ДО МОЛИТВЫ
С
утра каждый мари, просыпаясь, готовится к молению. Он не только омывает свое тело, но и душу, мысли. Потом он идет в священную рощу. С собой он приносит приношение – гуся или утку, если это жертвоприношение, или хлеб
со свечей, блины, крупы. В хлеб вставляют монетки или свечу для того, чтобы отблагодарить бога. Также приносят полотенца или рубашки – в зависимости от того, какая часть тела болит у человека.
Дерево, где расположен главный костер в честь верховного марийского бога.
Журналистов обычно на моления не пускают – так не положено. Но для нас сделали исключение, предварительно рассказав о некоторых тонкостях. Во-первых, никогда нельзя во время моления вставать перед картами и фотографировать их в анфас. Во-вторых, нельзя
перемещаться во время молений между кострами – нужно заранее выбрать место. В-третьих, нельзя фотографировать кровь. Кроме того, нужно дать приношение одному из богов. В нашем случае – это были деньги для главного бога мари.
Подготовка к молениям начинается утром. У каждого из пяти священных деревьев на молениях стоит специальный стол, к которому мари несут подношения – хлеб, блины, птиц, крупы и деньги. Помощники картов занимаются тем, что подготавливают все эти подношения
для богов. Не все отдают божествам из того, что приносят люди. Из хлеба, например, вырезают верхушку. Она – богу, остальное – людям. У гусей и уток отрезают крылья, головы и лапы – для бога. На деревянные подносы кладут головы
лапы, крылья птицы и немного крупы. Остальное отправляется людям для готовки.
В вырез кладется монета. Она – карту.
Вырезается верхушка хлеба. Она – богу. Остальное – людям
В хлеб устанавливаются свечи
1. В вырез кладется монета. Она – карту.
2. Вырезается верхушка хлеба. Она – богу. Остальное – людям
3. В хлеб устанавливаются свечи
Сначала мари подают, потом просят. Нужно сначала принести подношение, а потом уже просить обо всем мирском и не только.
У каждого священного дерева разведен огромный костер. На нем в больших котлах готовят похлебку и другие блюда для молений. В первую очередь, варят уток и гусей. Потом их разделывают и отделяют кости от мяса. Кости отправляются прямо в огонь, а мясо –
снова в котел. Там к нему потом добавят хлеб и крупы. Из крови жертвенных животных мари делают своеобразные котлеты, смешанные с крупами. Крупы разные – кто что принес. Потом котлеты варятся в бульоне и разрезаются на кусочки,
снова отправляясь в котлы с мясом.
Приготовленное мясо птицы отделяют от костей для дальнейшего приготовления. Кости пойдут в бульон.
Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят котлеты, мужчины следят за котлами и колют дрова. Кстати, рубить деревья в священной роще запрещено, поэтому к молениям дрова специально привозят из других мест. Есть и те,
кто отвечают за чистоту в роще. Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была. Поэтому остатки крови от жертвоприношения тщательно выскребают из затоптанного снега.
Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была
Среди собравшихся марийцев в основном люди среднего и старшего возрастов. Молодежи очень мало. Мари говорят, что младшее поколение мало интересуется историей и традициями родного края и народа.
На больших молениях располагаются сразу несколько больших костров, в честь разных богов. Служба около них происходит не параллельно.
Но есть и те, кто пытается возрождать интерес в рядах сверстников. Так, молодой человек, пришедший на моления, представился членом Союза марийской молодежи "У Вий" и рассказал, как сейчас идет работа в Марий Эл и в других регионах.
– Мы стараемся возрождать те рощи, в которых давно не проводятся моления. Рощи нужно подготавливать, мы это делаем. Ездили недавно в Нижегородскую область, там много мари живет. В планах регистрировать там свою религиозную ячейку. Местная администрация
была против, чтобы мы там моления устраивали, но мы смогли собрать молодежь мари и провели. Молодежь есть, главное сейчас – сохранить марийскую веру. Если мы ее сохраним, мы сможем сберечь и марийский язык, и марийскую культуру,
традиции и историю. Религия – это стержень национального самосознания, основа всего марийского мира. Много людей сейчас приезжают к нам и изучают нашу культуру, язык и религиозные традиции, – рассказал он.