Заказали чуть-чуть толерантности. По госпрограмме, к 2030 году терпимость к другим культурам в Казани должна вырасти на 0,75%

Иллюстративное, архивное фото из Казани

В Казани хотят укрепить гражданское согласие и межнациональную дружбу. Для этого подготовлена специальная программа, рассчитанная до 2030 года. Как считают местные власти, только 62% жителей столицы Татарстана толерантно относятся к представителям других национальностей. И эту статистику хотят подправить и довести до 62,75%. Руслан Айсин размышляет о подходе властей, находя его формалистским. Свое мнение о новой задумке властей он изложил в новом материале.

Не внушающая цифра, но, видимо, думают подстраховаться. Показывать итоговые большие цифры — рискованно. Еще один важный пункт — чиновники планируют, что к 2030 году 70,1% горожан должны быть удовлетворены "реализацией своих этнокультурных потребностей", сейчас таковых, согласно подсчетам мэрии — 68,8%.

В рамках программы задумано проведение множества мероприятий, как и заведено при реализации такого рода проектов. Они все стандартные и выражены в формуле "сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей", "формирование общероссийской гражданской и татарстанской идентичности", "поддержка русского языка как государственного в РФ и языка межнационального общения, а также "создание условий для сохранения, изучения и развития родных языков". Тут все по классике: защита русского языка (интересно, что и кто ему грозит?), ну и родные языки где-то в хвосте, через запятую.

Your browser doesn’t support HTML5

Путин и родной язык


Можно ли доверять вышеназванным цифрам в условиях, когда в стране по сути убит институт независимых социологических исследований? Есть же известное утверждение о трех типах лжи: маленькой, большой и статистике. В России традиционно статистика — такая сущность, которая полностью в руках властей, она используется как инструмент манипуляции, подтасовки, подмены. Как говорил Гегель, если факты идут в противоречие с моей теорией, тем хуже для фактов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Социолог Яковенко о переписи: "В тоталитарных фашистских режимах невозможна опросная социология"

Сверх того, ведь идет установка из Москвы на формирование общества "русского мира" с младых ногтей. Детей разных национальностей принуждают, к примеру, петь песню "Я русский!" в учебных заведениях, насаждается милитаризм и квасной патриотизм. Для этого вводятся специальные учебные дисциплины, и вообще — воспитание патриотизма вытесняет саму суть образования — получение знаний и формирование самостоятельно мыслящего гражданина.

Каким образом здесь можно обойти эти преграды и пытаться работать над "формированием татарстанской идентичности", когда уничтожен федерализм, основы государственности республик и сами они в скором времени могут быть ликвидированы как политико-административные единицы; а борьба за сохранение родных языков приравнивается к преступлениям против основ государства?! Прям надо будет знатно изловчиться, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой.

Агрессивная пропаганда превосходства "русского мира" не проходит бесследно. Растет агрессия и ненависть ко всем. Прежде всего к представителям "нетитульной национальности". Идеология осажденной крепости сказывается на мировосприятии большинства населения. Риторика официальная стала просто-напросто как у дворовой шпаны. Соответствующая манера поведения, транслируемая верхами и пропагандистами, естественным образом копируется людьми, они экстраполируют эти "нормы" в общество. Экстремизм возведен в государственную степень.

Прибавьте сюда "веймарский синдром", носителями которого будут возвращающиеся с войны. Неустроенность, злость, агрессия станут их извечными спутниками. Отрываться они конечно же будут на соседях, знакомых, мигрантах, носителях другой национальности, религии и так далее. В Германии после Первой мировой войны это привело к утверждению идеологии национал-социализма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Измельчившего девушку в мясорубке жителя Пермского края помиловали за участие в войне

В России ситуация усугубляется тотальным пьянством, отсутствием институтов психологов и социальных служб адаптации. Советские солдаты, возвратившиеся с афганской войны, тому пример. Они сбивались в криминальные группировки, кто-то беспробудно пил. Но их было не так много. Да и не было такой промывки мозгов как сейчас.

И вот все эти вояки, зараженные ресентиментом, будут возвращаться в ту же Казань. О какой там толерантности можно говорить? Они привнесут в общество агрессию, ненависть, шовинизм, претензии к мирным людям в духе: "мы там воевали, товарищи умирали, а вы тут жируете". Таких случаев по стране немало. В Казани недавно один такой пьяный мужчина, пришедший с войны, бросил шумовую гранату при детях. Хотел им показать свою прыть. Благо, никто не пострадал. Представляете, сколько аналогичных ему маргиналов еще готовы "проявить себя" на гражданке?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Взорвавший гранату во дворе жилого дома в Казани военный оказался неоднократно судимым — ASTRA

А эти маргиналы способны серьезно влиять не только на криминогенную ситуацию, но и быть фактором укрепления шовинистических настроений в обществе. В Германии 1920-1930-х правые силы во всех бедах обвиняли евреев и англо-саксов. Дескать, они грабят страну и не хотят ее вставания с колен. Знакомая риторика, не правда ли? Сейчас место евреев займут мусульмане, мигранты и т.д.

И власти, что важно в этой связи, поддерживают эту политическую и идеологическую манифестацию. Оголтелая ненависть и примитивизм устраивает и элиты, и маргинальные массы. Так легче ими управлять. Это соединение дает на выходе синергию, взрыв неусмиряемого насилия.

Под раздачу попадут даже те, кто в рамках официальных структур будет говорить о толерантности и межнациональной дружбе. Все это уже преподносится как крамола, тлетворные западные ценности.

Что вообще есть базовые российские ценности? Стойкое ощущение, что это какие-то нарывы и импульсы, связанные с преодолением ресентимента: обиды, озлобленности, чувства унижения, зависти, немотивированной агрессии.

Толерантность в этом ряду точно лишняя.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его иноагентом, с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь