Как отразить четыре нашествия завоевателей, оставляя за собой статус миролюбивых людей, быть пораженным, но при этом сохраниться и выжить? Какие секреты хранят обычаи и традиции древнего тюркского народа — чувашей, и что делали чувашские женщины во времена войн ради мира. "Idel.Реалии" поговорили об этом с историками и представителями чувашской интеллигенции.
ПРОВОДЫ НА ВОЙНУ — ПРОЩАНИЕ С ПЕЧЬЮ И МАТЕРЬЮ
Повинность службы в армии чувашские историки связывают с вхождением чувашских земель в состав России (в 1551 году войска русского государства захватили территорию современной Чувашии, в 1552 году было разгромлено Казанское ханство). До этого периода, по словам чувашской активистки Айпике Григорьевой, изучающей историю чувашских традиций, в каждом чувашском доме мужчины были готовы собраться и встать на защиту своего села или города; проводов и массовой мобилизации не было.
— Проводы на войну у чувашей — не очень древняя традиция, и больше она была связана с посвящением солдат в рекруты, — говорит Григорьева. — Эта повинность образовалась в связи с вхождением Чувашии в состав России. До этого у нас, у чувашей, было точно так же, как и у казаков — каждый дома имел два коня — одного для работы, другого для сражений. У каждого мужчины в доме всегда было готово воинское снаряжение. В любое время за считанные минуты каждый должен был уметь собраться и встать на защиту своего поселения или города. До вхождения в состав России у чувашей не было постоянно действующей армии, но каждый был готов защитить дом и семью от врагов. Как только у чувашей появилась воинская обязанность, постепенно стали появляться такие обряды. Основные обряды имеют магическое действие и больше направлены на то, чтобы мужчины вернулись домой живыми.
У каждого чувашского поселения могли быть свои обряды и ритуальные действия. Это может быть связано с пониманием обычаев самими людьми, то есть действия могли быть разными, но цель была одна — сохранение жизни и мира.
— У чувашей издревле не было никаких икон, а посреди дома стоял ритуальный столб — Юпа — как основа всего. На этот столб вешали кусочек хлеба и по нему определяли состояние солдата, который ушел из этого дома на фронт. Если хлеб плесневел, ломался или его съедали, это считалось плохим знаком. Хлеб своего рода отражал жизнь солдата, — рассказывает Григорьева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Чувашии национальные активисты установили стелу "Сила рода"Обряд проводов военнослужащего у чувашей начинался дома.
— Солдата сажали за стол, хоровод водился три раза вокруг ритуального столба Юпа и обязательно по часовой стрелке, — продолжает описывать ритуальный обряд Айпике Григорьева. — В более поздних вариациях, когда Юпа перестали ставить дома, хоровод водили вокруг стола. В последний день прощания, когда солдат выходил из дома, он прощался со всеми гостями и родными, обязательно прощался с печью и матерью. Мать не выходила из дома. Она провожала сына, глядя в окно. Сын, согласно обычаям, целовал левую грудь матери, чтобы она оберегала и хранила. Выходя через ворота, солдат целовал столбы, как бы прощаясь с домом. И главный момент — рекрут выходил из дома спиной; чтобы не споткнуться, его поддерживали друзья. Спиной рекрута вели вплоть до околицы, где через левое плечо нужно было бросить яйцо. Считалось, что если не разбивается — вернется целым и невредимым. Смысл прощаться с домом спиной — пусть возвращается так, как уходит. Так предки визуализировали возвращение обратно. Я знаю, что после прощания на околице, солдат отправлялся один с ямщиком до пункта сбора.
ФИЛОСОФИЯ ЧУВАШСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
Заслуженный художник республики, автор проекта "Сувар-парк" в Заволжье Николай Балтаев о философии чувашской женщины говорит так:
— У чувашей принято считать, что жена оберегает мужа от зла и жестокости.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Поднялся сам — подними своих предков". О чем рассказывают скульптуры Сувар паркаИменно в этом ключе, как считает народный писатель Михаил Юхма, чувашская женщина была в чём-то даже сильнее.
— Сильнее не физически, а духовно, — комментирует Юхма. — Женщина, которая просит благ, ради мира и общего блага всегда будет услышана Турă ("бог" в чувашской религии). Поэтому ей все по плечу — и все у неё получается. И любое зло она способна отразить и превратить во благо.
Михаил Юхма вспоминает легенду о сыне Верховного отца — Киреметь и богини любви, красоты и верности — Юрату.
— Легенда гласит, что при жизни Киреметь обучал людей, ходил по земле, вершил добрые дела, но потом был предан людьми. Когда его сожгли, он ожесточился — и его забрали черти. Юрату должна пройти 13 врат, чтобы спасти Киреметь. И она прошла туда благодаря смекалке, вытащив Киреметь из нижних миров. Юрату не ожесточилась, не потеряла самообладание, не поддалась искушениям, не потеряла рассудок, не озлобилась на мир. Поэтому чуваши говорят, что любовь может пройти любые испытания, она все прощает, — поделился Юхма древней легендой.
Чувашская поэтесса, лауреат Всемирной премии поэзии тюркских народов, заслуженный работник культуры Чувашии Раиса Сарби в беседе с "Idel.Реалии" также отметила это качество чувашских женщин — "не таить злобу".
— Они просили Турă о мире, не таили злобу, желали всем мира. Конечно, как у всех народов, были свои традиции и обычаи, но вышесказанное важнее для всех времён и народов, — добавила Раиса Сарби.
1. Когда на чувашском велись государственные дела и язык процветал
2. Личности в истории чувашского языка, образы и стереотипы
3. Что будет дальше с чувашским языком
4. Для чего учить чувашский
"ВЫЖИВАЛИ ТЕ, КТО СПРЯТАЛСЯ"
О силе чувашских обрядов и молитв ходят легенды, но что на самом деле происходило во время войн? Рассказывает историк Дмитрий Мадуров:
— Проводы в армию всегда считались особым религиозным актом у чувашей. Сехмет тунă (чув.) — "забрать в армию". Сехмет — это покровительница женщин и врачей в Древнем мире, символ мощи армии. Дословный смысл этого слова в Древнем Египте — "изъедающее зло". Прежде всего, если это был теплый период года, когда призывники шли на Ырсамай (место жертвоприношения у чуваш). Здесь по обычаям поминали предков, просили о защите. Затем юноши посещали родственников. В знак защиты и благословения мобилизованным повязывали через плечо полотенце с чувашской молитвой, в дар передавали новую рубаху (кĕпе). Раньше кĕпе называли не только рубаху, но и кольчугу, другими словами — это символ защиты. Новобранцы, увешанные полотенцами и в новой рубахе, два-три дня ездили по родственникам, где получали напутствия, благословения и подарки в виде оберегов, полотенец и еще рубах. Все эти вещи по традициям хранились дома до возвращения призванного в армию.
Особым символом и предметом ритуала считался хлеб — и именно круглой формы.
— С обережным наговором резали круглый хлеб, — продолжает Дмитрий Мадуров. — Перед красным углом, где хранились раньше Йерехи (изображения ближайших умерших старших предков), увешивали дом пучками рябиновых веточек, а на ниточку вешали кусочек черного хлеба. Смотря каким боком хлеб поворачивался, предсказывали, все ли хорошо у ушедшего в армию. Обязательно ушедшему из дома в дорогу давался шыртан (шăрттан — национальное блюдо из мяса у чуваш), кусочек которого мобилизованный должен был лично вернуть домой после службы. Каждому новобранцу давалось напутствие и оберег. В последний день проводов мужчины шли обнявшись, пели старинные грустные рекрутские песни. Выйдя за ворота деревни, бросали через плечо монеты добрым духам. Выпивали чарку пива, а кружку разбивали. Я как-то разговаривал об этом обычае с одним из старших в деревне, и он сказал: "А ты знаешь, в нашей деревне всегда строго придерживались обычая, и в Великую Отечественную из нашей деревни никто не погиб".
Соседям чуваши всегда казались миролюбивыми, говорит Мадуров. В то же время эксперты отмечают значение этнонима "чăваш" от слова "мирный" (незлобивый). Есть и татарская поговорка: "Чуваш эттән юаш, песидән кырыс", что дословно звучит: "Чуваш смирнее собаки и злее кошки". Историк Дмитрий Мадуров не считает чувашей миролюбивыми, поскольку "под этим этнонимом они скрывались от преследований".
— Как историк знаю, что савиры — предки чувашей на Кавказе — считались самыми дорогими наемниками. Их и персы, и византийцы нанимали. Тридцатитысячная персидская армия опасалась двухтысячной армии савир. Живя здесь, на Волге, сувары совместно с булгарами выдержали несколько нашествий монголов, в то время как Европа была завоевана в один присест. А чуваши выстояли, четыре нашествия было отбито. Конечно, сейчас народ сломлен… Здесь были и пугачевские восстания, и разинские, и Тамерлан был. Каждый раз выживали те, кто спрятался. Конечно, все это отражено в характере народа, уходят те люди, наиболее деятельные, боевые. Это все отразилось и на менталитете чувашского народа, — подытожил Мадуров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как активисты поддерживают интерес к чувашскомуПодписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.