Репрессий хватит на всех: война с внешними "врагами" не мешает охоте на "внутренних"

Архивное фото

Эксперт Харун Сидоров вспоминает то, как преследуют в России мусульман и представителей других религий, которые не связаны с официальными духовными структурами. Он указывает на сфабрикованность таких дел. Поводом стало задержание и последующий арест пятерых предполагаемых "бывших боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба" в Татарстане.

В разгар войны с Украиной российские силовики ни на минуту не забывают о "врагах" внутренних, причем, казалось бы уже давно неактуальных. Именно об этом свидетельствует недавний арест шестерых татарстанских мусульман якобы за участие в событиях двадцатидвухлетней давности — разгроме псковских десантников в Чечне в 2000 году.

В "лучших" традициях последнего времени обвинение строится на показаниях засекреченных свидетелей. При этом сами обвиняемые их отрицают, заявляя, что в этих событиях участия не принимали, в тот момент просто проживая в Чечне. И как бы неубедительным это кому-то ни показалось, но в пользу их версии говорит не только то, что в 1990-е годы в Чечню переселялось немало мусульман и далеко не всегда, чтобы воевать. Решающим тут стоит считать то обстоятельство, что все эти люди уже не раз проверялись силовиками и давно жили обычной мирной жизнью в России, а не находились в бегах и не пытались покинуть ее территорию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конец эйфории от войны, слабый Кремль и сильные регионы. Чего ждать россиянам в ближайшие годы

Обвинения по "военным" статьям — это лишь верхушка айсберга системных репрессий против мусульман в РФ. В 2017 году "Голос Ислама", крупнейший российский исламский оппозиционный сайт, вещающий из эмиграции, опубликовал своего рода белую книгу российских мусульман "Список Силантьева", названный по имени одного из главных "застрельщиков" репрессий против них. В этом тексте на несколько десятков страниц содержатся следующие разделы: убитые имамы, проповедники и мусульманские общественные деятели; аресты, репрессии в отношении исламских деятелей; репрессии против специфических групп мусульман — последователей трудов Саида Нурси, Хизб ут-Тахрир, русских мусульман, мусульман Крыма; запрет исламских организаций в России; исламская религиозно-политическая эмиграция из России.

Начинается же список со следующей цитаты Силантьева, являющегося одним из руководителей общественного крыла Русской Православной Церкви Московского патриархата — Всемирного русского народного собора: "В настоящее время в России проживает до 700 тысяч исламистов разной степени активности... Необходимо резко ужесточать законодательство и перестать думать о том, что мирным путем и договорами можно что-то решить. Надо просто их уничтожать".

И факты, перечисленные в этом списке, наглядно иллюстрируют, что именно этот призыв стал основой государственной политики по отношению отнюдь не только к вооруженным, но и к мирным "исламистам". И если количество физически "уничтоженных" в рамках этой политики далеко от указанной Силантьевым цифры, то совокупная численность убитых, арестованными и выдавленными в результате такой политики из страны может не сильно отличаться от нее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Илья Романов — три в одном: анархист, русский националист и исламист?

При этом важно понять, что в "исламизм" записывается все, что не есть "традиционный ислам", который определяется не в богословских, а исключительно в политических категориях. А именно как "ислам", который безусловно "лоялен государству, когда его представители готовы воевать за свою страну, даже ведя войну с единоверцами". Иными словами, речь идет о "российском государственном исламе", традиционно существующем в формате подконтрольных государству вообще и спецслужбам в частности "духовных управлений мусульман". Соответственно, все, даже абсолютно мирные исламские общественные инициативы, не вписывающиеся в этот формат, попали под каток репрессий.

Происходить это начало практически сразу с укреплением власти Путина и одновременно с его наступлением на федерализм вообще и в мусульманских регионах в частности. Так, в 90-е годы по всей России, но главным образом в регионах компактного проживания тюрок, включая Поволжье и Урал, было открыто порядка 50 т.н. "турецких лицеев". Это были элитные учебные заведения, в которых в комфортной для мусульман обстановке давалось качественное светское образование, которое впоследствии можно было продолжить в университетах Турции и не только там. В 2001 году, то есть практически сразу после прихода к власти Путина, в отношении этих лицеев начал проверку Рособрнадзор, после чего прошли две волны их закрытия — первая в 2003 году, вторая — в 2008 году. Лицеи закрыли практически повсеместно, кроме Татарстана, где после смены преподавательского состава и образовательной программы они продолжили деятельность в новом формате, хоть и без иностранных преподавателей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Нурджулар". Почему в Татарстане сажают тех, кто знакомится с учением Саида Нурси

В том же 2008 году запрещенной организацией "Нурджулар" были признаны разбросанные по всей России кружки читателей трудов турецкого мусульманского богослова Саида Нурси. Для понимания масштабов абсурда — его труды свободно распространяются не только в Украине или странах Запада, уже не говоря о самой Турции, но и в лукашенковской Беларуси. Однако в России за их чтение люди стали получать многолетние сроки лишения свободы. И они резко увеличились после принятия в 2016 году "законов Яровой" об ужесточении "антиэкстремистского" законодательства. Предельно драконовскими новые приговоры стали для членов партии исламского освобождения "Хизб ут-Тахрир", тоже запрещенной практически сразу после прихода к власти Путина — в 2003 году. Партия эта ведет своеобразную, но мирную политическую деятельность, что позволяет ей легально существовать в правовом поле большинства стран Запада. В России репрессии против ее членов нарастали постепенно — от условных сроков в самом начале, однозначных сроков в середине нулевых и уже двузначных после принятия "законов Яровой".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему в России растет количество дел за призывы к терроризму, его оправдание и пропаганду

Особый характер репрессии против этих сообществ приобрели в Крыму после его аннексии Россией. Ведь до этого момента их последователи свободно действовали в рамках украинского правового поля, как и ведущая национальная институция крымских татар — Меджлис крымскотатарского народа. Но вопреки своей воле оказавшись в России все они были запрещены, а их последователи стали жертвами массовых репрессий.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что религиозные репрессии в России направлены не только против мусульман. Через год после принятия "законов Яровой" были запрещены и попали под него "Свидетели Иеговы", на которых обрушился репрессивный каток. Но и без официального запрета под незаконную миссионерскую деятельность по новым законам подводится деятельность протестантских домашних церквей, новых религиозных движений вроде виссарионовцев и анастасьевцев и даже оппозиционных Московской Патриархии православных. Захватываются немногие остававшиеся церкви Российской автономной православной церкви, а деятельность набиравшего популярность иегумена Сергия Романова закончилась его арестом в ходе штурма его монастыря. Такому же штурму с арестом его основателя примерно в то же время подверглась обитель Виссариона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Путин слукавил, критикуя политику Украины

Показательным аспектом во всех этих репрессиях является их региональное измерение. Если репрессии против салафитов обрушились в основном на Кавказ, а против сообществ и учебных заведений с турецкими корнями на волго-уральские тюркские республики, то репрессии против христианских, квазихристианских и новых религиозных движений оказались наиболее кучными в зауральской части России, где они получили наибольшее распространение. Впрочем, и Москва, и Петербург уже давно не дают защиты от подобных репрессий. Уже не говоря о постоянных налетах силовиков на молитвенные и культурных центры, в 2021 году в Москве был арестован глава крупнейшего исламского издательства "УММА" Асламбек Эжаев, а часть недавних арестов татарстанцев, с которых начиналась эта статья, произошла в Петербурге.

В 2014 году многие мусульмане тоже надеялись на то, что репрессивное внимание будет переключено с них на бандеровцев, либералов и прочую "пятую колонну Запада". Опыт показал тогда, что эти надежды беспочвены, и совершенно очевидно, что так же будет и в этот раз. Энергии и внимания у российских силовиков хватит на всех. А если не хватит мест в СИЗО и колониях, то возродятся лагеря, возведенные при аналогичных обстоятельствах.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.