Колумнист Руслан Айсин рассуждает о милитаризации образовательной сферы в путинской России. Он приводит примеры подобной политики в истории других стран. Одной из них является фашистская Италия времен Муссолини. Айсин утверждает, что проблему нельзя будет решить на протяжении долгого времени, даже если путинский режим падет.
В России вводят уроки начальной военной подготовки (НВП). Об этом гордо сообщили в Минпросвещения РФ. Из того, что предложили власти, пока не очень понятно, как будет строиться этот учебный процесс. Пока нет четкой ясности, как все будет выстраиваться. Сейчас дети в школе и так сильно загружены. Если НВП будет новым отдельным уроком, то вводить его придется за счет других предметов. За счет изучения родных языков, к примеру. Так уже делали.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детей готовят к войне? Разбираемся, что такое "начальная военная подготовка"Ранее детей обязали перед занятыми исполнять гимн страны. Усилили пропагандистско-патриотическую составляющую учебного процесса, переписали учебники истории, введя туда параграф о "недружественной Украине" и "свободных землях Донбасса"…
Надо отметить, что в последние годы государство взялось за школы основательно. Но не в части улучшения его материально-технической базы или же совершенствования образовательного деятельности, а в плане идеологической обработки умов детей.
Школа постепенно превращена в очередной тоталитарно-надзорный институт. Цель которого — воспитание лояльного государству солдата, не имеющего свою точку зрения, а принужденного к беспрекословному следованию линии партии и правительства.
Милитаризация и клерикализации школы подмяли под себя основную функцию просвещения. Она уже не воспроизводит социальную структуру, где содержание обучения и его формы лишь производны от этой базовой парадигмы.
Система образования в идеале должна готовить всесторонне развитых людей, готовых к реализации своих замыслов во взрослой жизни. Но государственного спроса на таких самостоятельных и креативных юношей и девушек нет. Правительству нужны послушные новобранцы, чтобы прямо сейчас, по достижению восемнадцатилетнего возраста, идти в армию и участвовать в войне.
Россия в этом деле не первая. Большинство тоталитарных и авторитарных государств действуют в схожем режиме. Идеологизация и милитаризация пронизывает все сферы жизни и институты общества, начиная с детсадовского уровня. Сегодня никто не удивляется многочисленным сообщениям, как в том или ином регионе РФ в дошкольных учреждениях проходят утренники или тематические праздники с воинской окраской, пародирующие сцены убийства, пленения или насилия. Детей облачают в военную форму, обучают их воинственной риторике, обозначают понятие "враг", "война", "предательство", "родина" и так далее.
Затем уже с этим багажом ребёнок идет в школу, где учителя продолжают эту линию. Не окрепший ум не в состоянии проанализировать навязанную ему авторитетным учителем информацию, вынести объективное суждение. Ребенок, как правило, все принимает за чистую монету. Без рефлексии. Хотя именно школа и должна давать юному поколению методологию анализа, научить его мыслить самостоятельно, сопоставляя наличные в его арсенале факты.
Например, Бразилия, которую часто сравнивают с Россией, столкнулась с явлением милитаризации школ при уже бывшем президенте Жаире Болсонару. Глава страны, отставной военный, не скрывал, что ему импонирует не только Дональд Трамп, но и Владимир Путин. Он также первым делом взялся за регуляцию экономики, социальной жизни, начал активно проталкивать собственную идеологическую повестку, сегрегировать общество на правильных и врагов.
Болсонару в образовательной сфере сделал ставку на усиление милитаристского начала, вытеснив на обочину саму суть школы — получение образования, воспитание достойной личности. Для этого он прибег к помощи движения "Школы без политических партий", выступающего за милитаризацию системы обучения. Движение вело крайне агрессивную деятельность. Ее члены преследовали политически неправильных с их точки зрения учителей, обвиненных ими в том, что якобы те является коммунистами, атеистами, выступают за гендерное равенство, критикуют церковь и вообще они космополиты-социалисты.
Движение было запрещено в августе 2020 года. После чего Болсонару и его сторонники сосредоточили внимание на проекте милитаризации школ. Причем подошли они к вопросу фундаментально. Процесс милитаризации в болсонаровском варианте подразумевал передачу управления 180 000 государственными гражданскими школами Бразилии вооруженным силам. То есть Минобороны. Распространение милитаризованной системы также привело к исключению из школы "проблемных" учащихся, потому что они не приспособились к установленным военными правилам.
Гражданское общество в крупнейшей латиноамериканской быстро среагировало. В конце октября 2022 года лидер бразильских левых Луис Инасиу "Лула" да Силва с небольшим перевесом победил на выборах Жаира Болсонару и в третий раз стал президентом страны.
Милитаризация образовательной сферы была и в фашистской Италии времен Муссолини. В 1926 году с учреждением Королевской академии Италии научные и культурные организации были взяты под контроль государства. В 1931 году учителей и университетских профессоров обязали принести клятву верности режиму. Отказались это сделать только лишь 13 из 1200 преподавателей! Страну обуял страх. Даже среди думающей и интеллигентской публики.
Школа милитаризировалась, детям раздавали игрушечные автоматы и пулеметы, ввели единообразную форму. Она была похоже больше на казарму, чем на учебное заведение.
Диктатор Италии использовал образование для укрепления фашизма в стране. Интеллектуальная, образовательная и социальная мобилизация были направлены на воспитание "образцовых граждан", верных воле государства и его лидера. Как это все знакомо и нам!
В состав молодежного движения "Итальянская молодежь ликтора" (так назывался римский магистратский телохранитель, вооруженный фасциями — откуда пошел термин "фашизм" — пучками вязовых прутьев, символизирующих силу и власть) входили мальчики от 6 до 21 года и девочки от 9 до 17 лет. Организация под надзором государства строго следовала главному предписанию — управлять умами молодежи, направлять их в нужном дуче русле.
Как тут не вспомнить, что недавно Путин возглавил наблюдательный совет специально созданного Российского движения детей и молодежи. Участниками данной прогосударственной псевдообщественной структуры могут стать дети с 6 лет. Практически точный аналог движения "Итальянская молодежь ликтора". Ничего нового.
Казалось бы, идеи Муссолини, родоначальника фашизма, осужденного и проклинаемого на все лады, должны навсегда уйти в прошлое. Но нет. То Бразилия, хотя там есть мощный демократический пласт, сменяемость власти, реальная оппозиция, независимые СМИ, то Россия, где ничего из перечисленного уже нет, цепляются за эти тоталитарные элементы, используя слабость общественных институтов.
Автократы, вознесенные силой обстоятельств на пик власти, неизменно начинают копировать модель фашисткой Италии. Но им мало иметь номинальную власть. Они желают идеократии, быть "наставниками всех школьников", ввести единоначалие и единомыслие прямо с детсадовской скамьи.
Понимают ли они, что калечат детей и развращает общество, нанося тому непоправимые травмы? Милитаризм и культ агрессии просто так никуда не исчезают, они просачиваются сквозь время, даже после свержения тирана.
В той же Италии на выборах к власти пришла неофашистская коалиция. И где гарантия, что она не возьмет на вооружение что-то из политического и идеологического арсенала дуче (итальянский титул, который носил Бенито Муссолини, глава Национальной фашистской партии — "Idel.Реалии"). Их большой восточный сосед давно движется по этой колее, поддерживая тех, кто идеологически им близок. Путинский "черный интернационал" вновь активно возрождает принципы Муссолини и Джентиле не только во внешней политике, но и во внутренней — в первую очередь в школе. А это проблема не на годы, на поколения!
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.