Ссылки для упрощенного доступа

Силовики на эрзянских молениях


Эрзянские моления прошли в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии
Эрзянские моления прошли в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии

На прошлой неделе, 9 июля, в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии состоялось эрзянские национальные моления — Раськень озкс. Этот ритуал был запрещен еще в 1629 году. Однако эрзяне продолжали поддерживать религиозную традицию неофициально, в том числе в советские времена. Впервые после продолжительного перерыва народные моления официально состоялись 17 июля 1999 года. Инициаторами выступили представители эрзянской интеллигенции, активисты эрзянского национального возрождения Маризь Кемаль и Кшуманцянь Пиргуж. Местом проведения был избран древний курган в селе Чукалы, в котором, по эрзянскому преданию, были похоронены 11 тысяч эрзянских, мокшанских, марийских и удмуртских воинов, погибших в 1612 году в битве с Ногайской ордой. С тех пор Чукалы стали традиционным местом для Раськень озкс, который проводится раз в три года. "Idel.Реалии" продолжают получать жалобы от участников на давление со стороны власти во время традиционных молений.

Первые моления после возрождения традиции носили исключительно народный и ритуальный характер — организовывались и проводились активистами. Со временем республиканские власти взяли под контроль и возглавили процесс.

Такой контроль ярко проявился в этом году. Впервые на Раськень озкс руководители республики приехали вместе с личной охраной, информируют участники. Для сравнения в предыдущие годы, как отмечают активисты, власти свободно ходили среди людей, здоровались с ними за руку и даже обнимались.

Однако настоящее возмущение среди участников вызвало совсем не холодное отношение власти.

Своими впечатлениями с "Idel.Реалии" поделился активист эрзянского национального движения Йогань Минька. Он рассказал, что у активистов отбирали национальные флаги.

— Когда я приехал в Чукалы, увидел, что люди в гражданском выборочно останавливали именно эрзянских активистов, отбирали эрзянские флаги. Уже пройдя на моления, я решил развернуть плакат "Раськень Озкс — это не праздник!", который привёз с собой. Практически мгновенно плакат у меня отобрали люди в штатском. Насколько я понимаю, это были сотрудники ФСБ, — отметил он.

По словам активиста, акция с эрзянским флагом также была пресечена.

— После этой неудачи я пошел к традиционному месту сбора эрзянских активистов и вывесил там, на дереве, наш эрзянский флаг как призывной знак эрзянам, чтобы они собирались под эрзянским флагом. Он провисел 2-3 минуты. Подбежали те же ФСБшники, что отняли у меня плакат и с ними были полицейские в форме. Эрзяне, что видели эту сцену с флагом, пытались убедить сотрудников ФСБ, что это эрзянский флаг, что он присутствовал на предыдущих молениях, что эрзянская национальная символика не запрещена законодательством РФ, однако флаг все равно сняли, — отметил он.

Но Миньку это не остановило.

— Тогда я решил с почетным инязором Кшуманцянь Пиргужем развернуть еще один плакат и сделать фото. Пиргуж развернул плакат, а я сделал пару снимков. К нам сразу же подскочили ФСБшники, отобрали плакат и заставили меня удалить фото из фотоаппарата. Сотрудники Федеральной службы безопасности обратились к Пиргужу с вопросами о том, что у него в сумке. Он сказал буквально следующее: "Хотите знать — смотрите сами!". ФСБшники стали рыться в сумке, забрали из неё плакат об Альберте Разине (ученый, этноязыковой активист и жрец традиционной удмуртской религии 10 сентября 2019 года совершил самосожжение во время акции в защиту родного языка — "Idel.Реалии") и пакет документов, от активиста Эрзяйкина, который тот просил передать главе Республики Мордовия Артему Здунову. В этих документах были законные требования нашего движения по эрзянской гимназии, — сказал Минька.

Ранее "Idel.Реалии" сообщали, что мордовские власти проигнорировали суть многочисленных обращений граждан, которые просили властей создать гимназию в Саранске с эрзянским языком обучения. Власти формально ответили гражданам, однако ничего по сути обращений не написали, рассказав о мерах, предпринимаемых руководством субъекта для развития эрзянского и мокшанского языков.

Участники эрзянских молений
Участники эрзянских молений

Давление на активистов со стороны людей штатском подтверждают и другие эрзяне, приехавшие на Раськень озкс. Двое активистов отметили, что сотрудники ФСБ знали некоторых активистов в лицо и встречали целенаправленно их.

— Я был с почётным инязором Пиргужем. Сразу в Саранске на автовокзале к нам подошли 2 человека, которые представились сотрудниками ФСБ. Они спросили, что у нас с собой, проверили наши вещи. Ничего не отобрали, но начали спрашивать, что это за плакаты и какие имеем планы. У нас был плакат "Помним Альберта Разина" и "На молении не пляшут!". Я сказал им, что так нельзя делать, нельзя вмешиваться — это наше моление, мы не лезем в дела русских, в их религиозные вопросы, — поделился один из них.

По словам еще одного неназванного активиста, уже на входе на Раскень Озкс все было оцеплено по периметру.

— Интересно, что среди них были ФСБшники, которые так и представились, и они хорошо владели эрзянским и татарским языком. Эти ФСБшники начали спрашивать почетного инязора о том, что он носит в сумке. Они отобрали два плаката. Впервые с 1999 года на молениях не было эрзянских знамён, — рассказал он.

Действующий инязор (главный старейшина эрзян) Сыресь Боляень считает, что Москва и республиканское руководстве боятся потери власти, с этим он связывает ужесточения контроля за национальными движениями и давление на активистов.

— Они носом чуют, что режим приближается к коллапсу. Глава Мордовии Артем Здунов приезжает на моления с охранниками, повсюду расставлена полиция и сотрудники ФСБ в штатском. Превентивные меры отрабатываются ещё в Саранске — за несколько дней до Раськень озкс. У меня сомнения, что уверенная в себе власть вела бы себя таким образом. Чиновники знают, что народ сам за себя, а они решают свои частные вопросы. Ну забрали они плакаты, забрали флаги, попугали активистов. Доверия и уважения такими методами не заработать. Наоборот — мы видим, что это чужая власть, которая говорит с народом только запретами и угрозами, — заключил он.

Участники эрзянских молений
Участники эрзянских молений

На мероприятии выступали официальные лица, включая главу республики Артема Здунова и экс-мэра Саранска, лидера провластной "Ассоциации финно-угорских народов России" Петра Тултаева. Последний рассказывал эрзянам о недопустимости "национального экстремизма".

"Idel.Реалии" обратились в приемную главы Республики Мордовия, однако ко времени публикации данного материала ответа получить не удалось.

О постепенном стирании национальной повестки и переходе молений из этнорелигиозной традиции в "театрализованное действо" рассказал "Idel.Реалии" еще один эрзянский активист Валдо. Он считает, что акценты смещаются из-за постоянно растущего вмешательства региональных властей в организацию мероприятия.

Накануне перед молениями эрзянские активисты провели акцию, расклеив в столице Республики Мордовия сотни листовок, призывающих эрзян ехать на Раськень озкс. Общественники считают, что акция проведена, чтобы не дать властям использовать традиционный религиозный ритуал для пропаганды войны против Украины.

Ранее "Idel.Реалии" рассказывали о том, как государство создает провластные "клоны" национальных организаций для продвижения своей повестки и лишения народов субъектности — этот процесс затронул и эрзян.

Ситуация с созданием клонов общественных структур самоорганизации эрзянского народа не уникальна, так как в России власти часто вмешиваются в дела подобных организаций, хотя это запрещено российским же законодательством. Этот запрет прописан в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Но власти и раньше неоднократно обходили его.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG