Между последними тремя переписями населения России — с 2002-го по 2020 годы — количество людей, которых учли как "мордву", сократилось почти вдвое. При этом убыль — не единственная проблема этой группы. Между подходами российской власти и активистов по отношению к идентичности этнической группы есть большая разница. Первые считают, что есть такой народ, как "мордва", вторые утверждают, что "мордвы" не существует — есть "эрзяне" и "мокшане". В результатах переписи этническая группа названа "мордвой", а "эрзяне" и "мокшане" представлены как субэтнические группы. "Idel.Реалии" в рамках проекта "Эхо прошлого" изучили этот вопрос.
КТО ТАКИЕ МОРДВА, ЭРЗЯ И МОКША
Примерно в 600 км от Москвы, в Поволжье, находится Республика Мордовия, где проживают чуть меньше 800 тысяч человек. Государственными языками этого субъекта федерации являются русский, эрзянский и мокшанский. Последние два представлены в скобках как разъяснение к тому, что подразумевает "мордовский".
Эрзяне и мокшане — финно-угорские народы, их языки и культуры похожи, но не идентичны. На это указывают не только активисты, но и действия властей: например, отсутствие "мордовского" как такового среди государственных языков, или тот факт, что властям — пусть даже под общим названием "мордовский" — приходится проводить мероприятия все же по двум разным языкам. Так, Министерство культуры Мордовии в прошлом году опубликовало результаты открытого диктанта на мокшанском и эрзянском языках, прошедшего во Всероссийский день мордовских языков — 10 апреля 2023 года. Организатором мероприятия выступил Поволжский центр культур финно-угорских народов.
ИСТОРИЯ И ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОР
Нарратив о едином "мордовском" народе поддерживают не только власти, но и некоторые местные ученые из бюджетных учреждений. Так, профессор МГУ им. Н.П. Огарёва Владимир Абрамов ранее утверждал в СМИ, что "мордовский" народ известен как единый под своим настоящим именем с IV века н.э.
— Термины "эрзя" и "мокша" появляются лишь с XIII века и связаны с наличием в "Мордовской земле" (по русским летописям) княжеств с центрами Эрземазы (Эрзя) и Мокша. Было еще третье княжество с центром в Мещере (по-русски Мещерский городок). То есть этимологически они идентичны терминам владимирцы, рязанцы, новгородцы и т.п. Во всех переписях до 2002 года мордвины выступали под одним именем неопределенной архаичной формы "мордва", — отмечал он.
По словам Абрамова, нет никаких научных оснований считать их разными народами.
— Все крупные мордовские ученые, писатели, деятели культуры в этом однозначны, — заявлял Абрамов.
Он убежден, что посылы о раздельности мордовских групп исходят от отдельных общественников. Правда, его слова входят в противоречие с результатами последних переписей, которые организуют и проводят власти и результаты которых обнародует специальный государственный орган — Росстат. Несмотря на то, что эрзян и мокшан меньше, чем тех, кто назвал себя "мордвой", первых и вторых тысячи.
Как сказано на сайте проекта образовательных и межкультурных программ "Финно-угорский мир", название "мордва" не является исконным самоназванием — и хотя уже давно применяется и самим мордовским населением, представляет собою экзоэтноним (наименование народа, данное ему другими народами — "Idel.Реалии"), заимствованный из русского языка и служащий для обозначения двух изначально близких друг другу по языку и культуре, но тем не менее обладающих различным этническим самосознанием групп — мокши и эрзи.
Впервые название "мордва", как утверждается на сайте проекта, встречается у Иордана (VI век н.э.) в форме Mordens — один из народов, якобы покорённых готским королём Германарихом. Затем в X веке — у византийского императора Константина Порфирогенета в качестве названия страны Mordia.
— В русских летописях "моръдва" впервые упоминается в списке народов Среднего Поволжья, входивших в сферу интересов Киевской Руси с самого раннего времени, составленном, как принято полагать, в XI веке. Своим происхождением это название, очевидно, связано со словами иранских языков, имеющими значение "человек, мужчина", — говорится в материале.
Отмечается, что после революции 1917 года в России эрзяне и мокшане получили общую автономию: в 1928 году создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в Мордовскую автономную область (с 1934 года — Мордовская автономная республика). В силу дисперсного расселения "мордвы" первоначально менее трети всего мордовского населения России (по переписи 1926 года — 1 миллион 339 тыс. человек) оказалось живущим в пределах созданной автономии. Значительные группы эрзян и мокшан и сегодня проживают в Самарской, Пензенской, Оренбургской и Ульяновской областях. В переписях они часто указываются как "мордва". По этой причине нельзя установить точное количество эрзян и мокшан.
ДАВЛЕНИЕ
Большинство мокшанских и эрзянских активистов сходятся на том, что концепция единого "мордовского" народа — некорректный колониальный конструкт, навязанный советской властью и до сих пор продвигаемый чиновниками республики.
Независимые эрзянские общественники неоднократно сетовали на то, что российская власть стремится создать общемордовскую идентичность, чтобы, как утверждают они, ассимилировать эрзян и мокшан в "плавильном котле".
На то, что власти продвигают "мордовскую" идентичность, указывают не только эрзяне. Власти Мордовии и исполком совета Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (президиум организации преимущественно состоит из чиновников и работников бюджетной сферы — "Idel.Реалии") ранее требовали от Инфоцентра FINUGOR отказаться от указания эрзи и мокши в качестве отдельных финно-угорских народов и объединить их в мордву. Редакция Инфоцентра FINUGOR тогда не согласилась с требованием.
Из примеров давления на независимых активистов, которые среди прочего поднимают тему отдельности эрзян и мокшан, можно отметить и другие. Ранее "Idel.Реалии" сообщали, что независимые эрзянские активисты утвердили систему национальных представительных органов по примеру крымских татар. В нее входят Атянь эзем (Совет старейшин), инязор (главный старейшина), Промкс (Национальный съезд), Видекуро (суд, который разрешает споры внутри национального движения).
Однако 25 июня 2022 года российские СМИ информировали, что в Мордовии создан новый Атянь Эзем (Совет старейшин), в котором 20 членов, хотя традиционно, по словам независимых эрзянских активистов, он должен состоять из 18. Новый Совет старейшин, как отмечалось, избрал альтернативного инязора (главного старейшину). Им стал артист Государственного русского драматического театра Республики Мордовия Сергей Адушкин, то есть работник бюджетной сферы. Выборы прошли в бюджетном учреждении — библиотеке имени Пушкина, хотя по традиции они должны проходить в Раськень озкс (в ходе национальных молений). Там же утвердили положение, которым руководствуются национальные представительные органы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Силовики на эрзянских моленияхСитуация с созданием клонов общественных структур самоорганизации эрзянского народа — не уникальна, так как в России власти часто вмешиваются в дела подобных организаций, хотя это запрещено российским же законодательством. Этот запрет прописан в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Но власти и раньше неоднократно обходили его.
Так, в противовес существующей с 1990-х годов Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) российские власти учредили дублирующую молодежную одноименную финно-угорскую структуру. Руководителем первой был Алексей Цыкарев, а российскую альтернативу возглавила Татьяна Ишматова — депутат Госсовета Удмуртии, которая впоследствии стала и чиновником удмуртского миннаца. Одна из основных задач МАФУН — сближение и организация сотрудничества финно-угорской молодёжи из Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии. Правда, созданный сверху клон МАФУН так и не стал значимым игроком финно-угорского мира.
Не обошлось и без уголовного преследования общественников. В октябре прошлого года эрзянские независимые организации сообщили о задержании ряда этнических активистов в Мордовии. Тогда же стало известно, что ФСБ по республике возбудила уголовное дело об "организации экстремистского сообщества". Сообщество, привлекшее внимание силовиков, — общественный институт национальных представительных органов эрзянского народа "Кирдийюр".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Все они эрзяне". Почему в Мордовии началось преследование национальных активистовАКТИВИСТЫ ПРОТИВ РАЗМЫВАНИЯ
Среди тех, кто считает эрзян и мокшан отдельными народами, — Дониси Човганонь, доктор философии, историк, глава Мокшанского национального комитета, проживающий в Украине. Он узнал о своих мокшанских корнях уже во взрослом возрасте.
— У нас в семье не было принято вспоминать, бабушка постоянно говорила, что мы русские, хотя по фотографиям и по тому, что демонстрировали по материнской линии, было явно видно, что никакие не русские костюмы и книги, вышивка. Всё это осталось сейчас в прифронтовом Запорожье. Но там было явно, что нерусские, если сравнивать. От русского там ничего нет, кроме названия, — делится он.
Човганонь также отмечает, что война также внесла свою лепту в усиление его новой этнической идентичности.
— Я стал более углубленно изучать мокшанскую тематику; кроме мокшанского языка, [начал] знакомиться с культурой и традициями. Пытаться в украинском информационном пространстве бороться с этими вражескими тейками и пропагандой, что это московиты, это не мокшане, и наоборот. Потому как в Украине и на Западе многие люди путают и приписывают название "Москва" к "мокша". Это совершенно не так, — отмечает Човганонь.
Човганонь не против эрзян; более того, он считает, что мокшане должны тесно сотрудничать с эрзянами.
— Вместе — не означает быть единым, то есть вместе можно быть за одним столом, вместе можно быть на баррикадах, но не едиными. Нельзя из двух людей сделать одного. Политика "мордвинизации" это и предполагает, — признается он.
Активист также обращает внимание на то, что эта политика исходит от российского государства. Свой нарратив, как считает он, власти подкрепляют мнениями историков.
— Руками историков и политиков это всё пытаются преподносить как основанные на "исторических источниках". Скажем, тот же кремлевский ручной этнолог Тишков (Валерий Тишков — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН — "Idel.Реалии") постоянно указывает на то, что в западных летописях указывается слово "мордва", то есть жили такие люди, значит, вы и есть они, — сетует он.
Говоря о политике "мордвинизации", активист упоминает политику сталинизма.
— Сталинская политика была нацелена на то, чтобы создать [из эрзян и мокшан] один этнос. Но не получилось, — констатирует Човганонь.
Эрзянский старейшина Сыресь Боляень еще дольше и громче критикует политику, которую он также характеризует как "мордвинизация".
— Она [политика мордвинизации] просто позволяет власти почти легально нас уничтожать, — считает он.
Боляень вспоминает, что как только советская власть ослабела в 1980-х годах, эрзяне создали свою организацию "Возрождение". При этом он указывает на то, что властям Мордовии невыгодно деление на эрзян и мокшан, так как это не "эрзянская или мокшанская, а мордовская власть".
Он также негодует по поводу ассимиляции как эрзян, так и мокшан, которые, согласно даже правительственным данным, сокращаются в количестве. Боляень убежден, что его соплеменники русифицируются.
Тем не менее представители эрзян и мокшан (как и других народов) едут воевать против Украины. Старейшина объясняет это "зомбированностью пропагандой". Для раскрытия глаз, убежден он, россиянам надо проиграть в войне против Украины.
— Они должны пройти через проигрыш. Когда исчезнет ресурс, который сейчас их подкармливает, они будут по-другому слушать и смотреть. Сейчас они об этом не думают, у них трудно с причинно-следственными связями. В момент проигрыша многое поменяется сразу. Тут вопрос в том, как это будет происходить, — заключает он.
Говоря о подвергшихся пропаганде россиянах, Човганонь указывает на отсутствие у них критического осмысления происходящего.
— Проблема заключается в том, что без альтернативы, выбора, без видения полноты картины, при этом имея лишь то, что показывает пропаганда в социальных сетях, критическое мышление отсутствует у многих, — объясняет он то, почему некоторые эрзяне и мокшане воюют за "русский мир" в Украине, не задумываясь при этом, почему они сами не владеют своими родными языками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воюет за "русский мир", а дома их лишают родного языка- В последние годы Россию критикуют за давление на активистов, выступающих в защиту федерализма в РФ, и проводимую Москвой "ассимиляционную" политику в отношении представителей ее коренных народов и национальных меньшинств. Одновременно эксперты и активисты указывают на демонтаж федеративных основ государства.
- Российские власти усиливают преследование — теперь уже и уголовное — активистов, которые выступают в защиту федерализма, полномочий регионов и прав коренных народов, населяющих Российскую Федерацию, криминализируя даже политические (гарантированные Конституцией страны) выступления.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.