"Тут все краснокнижные растения погибнут". Активисты оценили планы мэрии Казани на Гавриловскую рощу
Защитники Гавриловской рощи заявили 23 июня о намерении продолжать борьбу с застройкой территории лесопарка, расположенного на берегу Казанки. По словам активистов, строительство больницы и ЖК, которые планирует разместить здесь мэрия Казани, приведет к изменению ландшафта прибрежных территорий и гибели краснокнижных видов.
ГАВРИЛОВСКАЯ РОЩА И МЭРИЯ КАЗАНИ
Планы казанских властей на эту территорию менялись неоднократно. В нулевые здесь еще проводились районные сабантуи — но последние лет десять территория практически не использовалась, парковая часть, в которой располагался майдан, пришла в запустение.
Осенью 2016 года участок рощи у моста-дублера третьей транспортной дамбы был вырублен и закатан в асфальт. Городские власти объяснили это необходимостью размещения парковки через дорогу от футбольного стадиона "Казань-Арена". Таковы якобы были требования ФИФА. Однако во время международных матчей в Казани выяснилось, что парковка практически не используется. И это объяснили опять же требованиями ФИФА: автостоянка оказалась внутри километровой зоны, где запрещалось движение автотранспорта. Пустует она и по сей день.
Следующая попытка застройки коснулась уже основного участка лесопарка, протянувшегося вдоль улицы Гаврилова от Мегастроя до поворота на Чуйкова.
В 2017 году стало известно, что компания "ЮИТ-Казань" планирует возвести новый жилой комплекс на участке пойменного леса в 4,4 га. Под снос попадал старый недострой — здание ведического университета Махариши, располагавшееся у проезжей части. Однако на участке предполагалась более масштабная застройка. Недостроенное здание, по словам журналиста и урбаниста Юлии Файзрахмановой, занимало территорию около 1 га. Девелопер же планировал идти вглубь — через пойменную рощу к Казанке.
Сейчас недостроенное здание университета снесено, окружавшая его растительность вырублена, а сам участок окружен забором компании "ЮИТ-Казань". По сведениям активистов, строительство ЖК может начаться уже в ближайшие полгода. Возможно, даже летом.
В 2019 году стало известно, что огромный участок Гавриловской рощи еще в 2011-м передан в долгосрочную аренду ООО "Артур". 25 процентов уставного капитала этой компании принадлежит гендиректору "Татнефти" Наилю Маганову, еще 25 — его племяннику Ришату Ахсанову.Речь тоже шла о застройке территории лесопарка многоэтажками. Однако в сентябре 2020-го мэр Казани Ильсур Метшин заявил: с ООО "Артур" договорились, компании вместо территории на Гаврилова передан участок в районе речного порта. Кроме того, мэр сообщил о создании в Гавриловской роще особо охраняемой природной территории "на 74 гектарах".
Несмотря на очевидные уступки со стороны мэрии, активистов тревожат два момента. Первый — строительство, которое в любой момент может начать "ЮИТ-Казань". Второй — детская больница, которую власти города решили разместить прямо на берегу Казанки. На схеме, которая была опубликована минувшей весной, видно, что территория больницы разрезает парковую зону на две части.
А участок, который, судя по всему, отведен под застройку "ЮИТ-Казань", образует, согласно этой же схеме, прямоугольник, равный по площади расположенному на соседнем участке магазину "Мегастрой" с парковкой. Если рассмотреть этот же участок более детально в Google maps, можно прийти к выводу, что под вырубку подпадает большое количество взрослых деревьев в Гавриловской роще.
Причем именно в Гавриловской роще в ходе исследований Greenpeace зафиксирован самый низкий в Казани уровень диоксида азота (4.91 мкг/м3). Останется ли он таковым после застройки, вопрос риторический.
23 июня инициативная группа "Защита Казанки на Гаврилова" попыталась провести сход в роще и решить, что делать дальше. Собравшихся оказалось немного, от силы полтора десятка человек. Причем преобладали те, кто за последние несколько лет и так старался не пропустить ни одной встречи на Гаврилова.
Возглавляющая группу Юлия Булавко демонстрирует пришедшим распечатанную в цвете схему с сайта мэрии и обрисовывает перспективы.
— Строительство многоэтажек и больницы нарушит экологию этой территории, — возмущается еще один представитель инициативной группы, Рафаэль Шакиров. — Больница сюда не вписывается. Это и на карте видно: парк, больница — и снова парк до горбатого моста!
— Почему нужно строить больницу именно здесь? — недоумевает местный житель Алексей Анискин. — В городе полно пустырей. За седьмой больницей, вдоль южной трассы, не доезжая "Меги", где сейчас дома строят. Там и с точки зрения подъездных путей удобнее. Сюда вот как скорая будет подвозить? Тут и не проедешь.
— Как нам сказал представитель управления архитектуры, муниципальных земель очень мало, — объяснила Булавко. — Но по факту у мэра есть полномочия договориться, как-то что-то выкупить и место найти. Нам больше нужно инициативу проявить, что мы здесь [больницу] не хотим. А там уже пускай они сами ищут, договариваются.
Рафаэль Шакиров предлагает написать письмо в администрацию президента РФ Владимира Путина.
— А толк будет? — с сомнением спрашивают сразу несколько собравшихся.
Шакиров вспоминает, что как-то уже обращался туда — правда, по поводу бесплатных школьных обедов для многодетных семей.
— Через год или два звонят мне с ОНФ, интересуются: проблема не решена? Мы, говорят, будем разбираться с этой ситуаций. "Поздно уж, — говорю. — И многодетным, и всем остальным уже бесплатно дают. Вы немного опоздали..." Но самое главное ведь — позвонили! — со смехом завершает свой рассказ Рафаэль.
Юлия Булавко уверяет, что застройка Гавриловской рощи такими капитальными объектами как больница и многоэтажные ЖК неизменно приведет к изменениям ландшафта и гибели краснокнижных растений.
— Мы несколько лет назад советовались с проектировщиками, узнавали, повредит ли постройка домов ЮИТ на этой территории, проектировщики очень грамотно нам объяснили, что обязательно повредит. Территория прибрежная, и для ее застройки нужно обязательно строить дамбу. Вот этот участок, — Юлия показывает в зеленую часть карты за участком, выделенным девелоперу, — не зря занесен в заповедную зону, здесь произрастает большое количество краснокнижных растений и реликтовый папортник ужовник, который жил еще во времена динозавров. За участком "ЮИТа" и "Мегастроем" вот эта вот часть — место произрастания ужовника, самое большое в Европе.
При строительстве дамбы, где бы она не располагалась, будет изменение ландшафта — и эту территорию либо затопит, либо осушит. И тут просто все краснокнижные растения погибнут.
В случае с больницей, продолжает Булавко, тоже наверняка понадобится строить дамбу, ведь она, судя по схеме, будет располагаться у самой реки.
— На ваших мероприятиях я уже не первый год вижу одних и тех же людей. Получается, жители в достаточном количестве не вовлекаются в процесс защиты Гавриловской рощи? — спрашиваю у Юлии.
— Жители немножко подуспокоились, потому что часть территории сохранена. А в детали никто не вникает.
— Зеленых зон в Казани практически не осталось. Если сравнивать с Москвой, Санкт-Петербургом, то там очень много зеленых территорий внутри самого города. А Казань практически вся застроена. Того места, которое оставили под парк, недостаточно. И, кроме того, есть риск, что его тоже могут застроить, — считает Алексей Анискин.
— Что нужно для того, чтобы власть вас услышала?
— Прежде всего — желание власти нас услышать. А для этого надо, чтобы как можно больше людей принимало участие в наших мероприятиях, как можно больше людей высказывало свое мнение. Я общаюсь с жителями нашего района — и все абсолютно против, но вот почему-то никто не приходит, не проявляет инициативу. Это, конечно, очень плохо.
— Я сюда пришла, потому что для меня важно, где я живу, — говорит еще одна постоянная участница акций в защиту рощи на Гаврилова, Элина Валиуллина.
— Для меня важен мой город, мой район, мои соседи — чем мы дышим, как мы живем — и без такого прекрасного уголка природы я не представляю этот район. Мы находимся в низине, и здесь смога много. И я лично могу свободно дышать, когда прихожу на эту территорию.
— И вы настаиваете, чтобы эта территория была сохранена по максимуму?
— Конечно. Зачем эти полумеры? Здесь не будет уже такого объема воздуха, если здесь обрубим, там построим… У нас много парков в нашем районе — но в них мало зелени. Они пустые в этом плане. На наш Ново-Савиновский район больше нет такого уголка.
— Как думаете, что нужно, чтобы власть вас услышала — и сохранила этот природный уголок целиком, а не частями?
— Думаю, власти важно видеть реакцию людей. Поэтому важно, чтобы люди проявляли инициативу, показывали, что им это важно, ходили на все мероприятия… Люди вообще очень тяжелые на подъем, в этом большая проблема. В любом вопросе — не только здесь. У нас такой менталитет: я посижу-посмотрю — а за меня всё решится. Но, к сожалению, это не так. За вас никто ничего не решит и без вас ничего не получится.
Пару лет назад, когда речь шла о тотальной застройке рощи, местные жители мобилизовались. Им удалось собрать более 2 тысяч физических подписей и еще почти 50 тысяч — в интернете. Видимо, это в свое время и привело к тому, что мэрия скорректировала свои планы, а Ильсур Метшин пообещал оставить большую часть лесопарка нетронутой.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!