Синдром активистского выгорания: защищать Гавриловскую рощу Казани оказались готовы единицы

Юлия Булавко на причале у Гавриловской рощи. Природных красот за её спиной в случае реализации всех планов городских властей и застройщиков заметно поубавится

В Гавриловскую рощу Казани всё-таки пришла стройка. В начале июня рабочие начали прокладывать через пойменный лес какие-то коммуникации — причём, как уверяет местная активистка Юлия Булавко, строительная техника влезла на территорию ООПТ. Булавко вызвала полицию, которая спустя почти неделю после инцидента так ей ничего и не ответила. Но самое удручающее, по мнению активистки, не это, а тот факт, что на защиту рощи в этот раз вышли ровным счётом три человека — хотя в курсе работ, связанных с грядущей застройкой, было намного больше местных жителей: десятки, если не сотни человек. Заглохло и дело с попытками активистов обратиться в суд.

ГАВРИЛОВСКАЯ РОЩА: 5,5 ЛЕТ БОРЬБЫ

Гавриловскую рощу, расположенную в Ново-Савиновском районе Казани на берегу Казанки, активисты и местные жители отстаивают с 2016 года с переменным успехом. Часть пойменного леса осенью 2016 года вырубили структуры татарстанского олигарха Равиля Зиганшина — ради, как выяснилось в разгар скандала, парковки для расположенного через дорогу стадиона "Казань-Арена". Позже FIFA забраковала эту парковку, и заасфальтированный плац с шлагбаумом на месте рощи пустует никому не нужный до сих пор.

Позже частью рощи заинтересовалась строительная компания "ЮИТ Казань", спроектировавшая здесь огромный жилой комплекс. Девелопер снес недостроенное здание ведического университета Махариши и окружил участок забором. Весной 2022 года стало известно, что он, наконец, получил разрешение на строительство.

За минувшие пять с половиной лет местные жители и экоактивисты успели собрать свыше сорока тысяч подписей за сохранение рощи, а исследование российского Гринпис показало, что воздух в глубине рощи является самым чистым в городе. Во многом — благодаря уникальной экосистеме, которую теперь могут разрушить.

Исполком Казани пошёл на уступки, и часть рощи объявили ООПТ. Однако параллельно вплотную к роще "ЮИТ Казань" планирует построить огромный ЖК минимум из шести зданий, а с другой стороны, у самой воды, город решил разместить больницу.

Корреспондент "Idel.Реалии" расспросил активистку о негативных тенденциях 2022 года.

— Что происходит сейчас в Гавриловской роще? Я слышал, там уже работает строительная техника.

— Фирма "ЮИТ Казань" начала застройку на участке, который находится у них в собственности. Получается, то, что сейчас огорожено коричневым забором, рядом с "Мегастроем", где раньше находился университет Махариши — и участок, получается, в два раза увеличивается в сторону реки.

— То есть они расширяют территорию за забором?

— Да, забор продолжают сейчас. С одной стороны каркас давно был, несколько лет, а сейчас они загородили между "Мегастроем" и своим участком. Ну, и, наверное, я думаю, они планируют и две другие стороны огородить, вот как раз там, где река. И сваи уже, похоже, забивают.

— То есть у них внутри периметра уже сваебойка работает?

— Ну, вот жители говорили, что готовятся сваи забивать. Сейчас, наверное, уже начали. Не знаю. Если только прогуляться сейчас, посмотреть. Надо уточнить… Я там была последний раз в прошлый четверг, вызывала полицию, потому что они незаконно провели раскопки на территории ООПТ.

— Что за раскопки там были? Вы уверены, что они производились именно в границах ООПТ?

— Да, это в заповедной зоне за их участком. Как раз там начинается заповедник. Они, получается, прокладывали какие-то коммуникации. Есть канал, проложенный вдоль забора фирмы "ЮИТ" — но там нынешних коммунальных сетей никаких не проходит. Они очень варварски это сделали, проехали техникой по территории, немножко деревьев раздавили — ивняк молодой, кусты… В прошлом году, когда город копал, они ничего этого не трогали…

Во-первых, разрешения нет от исполкома Казани на проведение работ в ООПТ. Во-вторых, по регламенту самой ООПТ новые сети там прокладывать нельзя.

— А они копают каналы для новых сетей?

— Они копают в двух местах — в одном, где старые коммуникации проходят, и в другом, где не проходит ничего. Прокладывают к себе, но не имеют права там копать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Блокировки и полиция: власти Татарстана пытаются подавить градостроительные протесты казанцев

"ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПРОСТО ЖДУТ"

— Вы вызвали полицию — и? Что сделали полицейские? Что обещают?

— Ничего не обещают. Приезжала девушка-участковый, кого-то опросила. Причём она сказала так интересно: одни рабочие сказали, что, мол, да, это к нашему участку копают, наша фирма, другие: нет, это не мы, это кто-то другой выкопал. Чем там дело закончилось, я не знаю, я еще на всякий случай в природоохранную прокуратуру тоже заявление подала. Пока никаких результатов нет — ни от прокуратуры, ни от полиции. Ничего они мне не ответили.

— И что вы планируете делать? Судиться? Блокировать работы?

— Всё глухо. Например, если блокировать технику, то нам уже несколько дней подряд присылали сообщения в группу, что там копают. Я была на работе, я не могла. Несколько дней всё это длилось, и когда я смогла пораньше освободиться, я полицию и вызвала. И написала в группу: приду к двум часам, приходите, пожалуйста, на вызов полиции. Думала, может, получится собрать народ, обсудить ситуацию… Ко мне на помощь пришла ещё одна активистка. А через час после того, как мы пришли, пришёл ещё один парнишка. И всё. Больше никто не пришёл.

— Ещё раз: вас было ровно трое человек, когда вы полицию вызывали?

— Вообще двое. Парень только через час пришёл, что-то сфотографировал — и ушёл. Просто технику идти и блокировать — я одна там буду стоять. Меня через два часа полиция заберёт или через двадцать — смысла я не вижу. А в группах по защите Казанки пишут: "Остановите стройку!" Я так понимаю, что это к активистам обращение такое: именно мы должны пойти и что-то сделать, а все остальные люди просто ждут.

Но, во-первых, мы все вымотались уже просто за годы, у кого-то обстоятельства изменились, кто-то заболел сильно, у кого-то ребёнок родился… Я вот, например, на работу вышла — и нет возможности активно всем заниматься и за всех всё делать. Есть ещё вариант судиться, но юристов грамотных по этой теме мало. Мы вот нашли одного, и он такое условие нам дал, чтобы мы собрали хотя бы сто пятьдесят доверенностей от жителей — и при этом хотя бы несколько человек постоянно ходили бы на суды. У меня лежат эти доверенности. Мы доверенности начали с год назад, наверное, собирать — и их, по-моему, всё ещё меньше десяти. Получается, условие юриста мы уже не выполнили...

Плюс там надо было провести большую работу по подсчёту озеленения в районе, доказать, что зелени не хватает — катастрофически. Это либо кому-то из активистов делать — а это объёмная и очень сложная работа — либо, как наша юристка попросила, кого-то из Москвы вообще привлечь. Это, конечно, тоже очень большие деньги. Но мы вот остановились на доверенностях, у нас всё встало. Люди не хотят подписывать — страшно, я понимаю. Но я сама подписала. Потому что по-другому просто ничего не сделать.

— А вот эти люди, которые командуют в чатах: "Идите, остановите технику!" — я так понимаю, у вас же есть с ними возможность прямой диалог вести? Почему бы не предложить в ответ: "А давайте пойдём вместе"? Или не поинтересоваться хотя бы, почему они сами не выходят?

(вздыхает) Если честно, вообще сил уже нет на это. Мне вообще с этого поплохело. А другие видели уж тоже, наверное — у нас же в группе несколько администраторов — но все молчат. Потому что такая ситуация неприятная...

— То есть даже не стали спорить с человеком?

— Не стала. У меня нет на это сил, к сожалению.

— И как вы сейчас оцениваете перспективы? "ЮИТ" продавит своё решение там строить? Залезет в ООПТ?

— Я всё-таки надеюсь, что ООПТ нам удастся отстоять, пока ещё нам законы это позволяют. Но тут, конечно, мониторинг нужен, постоянно следить, чтобы они не залезали на эту территорию. Но дома, скорее всего, они построят. Есть, конечно, варианты остановить стройку. Но, к сожалению, с такой активностью… Ничего не получится!

"ЗЕЛЕНИ В КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ. КАТАСТРОФИЧЕСКИ"

— А что говорят про больницу? Когда там планируют начать стройку?

— Вообще пока ничего не слышно. Но у "ЮИТ" тоже вроде всё время на стадии проекта было, а потом — раз, и уже разрешение получили!

— А почему в целом такая активность низкая? Там же гуляют сотни человек, а под петицией в защиту рощи в своё время удалось собрать больше сорока тысяч подписей… Почему же, как до дела дошло, так всех защитников рощи — две девушки плюс парень, опоздавший на час?

— У нас такая политика в стране грамотная… Как в 2019 году мэр Казани объявил, что тут будет парк, люди все резко успокоились, и все активности сошли на нет. Хотя до этого я там регулярно проводила субботники… Я понимаю, что людям уже надоело чужой мусор убирать, потому что сами они, те, кто на них приходят, не мусорят. Активность резко упала после заявлений мэра, что будет парк. Причём Ильсур Метшин недавно проводил какую-то очередную прямую линию, там тоже задавали вопрос, будет ли застройка. Он опять заявил: Нет, застройки не будет! Но по факту же она есть! Просто такая дезинформация...

А представители застройщика нам опять стали говорить, мол, у вас тут мусор. Один представитель застройщика приходил даже на сход. Я сначала не поняла даже, что это он, думала, кто-то из местных жителей, новый… Он начал опять: "Вот, всё тут замусорено..." Ну, во-первых, раз это уже парк, почему тут администрация не убирается? Мы уже устали, уже не можем… Но в любом случае мусор всегда можно собрать. А вот когда в городе не хватает озеленения — причем катастрофически! — если 55% по санитарным нормам положено, а у нас всего восемь, экологи с урбанистами считали три года назад, то у нас это на здоровье негативно сказывается. Мы можем в любое время на зеленой территории собрать мусор, это нетрудно. Но когда её застроят, там уже дышать просто нечем будет.

— Как я понимаю, все эти нормы озеленения — понятие очень растяжимое, смотря, кто и как считает. Местные чиновники как раз любят отчитываться, какой Казань зелёный город, но они как-то хитро считают, берут площади всех палисадников, вытоптанных газонов… Всплывала такая лукавая арифметика не так давно. Год или два назад…

(вздыхает). Да. Могу даже подробнее рассказать. Там две нормы, одна — общегородская, по которой считаются большие зелёные зоны, природные территории, парки… Она трактуется тоже очень интересно. Каждый год где-то что-то вырубается и застраивается, а потом городские территории увеличиваются за счёт присоединения к Казани земель близлежащих районов — и за счёт этого зона "озеленения" Казани вновь выглядит большой. С районной нормой ситуация другая. Тут они уже считают палисадники, придорожные территории, придомовые территории… Почему-то стандарты двойные. При подсчёте общегородской нормы считают парки, леса, при районной — абсолютно всё, вплоть до каждого района и куста. И, получается, что в обоих случаях по документам всё отлично. По факту — нет. Поэтому юрист и говорит, что нужно судиться и доказывать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тут все краснокнижные растения погибнут". Активисты оценили планы мэрии Казани на Гавриловскую рощу

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.