Колумнист Харун Сидоров рассуждает о силе солидарности на примере помощи Эстонии культурно близким эрзянам в общественно-политических делах. Кроме того автор, подробно изучив выступления на эрзянском съезде в эстонском городе Отепя, задается вопросом о том, хватит ли эстонской поддержки для достижения тех амбициозных задач, что были провозглашены делегатами съезда.
Население Мордовии
В 2002 году в России проживало свыше 843 тысяч представителей мордовских групп, из них более 84 тысяч идентифицировали себя эрзянами и свыше 49 тысяч — мокшанами. Из свыше 843 тысяч человек родным (либо эрзянским, либо мокшанским) владело около 614 тысяч.
В 2010 году совокупное количество представителей мордовских групп сократилось до 744 тысяч — почти на 100 тысяч человек. Из "мордвы" эрзянами себя идентифицировали свыше 57 тысяч, а мокшанами — более 4 тысяч человек. При этом в графе "язык" мордовский, эрзянский и мокшанский уже указаны как отдельные языки. "Мордовским" владело свыше 392 тысяч человек, мокшанским — свыше 2 тысяч человек, эрзянским — более 36 тысяч человек. Таким образом, уже свыше 312 тысяч представителей "мордвы" не владело родным языком.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 53,36% населения Мордовии составляют русские, 40,06% — мордва (эрзя и мокша), 5,22% — татары, 0,38% — украинцы. Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2021 года составляла 778 965 человек.
Эрзянский национальный съезд, прошедший на рубеже сентября-октября 2022 года, весьма показательное событие в политической жизни народов пока еще России. И хоть съезд эрзянский, обсудить его вполне можно через призму русской поговорки: "встречают по одежке, провожают по уму".
"Одежкой" в данном случае можно считать саму "ламповую" атмосферу и эстетику съезда, прошедшего в небольшом эстонском городе Отепя. В связи с этим поделюсь своими впечатлениями о них как сторонний наблюдатель. Если говорить об этнокультурных стереотипах, то в среде того меньшинства русских, которое ориентировано на северо-западную версию русскости (или "русьскости") "мордовское влияние" внутри мейнстримной, доминирующей русской культуры, особенно "народной", считается источником аляповатости, китча и вульгарности.
Меж тем, как известно, с этнологической точки зрения, "мордва" — это конструкт, в который российской и советской национальной политикой были включены два разных народа: эрзя и мокша. И главное политическое событие последнего времени в жизни первого из них выглядело в этом смысле как революционное прежде всего с эстетической точки зрения.
"мордва" — это конструкт, в который российской и советской национальной политикой были включены два разных народа: эрзя и мокша
Эстетика этого мероприятия была современно-европейской с присутствием в ней этнического колорита. При этом оно напрочь было лишено той вычурности, что характерна для многих "мордовских" мероприятий "русского мира", а отличалось североевропейскими достоинством и выдержанностью, присущими эстетике циркумбалтийского региона, в котором и проходило.
Собственно, указать на это стоит не по причине какого-то странного эстетизма, а потому что радикальная смена культурной формы явно отражает курс эрзянского национального движения на общую переориентацию — с "русского" и "мордовского" мира на Северную Европу. Это видно не только по тому, где и как проходил съезд, но и из ряда озвученных на нем программных установок. В частности, в докладе инязора (главного старейшины) эрзянского народа Сыреся Боляеня была отмечена необходимость привлечения в будущую Эрзянь Мастор (Страну эрзян) эстонских и финских инвесторов и ее превращения в цифровой центр Идель-Урала. Последнее, очевидно, является отсылкой к опыту Эстонии, которая сумела стать одним из мировых лидеров в области цифровизации.
Не менее революционным Эрзянский съезд стал и в содержательной сфере, причем, по отношению к предыдущим установкам самого эрзянского движения, представляемого Сыресем Боляенем. И речь не о взятом курсе на независимость — зная взгляды лидера движения, в этом как раз никакой сенсации не было. Но до недавнего времени эрзянское движение выступало за преобразование Мордовии в Эрзяно-Мокшанию, вызывающую ассоциации с Чехо-Словакией. Однако на съезде была принята новая концепция — федеративной Эрзянь Мастор, в которую Мокшанская республика должна будет войти в качестве одного из субъектов. При этом съезд провозгласил "курс на построение политической нации — где эрзянином будет каждый гражданин федерации, невзирая на его этническое происхождение". То есть, если сегодня мокшане являются "мордвой", то в будущем им предлагается стать просто политическими эрзянами.
Революционным выглядит включение в Эрзянь Мастор помимо мокшанской части нынешней Мордовии населенных эрзянами частей Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Рязанской и Самарской областей
Также, согласно тезисам, озвученным Сыресем Боляенем и поддержанным съездом, единственным государственным языком федеративной Эрзянь Мастор должен стать эрзянский язык при предоставлении кантонам (субъектам федерации) права устанавливать у себя другие официальные языки.
Не менее революционным выглядит включение в Эрзянь Мастор помимо мокшанской части нынешней Мордовии населенных эрзянами частей Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Рязанской и Самарской областей, которые были объявлены "нелегитимными территориально-административными образованиями". Надо отметить, что для Идель-Урала, в котором у многих народов их "этнические земли" находятся за пределами их национально-территориальных образований, это шаг с далеко идущими последствиями. Просчитаны ли они лидерами эрзянского движения, ранее выступавшими за создание федерации или конфедерации республик Идель-Урала с Эрзяно-Мокшанией как одной из них? Ведь по этой логике другие народы также могут предъявить взаимоисключающие претензии на "этнические земли", находящиеся в административных границах других народов. Или предполагается некий механизм согласований, который позволит этого избежать?
Сыресь Боляень опытный политик, поэтому можно предположить, что при разработке обсуждаемых предложений съезду эти возражения он имел в виду. А причиной, по которой он выбрал именно такой курс, может быть озвученное им приближения "часа ч", в котором надо будет брать инициативу в свои руки, а не тратить время на согласование интересов с теми, кто их даже не сформулировал.
Возможно, что на столь амбициозные планы участников съезда вдохновила и поддержка, оказанная им властями и обществом Эстонии. Как уже отмечалось в материале "Idel.Реалии", на съезде кроме представителей городских властей Отепя присутствовали заместитель министра иностранных дел Эстонии, депутат ее парламента, известные эстонские общественные деятели. Не так давно автор этих строк сам писал о тренде тяготения национальных сил народов нынешней России к региональным центрам за ее пределами. Но на канале Лиги Свободных Наций на примере этого съезда совершенно верно указали на то, что небольшая Эстония в поддержке подобных инициатив родственных ей народов даст фору что Турции, что Монголии. Имея потенциал быть центрами притяжения тюркских и монгольских народов ныне российской территории, чтобы не раздражать Кремль последние не содействуют проведению на своей территории подобных мероприятий. И небольшая Эстония в этом смысле действительно задает новый тренд.
А вот хватит ли ее поддержки для достижения тех амбициозных задач, что были провозглашены на Эрзянском национальном съезде, покажет время.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.