аутинг. Никто в моей православной грузинской семье не знал о моей ориентации. Родители написали, что ждут меня вечером на разговор, но я не пришел к ним в этот день. Через несколько дней я поехал домой за вещами. Родители кричали на меня несколько часов и стояли на своей гомофобной позиции. Старшие родственники потребовали, чтобы я отказался от фамилии, перестали со мной общаться. Я уехал в Казань, мы сняли квартиру, я устроился на работу в аптеку. И мы жили счастливо, радуясь каждый день нашим отношениям. Геям в России не так просто из-за гомофобии найти постоянного партнера и серьезные отношения.

—​ Хаоян, почему вы решили приехать в Россию?

Хаоян: В школе у нас был предмет "русский язык". Я им так заинтересовался, что захотел продолжить изучение русского языка. Это увлечение привело меня к поступлению в Казанский университет и переезду в Россию. Всё до недавнего времени в России у меня было хорошо: одногруппники-китайцы знали о моей ориентации и нормально к этому относились. Китайцы, живущие в больших городах, — толерантный народ, несмотря на гомофобное правительство. По городам моей страны можно открыто гулять с парнем за руку. В Китае много однополых открытых пар. Есть рекомендация правительства мужчинам, особенно звездам, не выглядеть женственно. Но ее, как правило, игнорируют. Для меня, если честно, российская гомофобия стала шоком.

—​ Было ли вам сложно в отношениях из-за разницы культур, к которым вы принадлежите?

Хаоян: Я в начале нашей истории очень плохо знал русский язык, мы общались с помощью переводчика.

Гела и Хаоян

Гела: Мы общались на русском языке, но, если не понимали друг друга, то использовали переводчик. Сначала нам было сложно, но мы привыкли друг к другу и стали обмениваться особенностями наших культур.

—​ Что вас объединило?

Гела: Мы влюбились в душу друг друга, а потом нашли общие увлечения. Хаоян, как и я, слушает K-pop, сошлись наши вкусы в еде. Потом у нас появилось новое увлечение —​ снимать ролики для TikTok'a.

Хаоян: Я не собирался ни с кем в России встречаться, но, когда увидел, какой Гела милый и добрый, то мое сердце растаяло. Гела мне делает подарки и еду чаще готовит. Он не такой ленивый, как я.

—​ Часто ли в Казани вы страдали от нападок гомофобов?

Гела: Гомофобы в интернете на нас всегда обращали внимания, но не так активно, как сейчас. Гомофобы в реальной жизни нам редко попадались, но часто нас оскорбляли расисты. Особенно от этого страдал Хаоян. Ему орали на улицах вслед оскорбления по признаку национальности. Когда я в Казани работал в аптеке, скандальные клиенты переходили на ксенофобские высказывания и кричали мне, чтобы я валил из России, унижали и обзывали меня. Один клиент обещал пожаловаться на меня. Когда я сказал, что тоже могу пожаловаться, клиент ответил: "Куда? В министерство помойного дерьма и оскорблений по национальному признаку в адрес жителей Кавказа?" Хотя я родился в России и постоянная регистрация у меня в Москве.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Противники ЛГБТ призвали писать доносы на казанскую журналистку

Я стараюсь не обращать на это внимания — на всех ксенофобов нервов не хватит. Но в марте известный гомофоб Тимур Булатов организовал травлю. Гомофобы начали писать, что убьют нас, казнят и кастрируют. Мы получили огромное количество оскорблений и угроз. Третьего марта преподавательница университета, где учится Хаоян, рассказала, что ей звонили из полиции и сказали, что кто-то из иностранных студентов снимает "гейский контент". Преподавательница посоветовала уважать ценности России, иначе полиция накажет нарушителя.

Четвертого марта мне пришло сообщение от незнакомого человека: "Я из уголовного отдела Казани по факту заявления на вас, ответьте мне". Я спросил в соцсетях, что лучше делать в такой ситуации. Мне посоветовали не отвечать. Со мной связались юристы правозащитной организации "Дело ЛГБТ+". Они тоже посоветовали игнорировать любые сообщения. Вскоре в китайском приложении, где переписываются китайские студенты, живущие в России, из-за нас начались волнения. Хаояна там все пытались найти. Потом ему написал незнакомый китаец и скинул сообщение от некой девушки, мол, она наша поклонница, дружит с полицейским, он хороший, если вы с ним встретитесь и заплатите штрафик, то будете счастливо жить дальше.

Адвокаты сказали, что это не наша подписчица, а опер. Потом мы ответили на звонок полицейского, он сказал, что если мы придем к нему и заплатим штраф, то сможем дальше жить спокойно. Дальше с ним уже общались адвокаты. Они сказали, что мы болеем и прийти не сможем. Опер тогда стал искать меня во всех аптеках города и показывал сотрудникам аптек мое фото. Заведующая одной из аптек прислала мне скрин с камеры с изображением этого полицейского. Очень, конечно, странно, что сотрудники уголовного розыска вместо поиска преступников бегают за мной по аптекам .

Хаоян

—​ Что с вами происходит сейчас? Как вы себя чувствуете в такой ситуации?

Гела: Мы уехали из Казани, перестали ходить на работу и в университет. Сейчас мы встречаемся с правозащитниками и ЛГБТ-активистами. Мы думаем, чем можно ответить Булатову в юридической плоскости. Гомофобы продолжают нас травить. Они утверждают, что на нас уже возбудили дело за пропаганду так называемых "нетрадиционных сексуальных отношений", нас ищут ФСБ и полиция. Гомофобы говорят, что, как только нас поймают, Хаояна депортируют в Китай, а меня отправят к родителям на перевоспитание.

—​ Почему вы не хотите эмигрировать?

Гела: Мы граждане двух разных стран. Может так получиться, что в стране, где мы будем просить убежище, мне его предоставят, а Хаояна отправят в Китай. Мы, конечно, уедем, если ситуация совсем выйдет из-под контроля.

Гела

—​ Почему вы приняли такое смелое решение —​ рассказывать публично о жизни однополой пары в стране, где власть поддерживает гомофобию и трансфобию?

Гела: Сначала TikTok'ом я занимался. Я снимал про K-pop шуточки, про дорамы и лакорны. С Хаояном мы стали снимать вместе видосы. Это очень понравилось нашей аудитории. Когда кузина на меня донесла родителям, я решил сделать каминг-аут в TikTok'e. Аудитория меня приняла, поддержала — и к ней присоединились новые люди. Мы поняли, что людям нужно то, что мы делаем, и мы будем продолжать. Потому что ЛГБТ-людей в России много — и мы имеем право быть счастливыми. Невозможно быть счастливым и свободным человеком, находясь "в шкафу". Гомофобы есть во всех странах, но российским гомофобам развязали руки. И теперь они могут, как Булатов, портить людям жизнь. Если все ЛГБТ-блогеры замолчат, то остальные тоже уйдут "в шкаф". Тогда гомофобы точно победят, и счастливой жизни в России ни у кого не будет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Сын сказал, что он — гей. Я ответила: "Окей". В России сегодня ужесточили законодательство о пропаганде ЛГБТ

Комментарий Радио Свобода дал юрист организации "Дело ЛГБТ+" Константин Бойков:

—​ Полиция сейчас, по нашим сведениям, проводит проверку и собирает сведения о Геле и Хаояне. Полицейские пытаются узнать, в частности, в каком помещении проходили съемки видео для TikTok'а наших доверителей. Сейчас все представители ЛГБТ-сообщества живут под прицелом гомофобов. Гела и Хаоян страдают от совместных действий полиции и гомофобов, которых поощряет государство. Тимур Булатов хвастается, что и в Москве он не оставит ребят в покое. Я могу это сравнить с тем, что было в фашистской Германии, когда врагами немецкого народа объявили евреев и ЛГБТ-людей. Очень удобно отвлекать граждан от проблем внутри страны, переводя внимание на ЛГБТ-людей. До принятия недавних гомофобных законов в России редко возбуждали дела за так называемую "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений" среди несовершеннолетних. Уже с начала этого года дела за "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений" среди взрослых возбуждают постоянно. Дискриминация ЛГБТ-людей давно уже стала в России обыденностью. Поощряемые властью такие, как Булатов, пользуются своей безнаказанностью и легко находят сторонников. Я надеюсь, что в будущем, когда пройдут темные времена, гомофобия и гомофобные законы станут в глазах большинства россиян чем-то постыдным.

Оригинал публикации: Радио Свобода

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.