Вслух о покаянии и будущем марийского национального движения

В Йошкар-Оле, в Национальном театре драмы им.М.Шкетана 16 февраля состоялся научно-общественный форум "Ме Марий улына! (Мы Мари!)", посвящённый 100-летию двух съездов мари, обозначивших путь к национальной автономии. Участники — общественники, представляющие как находившиеся в орбите влияния региональных властей организации, так и сохранившие свою независимость члены "Марий Ушем" и представители ассоциации "Марийский мир — XXI век".

ОБ ИНИЦИАТОРАХ И ОРГАНИЗАЦИИ

Идею провести форум предложил региональным чиновникам сопредседатель "Марий Ушем" Григорий Петров-Чоткар. Чоткар сообщил корреспонденту "Idel.Реалии", что самым важным было впервые собрать всех представителей национальной общественности вместе. Он рассказал о своём обращении к чиновникам и верховному карту (жрецу), руководителю организации марийской традиционной религии Александру Таныгину.

Организацией занимался Марийский научно-исследовательский институт языка и литературы им.В.М.Васильева. После этого в программе форума появились данные о пяти докладах и их авторах. Информации о месте и времени практически нигде не было. Единственное упоминание появилось на странице регионального министерства культуры, печати и по делам национальностей.

Модератором на первом — научном этапе, стал директор МарНИИ Евгений Кузьмин. Он предоставил слово первому заместителю председателя правительства республики Михаилу Васютину. Васютин зачитал приветствие от имени главы республики Александра Евстифеева.

После Васютина к собравшимся обратился верховный карт Таныгин. Завершил церемониальную часть председатель ассоциации финно-угорских народов России Пётр Тултаев. Тултаев сказал, что "тема национальная, она очень тонкая материя".

— Актуальность темы, которая была 100 лет назад, во многом актуальна и сегодня. Народ мари всегда был очень активным. Если сравнивать с другими финно-угорскими народами — вы уже отмечаете 100-летие второго съезда. У мордвы история национального движения не так богата. Как впрочем, у многих других. Это говорит о позиции народа и его стремлении, чтобы его язык, как и сам народ, жил.

О ДОКЛАДАХ УЧЁНЫХ

В боях под Казанью почти в полном составе погибла марийская национальная рота

Евгений Кузьмин представил собравшимся первый доклад: "Национальное движение мари в условиях радикализации общественно-политической обстановки в России в 1918 году". Он обрисовал ситуацию в Марийском крае, национальном движении в первый год установления советской власти в стране. В нём говорилось, что "Марийский край даже весной 1918 года оставался относительным островком стабильности по сравнению с другими регионами" и "до мая-июня 1918 года существовала вероятность того, что изменения в России будут относительно безболезненными". Летом 1918 года край оказался в прифронтовой полосе. После того, как белые взяли Казань, во время развития наступления было завоёвано село Большие Параты (нынешний Волжский район Марий Эл). В боях под Казанью почти в полном составе погибла марийская национальная рота.

Великая октябрьская революция не оказала поначалу заметного влияния на национальное движение. О революции впервые упомянула газета на марийском языке "Ужара", это произошло в декабре 1917-го. А о поддержке советской власти впервые заговорили как раз на февральском областном съезде мари в Казани.

К концу 1918 года появилось центральное марийское издательство, в котором начали издаваться газеты и книги на марийском языке. Национальное движение было большевизировано. Оппоненты, выступавшие за демократические перемены, "занялись научной, просветительской, педагогической деятельностью".

Позиция победивших сторонников большевиков позволила быть в тренде, это позволило уже совсем скоро учредить новую политико-административную единицу — Марийскую автономную область.

Доклад уехавшего в командировку декана факультета культуры и искусств Марийского госуниверситета Родиона Чузаева "У истоков легитимации этноэтнонима "мари" представили студенты вуза. В нём говорится о том, что масштабный переход к официальному употреблению термина "мари" вместо "черемисы" начался с 1917 года. Именно тогда были созданы и вошли в речевой оборот "Марий Ушем" ("Союз мари"), "марий поголымаш" (собрание мари), "марий калык погын" (собрание марийского народа), Уфимский батальон мари, съезд учащихся мари.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мари", а не "черемисы". Что произошло 100 лет назад

Заведующий отделом этнографии МАрНИИЯЛИ Никандр Попов рассказал о II Всероссийском съезде мари, состоявшемся летом 1918 года.

Младший научный сотрудник МАРНИИЯЛИ Алексей Кудрявцев спел песню о войне, записанную в 1936 году в Сернурском районе. Его доклад назывался "Марийский народ и Первая мировая война". Кудрявцев рассказал о том, что сложно установить точное число марийцев, принимавших участие в первой мировой. Одна из главных причин — информацию нужно собирать в архивах разных регионов. Сейчас он готовит книгу о марийских участниках войны.

"КАКОВО БЫТЬ МАРИ, КОГДА ВСЕ ТЕБЯ НАЗЫВАЮТ ЧЕРЕМИС"

Сопредседатель "Марий Ушем" Владимир Козлов рассказал об историческом значении самоназвания мари и о проекции на будущее.

— Нам, целому народу, исторически было навязано извне слово "черемисы". 21 февраля 1918 года наши предки приняли на областном съезде народа мари решение отменить название народа черемисы ввиду его не национального происхождения. Заменили его историческим национальным именем мари. Что было достойнее и славнее — определять это каждому марийцу, так как на сегодняшний день многие из нас в этом вопросе не определились.

Козлов рассказал о том, что в конце XIX века появилась целая плеяда историков, просветителей. Эти люди генетически были марийцами, но официально, "в миру" представлялись русскими. В качестве примера Владимир Козлов привёл профессора Казанского государственного университета Ивана Николаевича Смирнова (1870-е гг.) — одного из основоположников марийской исторической науки.

Представьте себе, каково было таким людям, когда осознаёшь себя мари, а тебя всюду называют черемис

— Даже и сегодня в научных кругах про этого марийца пишут, что он русский историк. Дело в том, что во второй половине XIX века инородец, тем более черемис не мог даже претендовать на получение образования. Ещё труднее было, если этот же черемис был язычником. Поэтому многие переходили в православие, — сказал Владимир Козлов. — Представьте себе, каково было таким людям, когда осознаёшь себя мари, а тебя всюду называют черемис.

Сопредседатель "Марий Ушем" высказался по поводу недавних, ставших уже историей событий, они связаны с именем Леонида Маркелова, руководившего республикой последние 17 лет. Он назвал его деятельность в области национальной политики злодеянием и сказал, что оно получило соответствующую логическую развязку. Напомним, во время губернаторства Маркелова произошли такие события, как сокращение часов преподавания марийского языка, раскол марийской общественности, физическая расправа над активистами и оппозиционерами, почти полный уход представителей мари из органов власти региона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уничтожение или развитие марийского языка?

— В этом постыдном процессе участвовали сами марийцы, типа Михаила Васютина, бывшего министра культуры, печати и по делам национальностей, — сказал Козлов.

— Прошу вас, не переходим на личности в рамках научного доклада, — предупредил его Евгений Кузьмин.

— Хорошо, вы меня представили общественником, поэтому я могу что-то позволить, не выходя за рамки, — отреагировал Козлов. — Мне лично часто вспоминается оценка характера поведения ответственного государственного человека, который в период с 2001 по 2017 год сделал мало что хорошего.

По мнению представителя "Марий Ушем", в республике мало что изменилось после ухода Маркелова: в районах остались прежние руководители (в качестве примера Козлов привёл Советский и Звениговский районы), а молодёжь уезжает из республики.

Владимир Козлов сказал, что не услышал от выступивших с докладами марийских учёных ничего о значении самоназвания мари. По его словам, "мы должны делать определённые выводы, исходя из того, в каком состоянии находится марийский язык, и за что ратовали наши предки сто лет назад".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Марий Ушем": критика Евстифеева, недовольство "варягами" из Саратова, союз с татарскими националистами

ДИСКУССИЯ ПОСЛЕ ФОРУМА

О необходимости публичной дискуссии по этому вопросу национальные общественники заговорили практически сразу после отставки и ареста бывшего губернатора. По большому счёту, поиском точек соприкосновения занимаются две общественные структуры — остававшийся всё время правления Маркелова оппозиционным "Марий Ушем" и созданный республиканскими чиновниками в 2002 году в противовес ему Марийский национальный конгресс. Часть этой общемарийской дискуссии касается и Всемарийского совета ("Мер Канаш"). Это общественное движение также перешло под контроль чиновников администрации бывшего главы региона после того, как в начале и середине 2000-х несколько раз подвергло критике политику Леонида Маркелова. Если иметь ввиду, что победителями и правыми в этой истории оказались представители "Марий Ушем" (они обратились в конце 2016 года к федеральным властям с просьбой о досрочной отставке Маркелова, как не справляющегося со своими прямыми обязанностями губернатора; преемник Маркелова Александр Евстифеев не раз публично признавал, какое тяжёлое ему досталось наследство), именно их позиция в вопросе будущего национального движения представлена более весомо. Они попросту более активны. Это и доказал формально одобренный республиканскими чиновниками форум.

Модераторами дискуссионной площадки, посвящённой поиску путей солидаризации национальных общественных организаций Марий Эл, стали сопредседатель "Марий Ушем" Григорий Петров-Чоткар и член исполкома "Марийского национального конгресса" Анатолий Ишалин.

Член "Марий Ушем" Василий Петров оценил общественную обстановку в Марий Эл как "после большой бомбёжки".

Вице-президент ассоциации "Марийский мир — XXI век" Игорь Кудрявцев задался вопросом: "кто нас, общественников, сделал такими, которые стоят на коленях перед манипулирующей властью, кто довёл до всего этого. В первую очередь, это всё коснулось интеллигенции, а она "трусливо забилась в норы". При этом, молодёжь уже не знает, что случилось с марийским общественным движением — как оно было расколото на части":

— Люди, ответственные за раскол, убивали, избивали, ломали бизнес. Общественники трусливо молчали.

Кудрявцев выразил сожаление, что Михаил Васютин покинул форум ещё до начала дискуссии. Он сказал, что именно Васютин был проводником антимарийских идей и ему "давно уже пора покаяться перед марийским народом и уйти с должности". То же самое касается и руководителей марийских общественных организаций — никто из них не покаялся перед народом, не попросил прощения. Только на основе покаяния можно придти к будущему хорошему движению, объяснил Кудрявцев. Он сказал, что это не только его мысли, но и общества в целом.

Григорий Петров-Чоткар попросил Кудрявцева "до шторма не доводить". Он считает, что "не нужно искать в корзине грязь, её надо выбросить в мусорный ящик".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы Татарстану отчасти завидуем"

Кудрявцев отреагировал на замечание модератора:

— У нас открытая площадка. Я призвал уйти в отставку одного конкретного чиновника. Это будет правильно для марийского общественного движения. Не может быть будущего без осознания истории, прошлого.

Михаил Матвеев сообщил, что накануне форума в Марийском национальном конгрессе произошли изменения, избран новый председатель. Матвеева сменил на этом посту директор МарНИИЯЛИ Евгений Кузьмин.

Итоги дискуссии модераторы представили в самом её начале. По словам Григория Петрова-Чоткара, речь может идти об образовании единой ассоциации, в которую помимо "Марий Ушем" и "Марийского национального конгресса" входили бы и другие национальные общественные объединения, районные землячества марийцев. Петров рассказал, что предложил вице-премьеру Васютину начать отношения национальных общественников и властей региона "с чистого листа".

Представитель МНК Анатолий Ишалин считает, что создание ассоциации — простой технический вопрос и в самое ближайшее время она появится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.