Методисту Центра татарской культуры в Йошкар-Оле Рамаю Юлдашу предложили уйти с работы по собственному желанию. Он не согласился, после чего было принято решение его сократить. Сам Юлдаш считает произошедшее следствием его отношения к войне, отличного от государственного мнения и активности в деятельности татарского и марийского национальных движений. Радио Азатлык поговорило с Юлдашем о его работе, зарплатах в Марий Эл, деятельности Центра татарской культуры и многом другом.
6 января 2021 года городской суд Йошкар-Олы оштрафовал Рамая Юлдаша на 10 тысяч рублей за пост во "ВКонтакте", обвинив его в разжигании ненависти к башкирскому народу. Он направил жалобу в Европейский суд по правам человека.
В июле 2021 года суд признал его виновным в хранении "экстремистских" материалов и оштрафовал его на 1 500 рублей. Поводом к возбуждению административного дела стало то, что Юлдаш сохранил на своей странице во "ВКонтакте" видеоролик Николая Левашова "Замалчиваемая история России".
— Когда и как вы узнали о сокращении вашей должности?
— Предупредительные сигналы прозвучали еще осенью прошлого года. Я получил письмо от Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, где было написано, что я отсутствовал на работе 14, 30 октября и 11 ноября, занимался другой деятельностью, не связанной с работой. Меня попросили написать объяснительную.
Мы проверили даты. 30 октября было воскресенье, и где бы и что бы я ни делал в это время, это было мое личное дело. 30 октября был День политических репрессий, я был на митинге, организованном городским музеем Йошкар-Олы с разрешения администрации города. "Да, я там был, я каждый год участвую в этом мероприятии", — сказал я нашему директору. 14 октября, в полдень, ко мне на работу на машине приехали друзья, в течение часа мы съездили на кладбище, расположенное неподалеку, на могилу доктора исторических наук, марийского академика, профессора Ксенофонта Санукова. Мы возложили цветы и помолились.
А 11 ноября я был на работе, присутствовал на мероприятии, проходившем в Общественно-политическом центре, меня видел сам заместитель министра культуры Садовин. Говорят, что я в тот день участвовал в марийском дне скорби на Мендурском полигоне. Там были застрелены основоположник марийской литературы С. Чавайн, писатель и драматург О. Ипай, этнограф и краевед Т. Евсеев и другие.
"Меня там не было, я был на работе в рабочее время", — сказал я. Мои слова были записаны и отправлены министру. Наш директор Ильгиз Гайсин неоднократно просил меня не писать мнения и комментарии в социальных сетях, Telegram-каналах и других местах по поводу "спецоперации" (так россияне вынуждены называть войну против Украины, в ином случае государство их преследует — "Idel.Реалии") или событий, происходящих в стране.
Около месяца назад он пригласил меня поговорить с ним и попросил добровольно уйти с работы. На него оказывалось давление сверху. "Второй человек республики вызвал на ковер и приказал тебя по собственному желанию уволить или сократить, — сказал директор. — К твоей работе у меня претензий нет. Сейчас предстоит готовиться к федеральному Сабантую, и мне потребуются мужские руки и творческие люди. Сотрудников и так мало. Я пытался им объяснить, что ты нужный сотрудник, сделал все, что мог. Уже в апреле и мае они начали выражать недовольство тобой. Тебе предъявляют претензии за участие в мероприятиях марийского национального движения "Марий Ушем" и татарского национального движения".
Они также следили за моими комментариями, про это тоже сказали. В Марий Эл есть правозащитная организация "Человек и закон", которая признана властями "иностранным агентом". В их группе писали, что активиста по фамилии Филиппов оштрафовали на 1 миллион 300 тысяч рублей. Я оставил комментарий: "Ребята, помогите, они разваливают его семью". В этом меня тоже обвинили.
В августе я присутствовал на мероприятии, организованном организацией "Человек и закон", признанной "иностранным агентом". На тот момент я был в отпуске, это мое личное время — тут они и слова сказать не могут. Это был пикник под названием "Баркемп", и мы с сыном пробыли там два дня. Там собралось около 250 активистов из Перми, Москвы, Волжского, Казани и других городов. Хотя это было законно, мне, вероятно, не следовало там находиться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд по иску Минюста ликвидировал старейшую правозащитную организацию в Марий Эл "Человек и Закон""Это будет предательством своих принципов и жизненных ценностей"
— Почему вы не согласились уйти добровольно?
— У меня оставалась неделя летнего отпуска. Я взял ее, сказал, что неделю подумаю и еще посоветуюсь с семьей. Я рассуждал о том, над сколькими проектами я работал за эти 16 лет, организовывал конкурсы-фестивали, научные конференции, а теперь я должен уйти, склонив голову. Нет, пусть сокращают — к такой мысли я пришел.
Через неделю мне снова позвонил наш директор и сказал: "Мы дадим тебе 150 000 рублей, если ты по-тихому уволишься по собственному желанию". Мне потом сказали, что они были уверены, что я соглашусь, поэтому уже был подготовлен договор. "Если вы уйдете по собственному желанию, Рамзия Аухадуллина (методист Центра татарской культуры — "Idel.Реалии") не пострадает; если вы не уйдете, мы сократим ее вместе с вами", — сказали они. Я еще раз подумал об этом, но решил остаться на своем.
Если я продамся за их 150 тысяч рублей, то это будет предательством своих принципов и жизненных ценностей, которым я был верен всю свою жизнь. Это будет пятно на моей чести и биографии. Честность дороже денег. В этом случае я не уйду с опущенной головой, а смогу остаться верным себе и выйти победителем, с высоко поднятой головой. Я сказал, что министр культуры Константин Иванов и первый заместитель главы республики Михаил Васютин ответят за свои действия, вечно так продолжаться не будет. Осталось потерпеть еще полтора-два года — ситуация изменится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский активист из Йошкар-Олы направил в ЕСПЧ жалобу на решения обвинивших его в разжигании ненависти по нацпризнаку судов— В случае сокращения или увольнения предусмотрены ли какие-то выплаты?
— О сокращении уже объявили, но я еще работаю до 17 декабря и получаю зарплату. После этого вроде два месяца будут выплаты с биржи труда. Вместе с заработной платой выплаты составят 90 тысяч рублей. В любом случае у меня будет некоторое время, чтобы поискать работу.
— Вы говорите о Васютине и Иванове. Откуда у вас информация, что они к этому причастны?
— Когда сказали, что это вторые лица республики, я понял, что речь о них. Разговор с директором был именно в этом контексте. С начала "спецоперации" (так россияне вынуждены называть войну против Украины, в ином случае государство их преследует — "Idel.Реалии") не было никаких предупреждений и профилактических бесед со стороны ФСБ, прокуратуры и Следственного комитета. Последнее административное дело было еще в 2021 году.
Я не сделал ничего, чтобы подвергнуться преследованию по закону, а за то, что воспользовался своим правом на свободу слова и выражение своего мнения, отличного от государственной пропаганды, за свое участие в деятельности движения "Марий Ушем", татарского национального движения эти чиновники меня таким образом наказывают — меня увольняют с работы, и я остаюсь без денег. По закону репрессировать нельзя, но можно оказать давление. Такое наказание.
У меня двое детей: 9 и 13 лет. Нужно найти работу. Я не думаю, что мне удастся это сделать в ближайшее время. Я специалист по татарскому языку, литературе и истории. Даже если я пойду в школу учителем истории, моя зарплата будет 14-15 тысяч рублей. Моя зарплата в Татарском культурном центре составляла около 28 тысяч рублей со всеми надбавками. У нас в Йошкар-Оле люди зарабатывают 11-15 тысяч рублей, что очень мало по сравнению с Татарстаном или другими регионами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ждут своего часа. Британский эксперт — о татарстанских регионалистах— Центр татарской культуры собирался отдать вам предложенные 150 тысяч рублей?
— У Центра татарской культуры нет таких денег. Заплатили бы, наверное — через бюджет Минкульта.
— Думаете, сможете устроиться на работу учителем истории?
— Я уже понимаю, что не смогу работать в организациях культуры. И республика, и город — небольшие. Наверное, за эти два месяца весть обо мне дойдет до школ. Получается, мое активное участие в марийском и татарском национальных движениях и наличие собственного мнения стали запретом на профессиональную деятельность в сфере образования и культуры.
У меня 12 лет педагогического стажа: я преподавал историю Татарстана, историю России, обществознание, экономику, политологию в 149-м мужском лицее, 112-й школе Казани. Еще я думаю, что если пойду в школу учителем истории, то мне, наверное, придется пропагандировать детям взгляды путинского правительства и вести "Разговоры о важном"? Я не смогу это делать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Госдуме просят прокуратуру принять меры против "иноагентов", которые "дискредитируют" уроки пропаганды "Разговоры о важном""12 лет я вел курсы татарского языка"
— Могут ли эти сокращения быть связаны с сокращением финансирования Центра татарской культуры?
— Нет-нет! Если бы это было так, они бы так и сказали. Тогда не было бы предупреждений в течение года, предложения денег за уход по собственному желанию, разговора про отношение к "спецоперации" и комментарии в Telegram. Например, была новость: молодой человек пришел на митинг в футболке с надписью "Навальный Free", его оштрафовали на 1000 рублей. Под этим постом я, смеясь, написал комментарий: если вы продадите свою футболку, этой цены хватит, чтобы заплатить этот штраф. Даже на это обратили внимание и упомянули об этом. То есть за мной была слежка.
— Сколько составляет годовой бюджет Республиканского центра татарской культуры в Марий Эл?
— Об этом знают только главный бухгалтер и директор. Наша работа — организовывать мероприятия, писать сценарии, оказывать техническую поддержку и многое другое. Я не в курсе финансов. Поскольку культурный центр называется государственным автономным учреждением культуры, мы тоже немного зарабатываем сами. Определенные проценты собираются с концертов, еще деньги идут от сдачи в аренду залов и комнат.
— Вы сказали, что проработали в Республиканском центре татарской культуры 16 лет. Чем вы занимались эти годы?
— 12 лет я вел курсы татарского языка, которые сейчас ведет заместитель директора Равия Мусина. Для общения татарской молодежи я организовал клуб, который также успешно работал. Я принимал участие в организации шести научных конференций, было много фестивалей и конкурсов. Еще я организовывал поездки татарских детей в татарстанские лагеря. Я организовывал выезд молодежи в Казань на день рождения Тукая, Праздник поэзии, фестиваль "Мин татарча сөйләшәм" ("Я говорю по-татарски" — "Idel.Реалии"). Мы ездили туда 7-8 лет подряд, и таких групп из других регионов не было. Я был методистом и организатором культурных мероприятий. Работал и с молодежью, и с общественностью. В последние годы был методистом.
— Чем занимается Центр татарской культуры сегодня?
— Мы выиграли грант "Сокровища нации", организованный Федеральным агентством по делам национальностей. Мы изучили народные технологии вышивки и других ремесел. Мы вышли на деревни. Мы организуем "Татарский диктант" в Марий Эл. По моей инициативе мы распространили проект на районы республики: даже на села и деревни.
"Свято место пусто не бывает"
— Почему из культурного центра уволили двух человек, а не только вас?
— Я не понимаю их логику. Я не знаю, требовала ли этого формулировка спущенной свыше директивы. Нас в коллективе 19 человек. Творческая часть — 5-6 человек. Остальные — дворники, инженеры, сторожа, уборщики, бухгалтеры и другой персонал. Я не понимаю, как можно одновременно уволить двух методистов якобы в "целях оптимизации". Теперь третий сотрудник тоже хочет уйти, потому что ему не нравится здесь атмосфера, а руководство не может защитить своих сотрудников. Плюс в следующем году у нас федеральный фестиваль Сабантуй. Это значит, что организация культурных мероприятий Сабантуя, выставок и конных прогулок ляжет на наш культурный центр, но сотрудников будет не хватать.
Татарская автономия — это лишь праздничные генералы, которые едят и пьют на праздниках. Сокращение перед таким мероприятием не укладывается в голове. Свято место пусто не бывает — возможно, нас выгонят и найдут других. Но я думаю, что они, конечно, не найдут таких людей, как мы, которые много работают и живут национальной идеологией.
Я являюсь председателем профсоюзной организации Республиканского центра татарской культуры и членом правления профсоюза работников культуры Республики Марий Эл. Чтобы помочь мне с жалобами, им также нужна мотивационная часть решения о сокращении методистов, а она неизвестна.
— Этот профсоюз будет вас защищать? Вы собираетесь обращаться в суд?
— Я думаю над тем, стоит ли мне идти в суд. Профсоюзы меня, конечно, поддержат. Но чтобы обратиться в суд, нужно сначала получить документ о расторжении договора.
"Необходимо сохранять верность своей чести"
— Вы сказали, что готовы остаться без работы, чтобы высказывать свое мнение, отличное от государственной пропаганды. Есть ли у вас какие-либо прогнозы относительно будущего России? Будут ли новые репрессии или кульминация уже прошла?
— Хуже этого, наверное, не будет. Думаю, в таком духе продержится полтора-два года до момента, когда умрет король или осел. Из ограничений осталось только заблокировать YouTube, Telegram и WhatsApp. С точки зрения закона, уже не может быть более строгих наказаний, чем имеющиеся: кого нужно — посадили, неугодные СМИ и организации закрыли. Во времена Брежнева сажали в дурдом, во время репрессий 30-х бросали в тюрьмы. Сейчас наблюдаем кашу из этого. Но Россия не может пойти по пути Северной Кореи и вернуться во времена Сталина. Международные отношения сохраняются даже за счет параллельного импорта. Теперь не только Америка играет с СССР — игроками также являются Турция, Китай и западные страны. Так что больше нет тех ограничений, которые существовали во времена СССР.
— Что сегодня делать людям, у которых есть мнение, отличное от мнения государства?
— Необходимо оставаться при своем мнении, сохранять верность своей чести. За эти полтора года стало понятно, кто есть кто и что есть что. Остаётся надеяться, что тем, кто не понимал этого раньше, получится что-то объяснить, указав на социально-экономический аспект, рост цен и подорожание доллара. Потребуется трудоустройство в неправительственные организации. Сейчас у нас гаражное хозяйство — много людей работают "в серую". Наверное, придется так делать свою работу, как-то находить хлеб и еду.
Однако я еще не полностью потерял надежду. Они сажают, но появляются новые люди, которые раньше даже не интересовались политикой. Молодёжь против того, что происходит. Пока они просто не показывают активность. Второго октября более 200 человек приняли участие в стихийном митинге в нашем спокойно жившем районе. Вышли, чтобы заявить, что вдоль реки не должно быть никакого строительства, чтобы там был парк. У протеста не было лидеров. Даже партии не могут собрать такое количество людей на митинги. Вы нажимаете на крышку кипящего котла с одной стороны, а пар выходит с другой. И это котел, который кипит с 90-х годов — его уже не остановить. У народа есть потенциал, мы увидим это в будущем.
Для выяснения причин увольнения Рамая Юлдаша корреспондент Татаро-башкирской служба РСЕ/РС связался с директором Республиканского Центра татарской культуры Ильгизом Гайсиным. Он поднял трубку, выслушал вопрос и бросил ее.
Оригинал публикации: Азатлык Радиосы
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.