Ссылки для упрощенного доступа

Детей готовят к войне? Разбираемся, что такое "начальная военная подготовка"


Школьники поднимают флаг России на торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Архивное фото
Школьники поднимают флаг России на торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Архивное фото

Федеральные власти заявили, что со следующего учебного года в школах введут новый предмет для старшеклассников — "начальная военная подготовка" (НВП). Такую идею подал руководитель фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов. Министерство обороны и Госдума уже поддержали инициативу, а в Минпросвещения заявили, что предмет будет обязательным. Зачем детей готовить к войне и как это будет происходить — в разборе "Idel.Реалии".

Готовить детей к войне в школе — это вообще законно?

В федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" нет никаких прямых ограничений на проведение военной подготовки в школе. В то же время в статье 3 закона сказано, что государственная политика в этой сфере основывается на "гуманистическом характере образования".

Кандидат философских наук и магистр направления "психолого-педагогическое образование" Екатерина Горяченко отмечает, что закон "Об образовании" можно считать одним из самых удачных нормативных правовых актов, принципы и положения которого позволяли учитывать персональные предпочтения учащихся в выборе способов и форматов обучения и транслировали общечеловеческие гуманистические ценности: толерантность, интеграцию в мировое сообщество, стремление к развитию индивидуальных способностей.

— Несмотря на то, что за время десятилетнего существования закона в него было внесено множество поправок, ограничивающих изначально принятую ориентацию на гуманистическое образование, сами гуманистические принципы и положения сохранились. Со слов Сергея Миронова, одна из задач введения в школьную программу курсов по НВП — планомерная подготовка граждан к возможному противостоянию с врагом. Это станет существенным фактором, противоречащим принципам гуманизма, изначально заложенным в российский закон об образовании, — поясняет Горяченко в беседе с "Idel.Реалии".

Стоит также отметить, что пункт 3 статьи 48 ФЗ "Об образовании" запрещает педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для политической агитации, а также разжигания расовой, национальной, религиозной и иной розни. Запрещено пропагандировать "исключительность, превосходство либо неполноценность граждан" по тем же признакам. Нарушение этого принципа уже неоднократно фиксировалось независимыми наблюдателями в ходе выборов. Нет гарантии, что уроки НВП не будут использоваться, например, для создания "образа врага" в лице украинского народа, что уже было на классных часах в начале марта.

Как власти объясняют необходимость уроков НВП в школах?

Автор инициативы, депутат Госдумы Сергей Миронов заявил, что с началом "спецоперации" на территории Украины вопрос НВП "встал особенно остро". По его словам, проблема заключается в том, что многие добровольцы не имеют необходимого опыта. А если ввести этот предмет, можно будет подготовить граждан к "возможному противостоянию с врагом". При этом, заявляет министр просвещения Сергей Кравцов, ​уже к первому января курс разработают и начнут апробацию.

В независимом профсоюзе "Альянс учителей" инициативу восприняли резко негативно. Так, его глава Даниил Кен считает, что подпускать к детям участников войны в Украине для ведения таких уроков — "аморально и преступно". Он убеждён, что реальная цель введения НВП — пропаганда. По его словам, военные потенциально могут оказаться "гораздо более эффективными пропагандистами войны". Его коллега Раушан Валиуллин, возглавлявший отделение профсоюза в Татарстане, указывает на то, что у старшеклассников попросту нет лишних часов для того, чтобы заниматься военной подготовкой.

Доктор социологических наук Искандер Ясавеев в беседе с "Idel.Реалии" рассказал, что не очень верит в бывших военных как в хороших пропагандистов. У них нет дара убеждения, полагает собеседник. Но куда больше следует опасаться того, что социологи называют "скрытой учебной программой". Это набор ценностей, установок или принципов, который учителя передают учащимся неявным образом. Считается, что она способствует осуществлению социального контроля в школе и обществе в целом.

— В советское время мы на начальной военной подготовке занимались абсолютно известными вещами вроде сбора-разбора автоматов на время, поведением при чрезвычайных ситуациях и так далее. Сейчас я понимаю, что это не столько серьёзная военная подготовка, сколько обучение послушанию, выполнению приказов и подчинению. Это неявная передача определённых ценностей — то, что социологи называют скрытой учебной программой. И это, к сожалению, будет работать, — полагает Ясавеев.

Он разделяет позицию, что введение нового предмета негативно повлияет на процесс подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы. Уже сейчас старшеклассники перегружены домашними заданиями, занятиями с репетиторами. Поэтому Искандер Ясавеев сомневается, что среднее поколение поддержит инициативу Миронова. Ведь родители обеспокоены подготовкой детей к сдаче экзаменов и будут видеть в НВП очередную бессмысленную перегрузку.

Что будет на такой военной подготовке? В чём отличие от ОБЖ?

Программу "начальной военной подготовки" позиционируют как возрождение того, что уже было в советских школах. На НВП в СССР ученики практиковались в обращении с оружием и использовании средств индивидуальной защиты — противогазов, проходили строевую подготовку, учились оказывать первую медицинскую помощь. Также в рамках программы проводились теоретические занятия — например, изучение воинского устава.

Вышеописанное заметно отличается от "основ безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) — предмета, которой присутствует в школьной программе и чаще всего преподаётся в теоретической форме бывшими медработниками либо военными. Тем не менее, по последней информации, НВП будет проводиться именно в рамках ОБЖ и поэтому будет обязательным.

Кстати, заявляя о поддержке инициативы со стороны Министерства обороны, первый замминистра Валерий Герасимов указал, что на предмет нужно выделить не менее 140 часов — то есть минимум по два-три урока в неделю. Это больше, например, чем стандартное количество часов, выделенных на изучение химии в старших классах.

Кто будет вести уроки? Неужели обычные учителя?

Однозначной информации по этому вопросу пока нет. Сам автор инициативы Сергей Миронов убеждён, что преподавать НВП должны люди с боевым опытом — ветераны боевых действий и сотрудники силовых структур. А вот Минобороны рекомендует при необходимости провести профессиональную переподготовку тех, кто раньше преподавал НВП, плюс предлагает добрать необходимое число преподавателей из бывших контрактников-офицеров.

Пока неясно, хватит ли в условиях войны людей с боевым опытом — многих из них призвали в ходе "частичной" мобилизации. Альтернативным вариантом может стать привлечение к обучению получивших на войне инвалидность, которая препятствует несению военной службы.

В любом случае, в соответствии с законом об образовании, учителя должны иметь педагогическое образование, так что желающим вести НВП придётся по меньшей мере пройти профпереподготовку.

Могу ли я отказаться от посещения моим ребёнком таких занятий?

Теоретически такая возможность есть. Статья 17 ФЗ "Об образовании" оставляет за родителями и школьниками право выбрать изучение отдельных дисциплин в очно-заочной форме. Иными словами, вы можете подать заявление на прохождение начальной военной подготовки дома, и тогда роль школы будет сводиться к аттестации по предмету. Но для этого придётся договориться с руководством образовательного учреждения. Остаётся надеяться, что директор и учителя пойдут на то, чтобы ребёнок "отделался" рефератами по темам из учебного плана или иными заданиями.

Если вы хотите перевести ребёнка на очно-заочную форму, нужно подать соответствующее заявление руководству школы. Объяснять причины такого решения де-юре не нужно, однако не исключено, что вас всё-таки попросят это сделать.

А в чём проблема? В других государствах такое тоже есть…

Верно, Россия в этом смысле не уникальна, как и Советский Союз. В Израиле, например, военную подготовку осуществляет юношеская организация ГАДНА — "Молодёжные батальоны". Ею руководят кадровые офицеры ЦАХАЛ, они координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Учеников старших классов по этой программе направляют на двухнедельные сборы в военные лагеря. Там школьники находятся в подчинении армейских офицеров, на время получают обмундирование и занимаются стрелковой, физической и строевой подготовкой. По окончании сборов старшеклассники получают заключение об уровне подготовки, в котором указывается предпочтение по выбору военно-учётной специальности.

Однако здесь есть один нюанс. Как рассказывает "Idel.Реалии" учительница из Израиля Варвара Галицкая, в статье в "Википедии" об НВП содержится ошибка: на самом деле программа не ориентирована на школьников от 13 лет. Она проводится для учеников 11 классов.

— Они выезжают на неделю в армию, и это всё разовое мероприятие. Это не вот прям программа, которая работает как школьный предмет. ГАДНА проводят занятия на базе специальной военной части, которая занимается именно детьми. Естественно, это необязательная вещь — участие исключительно по желанию. И это ничего общего с НВП не имеет. Даже близко не лежало, я говорю это как человек, занимавшийся начальной военной подготовкой в советской школе, — поясняет собеседница.

Стоит также отметить, что Израиль много лет находится в состоянии войны, в стране действует всеобщая воинская обязанность, проводится более серьёзная подготовка призванных в ряды ЦАХАЛ.

Вопросами военной подготовки молодёжи озабочены и в Великобритании. Там существует Система вневойсковой подготовки (СВП), но она не входит в общеобразовательную систему и представлена добровольными юношескими организациями школ и колледжей. В кадетские подразделения принимают с 11 до 18 лет на один год, после чего при желании можно продлить срок ещё на год. Первогодок обучают строевой и огневой подготовке, а в следующем году осуществляется обучение военно-учётной специальности на выбор: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.

Если говорить о Германии, там в Минобре служат офицеры по работе с молодёжью. Они посещают школы и вузы и разъясняют основы внешней и оборонной политики государства, а также организуют дни открытых дверей в военных частях, чтобы школьники познакомились с военной службой.

В вышеупомянутых примерах участие в мероприятиях и программах является добровольным, в то время как в инициативе депутата Сергея Миронова указано, что осуществление начальной военной подготовки будет обязательным для всех.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG