Путинская власть, время от времени заявляя о необходимости сохранения языкового и культурного многообразия, на деле занимается его искоренением, а те ее критики, что воспринимают эти слова всерьез, считают такое многообразие чем-то негативным, говорит колумнист Харун Сидоров. Так эксперт прокомментировал недавнюю реплику президента России о важности языкового разнообразия. Сидоров разбирался в вопросе и считает, что Путин лукавит.
22 марта ряд СМИ распространили сообщение о том, что Владимир Путин призвал к сохранению языкового разнообразия в России и поддержке национальных языков. Новость вызвала резонанс среди тех, кто озабочен этой темой, а это, надо отметить, не только поборники сохранения языков нерусских коренных народов, но и противники такового и различные борцы с "многонационалами".
Но чтобы адекватно оценивать масштаб этого события, важно понимать, что Путин не делал никакого специального заявления о необходимости сохранения языкового разнообразия и поддержки национальных языков в России. И уж тем более не проводил и не посещал никакого мероприятия, посвященного этой проблеме. То была всего лишь его реплика в общении с татарским режиссером Айдаром Заббаровым во время вручения в Кремле премий в области литературы и искусства за произведения для детей с последующим неформальным общением. В ходе этого общения режиссер отметил, что в Татарстане театр это еще и институт сохранения родного языка, а Путин сказал о том, как важно эти языки сохранять. Ну а что бы он еще ответил? Правда, кое что из того, что он сказал, надо будет прокомментировать отдельно. Но и об этом чуть позже.
Your browser doesn’t support HTML5
Путин и языки
Вообще, учитывая, специфическое, скажем так, отношение Путина к своим словам, у многих в мире давно сложился подход — смотреть не на то, что он говорит, а на то, что он делает. Это будет разумно и в этом случае, ведь разница между его заявлениями о необходимости сохранения в России языкового многообразия и поддержки национальных языков и реальной государственной политикой, проводимой при нем, радикальная. Причем, это следует из заключений и данных российских же экспертов и переписей.
Так, в интервью от 2020 года, заведующая лабораторией исследования и сохранения малочисленных языков Института языкознания Российской Академии Наук Ольга Казакевич констатировала, что за последние десятилетия коренные народы России утратили десять языков. Причем, судя по приведенным ей данным, четыре из них исчезли именно в годы правления Владимира Путина: западномансийский, керекский, орочский, восточномансийский. Еще пятнадцать языков на момент того интервью находились на грани исчезновения: алеутский, бабинский саамский, водский, ительменский, йоканьский саамский, караимский, колымский юкагирский менее, крымчакский, уильтинский (орокский), медновский алеутский, тазовский, тофаларский, тундровый энецкий, чулымско-тюркский, южноселькупский.
Впрочем, официальным российским лицам, рассуждающим о сохранении языкового многообразия, как ни странно, выгодно делать это на примере подобных исчезающих языков. Ведь как бы печально это ни было, сохранить языки с количеством носителей от 2-х как в случае с алеутским (по состоянию на 2020 год) до 20-ти как в случае с чулымско-тюркским языками объективно сложно. А это позволяет, с одной стороны, пафосно заявлять о необходимости сохранения подобных языков, с другой стороны, разводить руками — мол, очень хотели сохранить, но не получилось. Что поделаешь, такое нам досталось наследство, да и вообще во всем мире подобные языки находятся под угрозой исчезновения.
А вот о чем российским официальным лицам, начиная с первого, крайне невыгодно говорить, так это о том, что в России происходит с языками относительно крупных народов, имеющих объективно неплохой потенциал развития. Например, с языком второго по численности народа России — татарского, положение которого автоматически дает понимание, что происходит с языками народов поменьше. За 11 лет между последними двумя переписями населения количество говорящих на татарском языке в России сократилось с 4 млн 281 тыс. до 3 млн 261 тысяч, то есть на 1 млн 20 тысяч человек или на почти 24%.
Далее, если в 2010 году насчитывалось 392 тысячи носителей мордовского языка (в который в России официально включаются эрзянский и мокшанский языки), то по переписи 2020 года только 220 тысяч, то есть, на 56%. И это у народа (или группы народов), обладающего своей республикой...
А что же такого произошло, что при власти Путина стали исчезать не только языки, и без того находившиеся на грани исчезновения, но и языки народов, именами которых названы соответствующие республики? Может быть, виной тому стал разгром национального образования в этих республиках, осуществленный с подачи Путина в 2017 году, когда из обязательных программ их государственных школ было изъято изучение местных государственных языков данных республик?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Слово "президент" убирают из законов ТатарстанаСам Путин в упомянутом выше разговоре с Айдаром Заббаровым сказал следующее: "То, что Вы говорите, это очень важно, потому что был момент, когда после развала Союза у нас в России очень многое, к сожалению, было утрачено с точки зрения поддержки национальных языков".
Опять, оказывается, виноват "развал Союза"... И это при том, что после него в том же Татарстане в условиях какого-никакого, но республиканского суверенитета татарские язык и культура активно возрождались. А потом к власти пришел Путин и почти сразу принял в 2002 году поправки в закон о языках народов России, которыми запретил им использовать удобную им графику, обязав перевести все языки на кириллицу. И исчезновение татарских вывесок на латинице в Татарстане, где они были своего рода символами национального возрождения 90-х, стало первым шагом к тому, что происходит с татарским (да и другими нерусскими языками) сейчас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сибирские татары — отдельная нация или часть татарского народа?Впрочем, в одном с Путиным можно согласиться. Но не в том, что в нынешнем упадке языков нерусских коренных народов виноват "развал Союза", а в том, что при его власти положение их языков стало хуже, чем было даже при СССР. Причина лежит на поверхности — хоть при достаточно лицемерном интернационализме в Союзе также внедрялся язык "старшего брата", но все-таки всем его народам не внушалась мысль, что они русские.
Автор этих строк, будучи ребенком, учился в одной из "русских школ" Баку и хорошо запомнил, как в его класс в начале школьного года по ошибке, вместо соседней азербайджанской школы, перевели ученика, чья семья переехала в новый район, и он вообще не знал русского языка даже на уровне, позволяющем общаться с учителем и одноклассниками. В ситуации быстро разобрались и мальчика перевели в соседнюю азербайджанскую школу. Это было при том Союзе, на развал которого периодически сетует Путин, а теперь вопрос — возможно ли в путинской России, чтобы учащийся школы в любой из российских республик из числа ее титульного населения учился и говорил на своем родном языке, но не знал русского? Нет, невозможно, так как на обязательности изучения русского языка при необязательности изучения республиканских государственных языков настоял сам Путин. Поэтому повсеместной является прямо противоположная ситуация, когда представители нерусских народов, учащиеся и говорящие на русском, в своих республиках не знают своих языков. Вот такая защита языкового многообразия на деле, а не на словах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Януш Бугайски: Татарстан и Башкортостан первыми устремятся к отделению от имперской России"Русский мир" и Украина: спекуляции и правда
При этом не менее показательна реакция на слова Путина в том лагере, в котором даже подобные его, ничего на практике не значащие жесты в сторону миноритарных языков или религиозных общин, вызывают бурю негодования и обвинения в потворстве "многонационалам". Причем, когда это делают российские ястребы, недовольные "излишней мягкостью" существующей власти, в этом есть хоть какая-то логика. Но когда это делают отдельные российские "оппозиционеры", возмущающиеся тем, что Путин де несет на оккупированные территории Украины с "русским миром" еще и "многонационалию", это просто смешно.
Одним из поводов для подобных спекуляций стал разговор в оккупированном Мариуполе Марата Хуснуллина с Владимиром Путиным, в котором первый сказал второму, что в городе работает не только храм, но и мечеть. Это, а также визит в открытую мариупольскую мечеть саратовского имама Мукаддаса Бибарсова, порадовавшегося "освобождению" города, в таких кругах попытались преподнести как "исламизацию", которую с собой де несет в Украину Россия. Что, кстати, полностью ложится в кремлевскую пропаганду, пытающуся преподнести перед мусульманскими народами России Украину как их врага, для чего недавно был снят постановочный ролик, в котором якобы бойцы украинской армии режут на свитке Корана сало.
Меж тем, мечеть имени Сулеймана Великолепного и Роксоланы в Мариуполе была построена при власти Украины и открыта ее мусульманами вместе с турецкими спонсорами. На это указал российским оккупантам, пытающимся приписать эту заслугу себе, бывший украинский муфтий, а ныне служащий Вооруженных Сил Украины Саид Исмагилов. А руководство Вооруженных Сил Украины не только категорически опровергло участие украинских военнослужащих в разрезании сала на свитке Корана, но и специально поздравило мусульман страны и ее друзей с наступлением Рамадана.
Все это свидетельствует о том, что и существующая российская власть, время от времени процеживающая слова о необходимости сохранения языкового и культурного многообразия, на деле занимаясь его искоренением, и те ее критики, что воспринимают эти слова всерьез, считая такое многообразие чем-то негативным, по сути представляют собой две стороны одной медали — так называемого "русского мира", ни в существующей, ни в оппозиционной версии которого такому многообразию места нет.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.