"Репрессии, репрессии и ещё раз репрессии". Год после митингов за Навального в Кирове

Киров, 23 января 2021 года

В январе 2021 года в Кирове — как и во многих других российских городах — прошли митинги в защиту Алексея Навального. Акция 23 января, которая первоначально задумывалась как одиночный пикет, оказалась на редкость многочисленной. По разным оценкам, в ней приняли участие от трехсот до тысячи человек.

23 января 2021 года кировчане маршем прошли по центру города, скандируя лозунги "Свободу Алексею Навальному!", "Путин — вор!", "Россия будет свободной!". 31 января, несмотря на аресты активистов, ситуация повторилась. Спустя год после тех событий с участниками протестных выступлений встретилась корреспондент "Idel.Реалии", которая в 2021 году вела прямую трансляцию с митингов за свободу Навального.

МИХАИЛ СЕМЁНОВ: "РЕПРЕССИИ, РЕПРЕССИИ И ЕЩЁ РАЗ РЕПРЕССИИ"

Михаилу Семёнову 52 года, он живет в Кирове, по профессии радиотехник, занимается ремонтом мопедов, мотоциклов и скутеров. До 2014 года политикой он не интересовался, жил как все: дом, семья, работа, друзья, вечерние посиделки за кружкой пива, летом — отдых в Египте или Турции. Все изменилось, когда Россия аннексировала Крым, а курс доллара после экономических санкций США и других западных стран взлетел в два раза.

Протест 23 января в Поволжье. Крупнейший за последние 15 лет

Михаил уже не смог покупать подержанную мототехнику в Японии, его доходы упали в несколько раз. Кроме того, Семёнов побывал на суде по делу "Кировлеса", куда пришёл просто как слушатель — его до глубины души возмутил абсурдный и неправедный процесс по делу Алексея Навального и Петра Офицерова. С этого момента житель Кирова стал задумываться о политическом и экономическом устройстве государства, в котором живёт, посещать оппозиционные акции, читать независимые СМИ в интернете, смотреть ролики на YouTube-канале Навального.

После ареста оппозиционного политика в январе 2021 года Михаил Семёнов одним из первых в Кирове вышел на площадь с призывом освободить главного критика Кремля. Власти объявили его организатором стихийного митинга и шествия — Ленинский районный суд признал активиста виновным в организации и участии в незаконном публичном мероприятии.

За свой гражданский порыв Михаилу пришлось отсидеть пять суток в кировском изоляторе временного содержания, отбывая наказание в одной камере с гражданами, задержанными за хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. Житель Кирова рассказывает, что, несмотря на последующие после акции события, он бы вновь вышел на митинг.

— Обязательно пошёл бы! — уверенно говорит Семёнов. — Моё доверие к Алексею Навальному за этот год только возросло. Алексей рискнул всем, не побоялся вернуться в Россию, сел в тюрьму за свои взгляды. Я думаю, сейчас в России Навальный — это политик №1, главный оппонент путинского режима. Да, мне тоже пришлось немного посидеть в тюрьме, но ничего страшного со мной не случилось. Маленькое приключение. Мои сокамерники относились ко мне с пониманием, кормили в кировском изоляторе сытно, "персонал" вежливый, предупредительный. На прогулки я почти не ходил, спал целыми днями, отдыхал, беседовал с сокамерником на разные жизненные темы, время пролетело незаметно. Если ещё раз нужно будет посидеть, посижу с удовольствием! Что касается судов, то я слежу за ними со спортивным интересом, буду бороться за каждый рубль.

Михаил Семёнов на митинге в поддержку Алексея Навального

После январских митингов в защиту Навального УМВД по Кировской области предъявило Михаилу Семёнову два иска, требуя компенсировать расходы полиции за работу в выходные. По мнению истца, кировскому УМВД во время оппозиционных акций пришлось задействовать значительные полицейские силы, а компенсировать все эти затраты предлагалось не за счёт федерального бюджета, а за счёт личного бюджета Семенова. Один иск был предъявлен на сумму 701 тысячу 947 рублей 12 копеек, другой (соответчик по иску — активист Вадим Ананьин) — на сумму 182 тысячи 105 рублей 91 копейку. Однако в результате грамотной защиты адвоката Инны Кошелевой, представляющей правозащитную организацию "Апология", сумму ущерба по обоим искам удалось снизить практически вдвое. 20 января суд в Кирове взыскал с Семёнова и Ананьина 103 380,96 рублей за работу силовиков на январской акции.

— Предполагаю, что кому-то в администрации президента пришла в голову шальная мысль: а не прищучить ли нам координаторов штабов и сторонников Навального? — размышляет Михаил Семёнов. — И вот уже централизованно из Москвы рассылается бланк искового заявления, которое в региональных управлениях МВД просто копируют, вписывая наименование своего региона, конкретную сумму и фамилии ответчиков — сторонников Навального. И эти иски, похожие друг на друга с точностью до запятой, поступают в суды российских городов: Уфы, Ярославля, Омска, Новосибирска, Петербурга, Пензы, Кирова и других. Дошло до того, что в решении, которое вручили мне в Ленинском районном суде Кирова, я с удивлением прочитал, что ответчик Михаил Семёнов должен оплатить сверхурочную работу "Центра Хозяйственного и сервисного обеспечения" при УМВД по Пензенской области. Пензенской! То есть судья Ленинского районного суда Марина Чиннова, переписывая решение районного суда города Пензы, даже не удосужилась внести исправления, вписав свой регион.

По мнению Семёнова, "в государствах, где судьи судят не по закону, а по "государственной" необходимости, само государство превращается в убийцу, мошенника и вора".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Европейский Союз призвал немедленно освободить Лилию Чанышеву

По итогам политического 2021 года Семёнову наиболее запомнились "репрессии, репрессии и ещё раз репрессии!"

— Власть стремится уничтожить всё, что связано с именем Навальный, арестовывает руководителей штабов, волонтёров, активистов, сторонников. Особенно впечатляет судьба бывшего координатора штаба Навального (Штабы Навального признаны в России "экстремистскими организациями, их деятельность запрещена — "Idel.Реалии") в Уфе Лилии Чанышевой, которая сидит по сфабрикованному делу об экстремизме. А дела о государственной измене? Суды проходят в закрытом режиме, народ российский не знает ни имён, ни фамилий, ни сути процесса. Но не секрет, что сидят почти все разработчики гиперзвукового оружия, которым так хвастается перед Западом Путин. Всё конструкторское бюро — за измену Родине! И сроки ожидаются чудовищные — до 20 лет. Ужесточение российского законодательства идёт просто бешеными темпами. Это как ракета в небо — начали с "иностранных агентов" и "нежелательных организаций", а потом плавненько перешли к возможному лишению гражданства.

Больше всего кировского сторонника Алексея Навального пугает недавняя инициатива о снятии моратория на смертную казнь.

— Я думаю, первыми расстреляют отъявленных негодяев: маньяков-педофилов, террористов и серийных убийц, ну, а потом возьмутся за "врагов путинского режима" и всяких там "иностранных агентов". Бульдозеры будут выкапывать расстрельные ямы, и ставить пулемёты для расстрела людей. Вам это кажется невероятным? А я напомню вам, что ещё недавно нам казались невероятными такие законы, как закон об "иностранных агентах", а вот он есть! Конечно, я не прорицатель, но, думаю, в 2022 году падут последние бастионы — уничтожена "Новая газета", сомнут "Эхо Москвы". И если эти два столпа свободы слова рухнут, мы увидим в нашей России большую Северную Корею во всей ее прелести, — резюмирует Михаил Семёнов.

СЕРГЕЙ ДЯДЬКИН: УВИДЕТЬ ПРЕКРАСНУЮ РОССИЮ БУДУЩЕГО

Сергею Дядькину 52 года, он родился в Беларуси, но ещё в советские годы его семья переехала в Россию. По профессии он учитель химии и биологии, преподаёт естественные дисциплины школьникам с особенностями развития, а свободное время посвящает физкультуре.

Первый раз Дядькин вышел на политическую акцию в Кирове в 2020 году — после принятия поправок к Конституции. Как человек, не чуждый точным наукам, учитель внимательно изучил работы математика Сергея Шпилькина о фальсификациях на выборах и решил выразить свою гражданскую позицию. С тех пор Дядькин стал постоянным участником пикетов, митингов и шествий в Кирове.

Сергей Дядькин

Он никогда не был сторонником Алексея Навального, но вышел на акции в его поддержку 23 и 31 января, поскольку выступает против политических репрессий.

— Навальный — человек левоцентристских взглядов, можно даже сказать — левый популист, — объясняет свою позицию педагог. — А я человек правых либеральных взглядов, и мне его политическая платформа не близка. Но я участвовал в митинге в защиту Навального, потому что никто в России не должен подвергаться аресту по надуманному обвинению. Согласно решению Европейского суда по делу "Кировлеса" и по делу "Ив Роше", Навальный был полностью оправдан, ему выплатили компенсацию. Значит, его не за что было арестовывать. И тем более никто не должен подвергаться отравлению химическим оружием со стороны государственных органов.

К участию в митинге в защиту Навального Сергей Дядькин подошёл творчески: водил по Театральной площади Кирова "протестные хороводы", пел песни, скандировал лозунги и даже выполнял гимнастические упражнения, чем привлёк пристальное внимание полиции. На митинге 31 января 2021 года Дядькина задержали, причем несколько дюжих омоновцев пронесли протестующего педагога на руках через всю площадь, чтобы составить протокол в полицейской будке. За свою протестную активность учителю пришлось заплатить 10 тысяч рублей в качестве административного штрафа, но он не жалеет, что пошёл защищать Навального.

— Навальный — очень западный персонаж, этим он мне симпатичен, — заявляет Сергей Дядькин. — Он не является выходцем из какой-либо партии или госструктуры, это человек, который сам себя сделал — self made man. Мне кажется, Алексей — настоящий голливудский герой, который в одиночку противостоит чудовищной государственной машине. Когда я читаю его тексты в соцсетях об отравлении, эвакуации в Германию, возвращении в Россию, тюремном заключении, борьбе с путинским режимом, меня не оставляет ощущение, что я смотрю увлекательнейший сериал о приключениях отважного рыцаря. А финал непредсказуем. Для власти Навальный — это безысходная проблема, в некотором смысле цугцванг, а для народа Навальный — соломинка, за которою схватиться бы надо. Но, к сожалению, Навальный непонятен и чужд так называемому "глубинному народу". Народу был бы понятен и близок такой собирательный Фургал — недаром за него с таким упорством выступают в Хабаровске. Фургал — человек из народа, говорит на одном с ним языке. А Навальный — представитель городской молодёжной культуры, хипстер. Интеллигенция тоже не восторге от Навального — для неё он слишком прост, интеллектуально не взыскателен. Неудивительно, что в рядах его сторонников в основном молодёжь, школьники и студенты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Там сторонников Навального было не очень много". Год спустя

По мнению Дядькина, "Навальный попадает в некую социальную пустоту между "глубинным народом" и интеллигенцией, не нужный никому — это лидер для подростков, но, как известно, за ними будущее": "Навальный — президент прекрасной России будущего, в России настоящего ему нет места, только в тюрьме".

После акций протеста в январе 2021 года Сергей Дядькин продолжает судиться с властями. Он оспаривает незаконное, по его мнению, задержание и наложенный на него штраф.

— Все суды в России уже пройдены, и теперь жалобы приняты к рассмотрению в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Мне пришло официальное уведомление "Dyadkin vs Russia". Я глубоко убеждён: соблюдения своих прав люди должны добиваться сами. Хочешь демократии, не плачь, не жалуйся, живи так, как будто демократия уже есть, — говорит Дядькин.

Киров, 23 января 2021 года

По мнению кировского учителя, "демократии сейчас больше в маленьких городах — таких, как Киров, нежели в Москве или Петербурге". Дядькин заверяет, что "здесь власть непосредственно общается с народом, смотрит ему в глаза, живёт на одной улице, и это не очень удобно в психологическом плане — своего соседа арестовывать".

Дядькин с оптимизмом смотрит в будущее — он уверен, что увидит прекрасную Россию собственными глазами. По его мнению, Россия спустя несколько десятилетий будет похожа на скандинавские страны: "Нам не нужен жёсткий капитализм — как в США. России больше подойдёт опыт Швеции или Норвегии. Нам нужна конвергенция между социализмом и капитализмом: не только демократия и частная собственность, но и социальная защищенность. Об том писал еще Сахаров, а Навальный — это Сахаров XXI столетия".

СВЕТЛАНА МАРИНА: ЖИЗНЬ В ОЖИДАНИИ АРЕСТА

Светлане Мариной 54 года, живёт в Кирове, по профессии программист. До 2014 года Светлана жила тихой семейной жизнью, воспитывала дочерей, много путешествовала и совсем не думала о политике. Поводом задуматься для неё тоже стала аннексия Крыма.

— На Украине жил мой брат, — рассказывает Марина. — И он присылал мне ссылки на видео, на прямые эфиры, я сама лично видела "зелёных человечков", которые захватили полуостров. Если бы я сама не видела, я бы, наверное, не поверила. До этого я была очень патриотично настроена, всегда голосовала за Путина, доверяла нашему президенту и считала, что не моё это дело — вмешиваться в политику. Но после того, как услышала, как Путин, не моргнув глазом, врёт про мирное присоединение Крыма, у меня всё в душе перевернулось. И я стала искать себе подобных — тех, кто думает так же, как я. Случайно встретила на улице активиста Вадима Ананьина, он стоял перед городской администрацией с плакатом "Свободу политзаключенным!". Я встала рядом.

23 января 2021 года Светлана Марина вышла на митинг с плакатом "Путин боится Навального!". И хотя она держала его всего несколько минут, этот момент успел запечатлеть полицейский. Через несколько дней её вызвали в РОВД для составления протокола, ночь она провела в "обезьяннике", а следующие четверо суток — в изоляторе временного содержания.

Светлана Марина

— Это было как приключение, как квест нового места, которое надо освоить, — вспоминает она. — Но самой большой проблемой было то, что меня взяли неожиданно, без вещей — у меня ничего с собой не было. Потом вещи и продукты мне принесли муж и друзья, а первое время было трудно. И я там всех довела, я бесконечно требовала выдать мне тряпки, чистящие средства, ёршик для туалета, перемыла всю камеру, строчила жалобы каждый день, донимала вопросами. В общем — спокойная жизнь для сотрудников изолятора закончилась, мне кажется, они не рады были, что меня к ним посадили. Я была занозой в заднице и обещала вернуться!

После первого ареста Светлана Марина живёт в постоянном ожидании следующего. Она не испугалась, не перестала ходить на митинги, но теперь в углу её комнаты стоит сумка со всем необходимым на случай ареста. В ней лежит нижнее бельё, спортивные брюки, футболка, сланцы, банное полотенце, мочалка, гель для душа, пачка печенья, а также бумага, ручка и распечатки с Кодексом об административных правонарушениях и правилами содержания задержанных в ИВС, чтобы удобнее было писать жалобы. К моменту публикации этого материала Светлана Марина также находится в изоляторе. 20 января ее арестовали на пять суток за "организацию публичного мероприятия без подачи уведомления". По версии полиции, Светлана Марина организовала 15 января серию одиночных пикетов в защиту активиста Вадима Ананьина. Интервью о прошлогодних событиях она успела дать до ареста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Кирове прошли пикеты в защиту активистки Светланы Мариной

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.