Ссылки для упрощенного доступа

Почему Татарстан равнодушен к попыткам сделать сибирских татар отдельной нацией?


Тобольск
Тобольск

В конце февраля в Институте языкознания Российской академии наук прошло мероприятие, на котором несколько ученых заявили, что язык сибирских татар является отдельным языком, а не диалектом татарского. Некоторые общественники восприняли это как попытку отделить сибирских татар от татарской нации. В начале марта национальные организации Сибири собрались в Тобольске и выразили протест против разделения татар. Эксперты считают, что Москва хочет расколоть татарскую нацию руками местных активистов. Глава исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров обещал, что эту проблему обсудят на заседании бюро ВКТ, которое должно было пройти в рамках Съезда татарских сельских предпринимателей России. Однако эту тему на мероприятии обошли стороной.

Сибирско-татарский язык

Сибирско-татарский язык считается восточным диалектом татарского языка. Он, в свою очередь, делится на три основных субдиалекта: тоболо-иртышский, барабинский и томский. Некоторые специалисты считают его самостоятельным языком. В 2013 году ЮНЕСКО признала этот язык отдельным языком — сибирско-татарский получил международный код.

В переписи населения России, проведенной в 2021 году, сибирскими татарами числилось 6 297 человек. Между двумя переписями их количество уменьшилось на 482 человека (7%). В 2002 году в качестве сибирских татар было записано 9 611 человек — с тех пор их число уменьшилось на 3 314 человек (34%).

Сегодня основная часть записавшихся как сибирские татары проживает в Тюменской области — 5 991 человек. Их количество уменьшилось до 685 человек. Также можно наблюдать частичное увеличение сибирских татар в отдельных регионах. В Омске они увеличились с 58 до 138 человек, в Новосибирске сибирских татар по итогам переписи 2010 года не было — сейчас их 24 человека, а в Томске они увеличились с 2 до 12 человек.

С ЧЕГО НАЧАЛСЯ СПОР?

21 февраля на собрании, организованном Институтом языкознания Российской академии наук, заместитель директора Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова Академии Наук Татарстана, ученый Олег Хисамов выступил с докладом о диалекте сибирских татар. Некоторые из приглашенных Российской академией наук ученых раскритиковали Хисамова.

Николай Уртегешев — ученый Сибирского отделения РАН — говорил, что калмакский говор сибирских татар не имеет отношения к татарскому языку. Татьяна Рыжикова — ученый того же института — добавила, что барабинский говор также не имеет ничего общего с татарским. Специалисты Сибирского отделения РАН — муж и жена Гульсифа Бакиева и Юрий Квашнин — пытались доказать, что сибирско-татарский диалект является самостоятельным языком.

— Я не могу согласиться с тем, что в каждой семье (татарские семьи, проживающие в Сибири) есть казанские татары среди родственников, бабушек и дедушек. Мы построили более 400 родословных в Тюменской области. За это время я встретил поволжских татар только в одной родословной, — сказал Юрий Квашнин. Он оспаривал слова Олега Хисамова, который сообщил, что в каждой семье, проживающей в деревнях сибирских татар, есть хотя бы один дед или бабушка — выходцы из казанских татар.

Гульсифа Бакиева также выступила против идеи о том, что только половина из 500 000 татар, проживающих в Сибири, являются сибирскими татарами. Юрий Квашнин сказал, что татарская нация была придумана в советское время. По его словам, казанские татары и сибирские татары — не одна и та же нация. Казанский историк Искандер Измайлов оценил это как "глупость".

— Мы, сибирские татары, — отдельный этнос с самостоятельным языком", — возражала Бакиева.

Наконец, директор Института языкознания РАН Александр Кибрик заявил, что учреждение официально признало сибирско-татарский язык самостоятельным языком. Ученый также добавил, что он больше не рассматривается в рамках татарского литературного языка.

ЗАЩИТНИКИ СИБИРСКО-ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ЗАДУМЫВАЮТСЯ О ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Максим Сагидуллин — ученый, считающий сибирских татар отдельным народом со своим самостоятельным языком. Он составил грамматику сибирско-татарского языка и считает, что в будущем можно будет разработать учебники по сибирско-татарскому языку и подготовить к этому учителей.

— Все это можно сделать. Заложен фундамент, написана грамматика, издана азбука, изданы книги. На их основе можно писать учебники и готовить учителей. Институты также могут готовить учителей. У нас есть кадры и филологи, которые преподают татарский язык. Есть возможность обучать и обучаться, — сказал Сагидуллин.

По его мнению, "каждый человек сам решает, какой язык учить". Одновременно с этим, добавил Сагидуллин, "должна быть возможность выбора".

— Не все могут освоить литературный язык, многие хотят выучить наш язык. Не думайте, что речь идет только о 10-15 человек. Народ тоже ценит наш родной язык и культуру. Это не ведет ни к какой вражде. Мы будем жить так же, как жили — в дружбе: казанские татары и сибирские татары. Наш язык имеет право на развитие, — констатировал он.

На вопрос, кто финансирует эту деятельность, Максим Сагидуллин ответил, что Москва в этом не помогает. По его словам, авторы издают книги либо за свой счет, либо за счет общественных организаций и спонсоров. Он также сообщил, что несколько книг будут изданы благодаря помощи властей Тюмени.

— Наш язык — это отдельный язык. Мы ничего не изобретали. Это давнее мнение. Ученые изучали этот язык, написаны статьи, изданы книги. Идут споры, язык это или диалект. Границы между ними очень тонкие. Одни ученые считают его диалектом, другие — языком. Что ищешь, то и находишь, — подчеркнул Сагидуллин.

В переписи населения России, проведенной в 2021 году, только чуть более 6 000 человек записали себя как "сибирские татары".

— Причин много. И переписчики не писали "сибирский татарин". Кто-то сам сказал, что он татарин. Если прийти сюда и поговорить с людьми, каждый знает, что он — сибирский татарин или казанский татарин. Перепись никогда не показывает точную численность, — говорит Сагидуллин.

"СЕГОДНЯ ПОДДЕРЖКА ТАТАРСТАНА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОТПРАВКОЙ КНИГ"

Выступления в Российской академии наук вызвали споры среди ученых и общественности. В связи с этим 9 марта в Тобольске собрались представители национальных и общественных организаций для обсуждения сибирско-татарского языка (диалекта). По словам председателя координационного центра татарских организаций Тюменской области, предпринимателя Рината Насырова, на встрече присутствовала сибирско-татарская интеллигенция: в частности, писатели Клара Кучковская и Анас Гаитов, общественный деятель Рифкат Насибуллин, языковед Ханиса Алишина. Глава национально-культурной автономии сибирских татар Гульсифа Бакиева, выступавшая в Российской академии наук, не приехала, несмотря на приглашение.

— Мы один народ, но было сказано, что диалекту, на котором говорят сибирские татары, надо открывать дорогу, поддерживать, давать возможности. Об этом сказали 90% участников. Сегодня и алфавит, и грамматика подготовлены. По словам руководителей национальных организаций, в Сибири проживает 500 тысяч татар, не должно быть речи об их разделении. Ученые не видят в нем отдельного языка. А тем шести тысячам, записавшимся как сибирские татары, нужно помочь выучить родной язык — и Татарстан тоже должен это поддерживать. Это также было сказано. Мы тоже поможем в издании книг. Что касается двух конфликтных личностей (речь о Бакиевой и Квашнине), то они не хотят ассоциироваться с татарами: это люди, далекие от ислама, традиций и языка. Мы донесем свое мнение до Милли Шура и Академии наук Татарстана, — сказал Ринат Насыров.

Он считает "специально профинансированным проектом" тех, кто хочет разделить татар.

— Если Российская академия наук позволяет говорить "татар нет", то это ложь. Ни прокурор, ни президент не обращают внимания. На это нельзя просто смотреть. Если бы говорили, что нет русских или чувашей, было бы иначе, — отметил Насыров.

В то же время он подчеркивает, что Татарстан не уделял должного внимания Сибири.

— Сегодня поддержка Татарстана заканчивается отправкой книг через Конгресс татар. Сейчас в Сибири снизилось преподавание литературного языка. Вот уже 20 лет из Татарстана не приезжают учителя и деятели культуры, нет контактов между религиозными деятелями. Если захотят работать с муфтием Татарстана, это тоже пресекается. Не дают возможности татарам общаться с татарами. Нельзя просто приехать с экспедицией из республики. Надо заполнить дома культуры и школы программами и специалистами. Бывший педколледж, два филиала института — все закрыли. Когда снижается уровень учителей, происходят вот такие дела. В результате на пустом месте появляются люди, не связанные с Татарстаном, — заявил Насыров.

По его словам, "сегодня этот спор требует научного разрешения": "Мы спим. Академия наук Татарстана не дает основанных на истории доказательств. В самой республике тоже многое идет непросто. Хватит ли у них времени подумать о татарах за границей Татарстана? Конгресс татар является общественной организацией. Они не могут взять все в свои руки. Об этом должны подумать и министр образования и науки, и министр культуры, и правительство. Из 120 татарских школ осталось только 39-40. И даже там преподают только уроки татарского языка".

Насыров считает, что "нужно смотреть на вопрос комплексно".

— Мы видим необходимость открытия в Тобольске научной лаборатории по изучению татар, проживающих в Сибири. Она должна анализировать, изучать процессы миграции и урбанизации. Сегодня Татарстан вообще не участвует в изучении социологии татар Сибири. Подписано соглашение между Сибирским отделением Российской академии наук и Институтом истории имени Ш.Марджани. У нас более 30 кандидатов наук. Им нужно финансирование. Я вижу, что Академия наук Татарстана работает на низком уровне. Нам нужна научная база, — констатировал Насыров.

Он напомнил, что поручение Рустама Минниханова об открытии татарского музея в Сибири не выполнено — на это не выделили денег.

— Министерства культуры и образования Татарстана не способствуют созданию музея, связанного с Сибирским ханством, Тюменским ханством, Чинги-Турой, Искером в Табольске и Тюмени. Как это понимать? Это будет государственный музей, будет ли он развиваться на основе частно-государственного сотрудничества? Есть поручение президента Татарстана, но министерство до сих пор не разработало его в качестве программы. Должны быть финансы и специалисты. Мы подготовили и покрасили здание. Если нас попросят сделать это самостоятельно, мы сможем сделать только то, что в наших силах. Денег на это Татарстан не выделил, — поделился Насыров.

"КОНГРЕСС НЕ ОТНЕССЯ К СИБИРСКИМ ТАТАРАМ ВСЕРЬЕЗ"

Работа Всемирного конгресса татар с сибирскими татарами в последние годы нашла отражение в поддержке фестиваля "Искер-җыен". Мунира Сагидуллина, приехавшая в Казань из Сибири (она проработала в Конгрессе татар более 18 лет и уволилась в январе), также констатировала, что Татарстан серьезно не работает с татарами, живущими в Сибири.

— Если бы Всемирный татарский конгресс серьезно относился к работе с татарами в Сибири, этой ситуации не произошло бы. Недостаточно смотреть на Сибирь как на обычный регион России. Однако руководство конгресса не захотело этого понимать. Конгресс не отнесся к сибирским татарам всерьез. Когда Сибирско-татарская автономия захотела вступить в Конгресс в качестве члена, Конгресс воспротивился этому. Было предложено создать землячества, но и этого не произошло. Именно такие, казалось бы, мелочи и приводят к кризисам. Сибирь и Башкортостан — два важных региона. Конгресс должен создать отдельный центр по работе с ними, построить специальный план работы. Но что там говорить, они даже меня не смогли защитить. Я была вынуждена уйти с работы, — сказала Сагидуллина.

"ЭТО ДВИЖЕНИЕ ПО РАСКОЛУ КРУПНОЙ НАЦИИ"

Историк и ученый Дамир Исхаков считает, что за отделением сибирских татар от татарской нации стоят работающие на Москву православные силы, а также башкирские и ногайские активисты.

— Еще при последней переписи была выделена группа под названием "сибирские татары" по требованию федеральных властей. Они в какой-то степени рассматривались как отдельный народ, так как одна группа называла себя сибирскими татарами. Поэтому федеральные власти и создали для них язык. Никакой научной базы для этого нет — есть только политика. Фактически это и было сделано для разделения татар. Подобные ситуации были и раньше. Например, выделили язык нагайбаков. Он соответствует арскому говору среднего диалекта татарского языка. После этого им дали понятие "язык нагайбаков". Речь идет о говоре. Ранее это происходило и с барабинскими татарами. Петербургский ученый, изучавший их язык, издал книгу под названием "Язык барабинских татар". Во время переписи этот термин изменили на "язык барабинцев", — рассказал Исхаков.

Он напомнил, что директор Института языкознания Российской академии наук "сказал, что они выделили язык сибирских татар". "Ситуация здесь не так проста, как он думает. Язык сибирских татар широко изучался татарскими учеными. Изучены как их диалектологический словарь, так и изучены лингвистически все регионы. Труды наших ученых прошлого и настоящего показывают, что единого сибирско-татарского языка не существует. Есть как минимум три диалекта. На самом деле, представители этих диалектов не очень хорошо понимают друг друга. Даже если вы хотите построить единый сибирско-татарский язык, то для этого нет основы", — отметил Исхаков.

Сейчас, по его словам, "появилась целая группа идеологов" — и "неизвестным путем был создан некий язык".

— Они не уточняют, какой язык или диалект они взяли за основу. Они создали и грамматику, и словарь. На этой основе были выпущены книги стихов и прозы. Была даже издана книга под названием "Азбука". Это не официальная работа. Как институт РАН хочет реализовать этот язык — я не могу понять. В родословных барабинских татар, подготовленных сотрудниками сибирского специалиста Аркадия Томилова, установлено, что более 48% проживают в смешанной семье с волго-уральскими татарами. Старых барабинских татар уже нет — они стали частью татарской нации. Поэтому за всем этим кроется политика попытки разделить татар. Их физически не различить. На северо-западе Башкортостана татар и башкир не различают — и здесь наблюдается такая же ситуация. Как разделить языки и обучать ему в деревнях? Это путь к уничтожению сибирских татар. Было бы хорошо, если бы люди это понимали, — подчеркнул Дамир Исхаков.

Он предположил, что "сейчас есть те, кто зарабатывают на этом деньги и славу: Бакиева и Квашнин, например": "Сообщалось, что Бакиева очень тесно сотрудничает с православной семинарией в Тобольске. Она даже перевела Библию на так называемый "сибирско-татарский язык". Здесь есть православные силы. Знакомый написал мне, что это группы, которые хотят крестить татар. Выяснилось, что Бакиева и ее окружение сотрудничают с Башкирским институтом стратегических исследований. В 2019 году Бакиева считалась их экспертом и получала деньги от башкирских националистов. В Башкортостане группы, которые хотят включить татарский язык в "северо-западный диалект" башкирского языка, работают вместе с бакиевским движением. За ними стоит Федеральное агентство по делам национальностей России. По-моему, вожжи тянут оттуда. Так что это очень опасная вещь, которая нависла над нацией".

— Я посмотрел материалы, размещенные Бакиевой в Facebook. Они постоянно взаимодействуют с башкирами и ногайцами из Астрахани, участвуют в совместных конференциях и всегда имеют связь со структурами, работающими с Федеральным агентством по делам национальностей. Это движение по расколу крупной нации. Думаю, есть управление со стороны Москвы. Бакиева говорит, что построила 400 родословных, что не видела волжско-уральских татар. Мы проверили это. Она делает деньги на генеалогии. Это ее дело. Никто не знает, изучала ли она 400 человек в одной деревне или в пяти деревнях. Болтать болтает, но что стоит за этим — выяснить невозможно. При построении родословной не нужно смотреть только на XVIII век. Татары с наших краев переселились в Сибирь в 20-м столетии. Поволжско-уральские татары мигрировали в Сибирь в период столыпинских реформ, голодных лет и индустриализации. В результате многие татары перемешались между собой, но она не хочет обращать внимание на это. На основе этого преподавался литературный язык, — сказал историк.

Дамир Исхаков считает, что официальный ответ из Татарстана должен быть уже сейчас.

— Нет никаких сомнений в том, что руководство Татарстана должно отреагировать политически. Сейчас нужна академическая позиция Татарстана. К сожалению, Академия наук Татарстана вовремя не разглядела эту ситуацию. Направление социолингвистики развито очень слабо. Как бы старательно Олег Хисамов ни выступал, твердой позиции не получилось. Работы Татарстана с Сибирью не хватает. Мы не смогли спасти школы, мы не боролись за это. Не подготовили достаточно учителей для обучения литературному языку. Все это является недоработками Татарстана, — констатировал Исхаков.

Он отметил также, что и идея строительства Сибирского центра при Институте истории имени Марджани также осталась "подвешенной".

— Директор института даже подготовил бюджет. Но это дело не дошло до высших кругов Татарстана и осталось, как есть. Как вы докажете, что есть общая история без строительства центра? Я считаю, что важнейшей задачей на сегодняшний день является создание Сибирского центра в Институте истории. По поручению Москвы мы работаем с крымскими татарами, строим Крымский центр. Они считают себя самостоятельной нацией. А с сибирскими татарами, которые являются частью нашего народа, мы так не можем. В Сибири у меня есть только двое учеников-этнологов. Сейчас в самый нужный момент этнологов, занимающихся Сибирью, в Казани практически нет. Позиция Академии наук Татарстана должна быть доведена до Института языкознания РАН. Как может федеральный институт развивать свои взгляды без учета мнения татарских ученых? Они никогда не изучали сибирских татар. Бакиева не лингвист, она — этнолог. Это показывает непрофессионализм сторонников какого-то полурегионального национализма, стремящихся отделить сибирских татар, — резюмировал Дамир Исхаков.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТАТАРСТАН ПОКА МОЛЧИТ

Ни официальные лица Татарстана, ни Академия наук республики пока не высказали своего мнения. Свое недовольство по этому поводу журналистам выразил лишь глава исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров.

— Прозвучавшие в Российской академии наук заявления — это одно из проявлений политики, которая велась в течение многих лет. Я выражаю свое несогласие с предложениями о необходимости выделить язык сибирских татар из татарского литературного языка, — сказал Шакиров. — Сибирские татары тоже против разделения татарского литературного языка. Об этом на протяжении многих лет нам заявляют сами татарские организации в Сибири. На очередном заседании бюро Всемирного конгресса татар этот вопрос также будет рассматриваться.

Отметим, что бюро ВКТ должно было пройти в рамках казанского Съезда татарских сельских предпринимателей России 13-15 марта. Однако на этом мероприятии проблему языка сибирских татар не обсуждали, пишет Радио Азатлык. По данным издания, это связано с "нежеланием усугублять проблему сибирских татар". Всемирный конгресс татар, который организовал Съезд предпринимателей, решил "не идти на политическую конфронтацию", сказали его участники.

В пленарном заседании участвовал лидер координационного центра татар Тюменской области, предприниматель Ринат Насыров, который выступает против отделения языка сибирских татар. Ему не было предоставлено слово. Единственным выступающим от имени татар в Сибири был фермер Рушан Янабаев из села Устамак (тат. Өстамак) Тюменской области, но и он не поднял тему языка. Он лишь рассказал о планах скотоводства, организации кемпинга, отдыха с рыбалкой для туристов, упомянул о реконструированной деревянной мечети.

Выступления на съезде были посвящены восхвалению Владимира Путина; прозвучали слова, что "в России татарам ничего не угрожает". Никто не вспомнил, что Россия уже больше года находится в состоянии войны с Украиной, а Татарстан эту войну поддерживает, посылая туда "гуманитарную помощь" и своих жителей.

С самого начала полномасштабного российского вторжения "Idel.Реалии" ведут подсчет погибших из регионов Поволжья. По данным на 14 марта, на войне погибли 307 уроженцев Татарстана.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG