"Поднялся сам — подними своих предков". О чем рассказывают скульптуры Сувар парка

Образ чувашского китаеведа Никиты Бичурина. Ему принадлежат слова, которые и запечатлены и здесь: "Поднялся сам — подними своих предков". Это говорит о том, что нельзя забывать своих предков. Если их нельзя забывать, значит, нельзя забывать их заповеди, традиции. 

На противоположном берегу Чебоксар рядом с санаторием "Чувашия" 30 лет назад появился этнокомплекс Сувар парк. Автор музея под открытым небом, заслуженный художник Чувашии Николай Балтаев провел экскурсию специально для читателей "Idel.Реалии" и рассказал об идее и философии деревянных скульптур. Их в парке 130.

Николай Балтаев задумался над проектом еще в студенческие годы. И началось все с незатейливого интереса художника к теме происхождения родного народа, их философии, знаниях, которые, как уверен художник, хранят именно чувашские народные сказки.

Скульптура "Трон невесты". По традициям для невесты делался трон. Здесь в виде иконы изображены предки. Когда у молодой жены трудности, она варит кашу и поминает их.

— Идея проекта началась с мечты. Денег тогда не было никаких, а была просто мечта. Поэтому я всегда говорю, если у человека есть мечта — все получится, — констатирует Николай Балтаев.

В 1992 году появились первые 18 скульптур современного Сувар парка. Уже после первого симпозиума у руководства санатория появились вопросы, кто разрешил ставить этот комплекс скульптур. Художники-чуваши уже провели освящение места с приготовлением обрядовой каши, блинами и пивом. А Николая Балтаева тогда вызвали к руководству санатория.

— Чуваши славны и тем, что в любых спорных ситуациях находят общий язык, находит взаимопонимание в дискуссии. Это тоже своего рода искусство — искусство договора. Благодаря этому наш проект появился, живет и развивается. В результате мы договорились перенести объект на другое место площадью в семь гектаров. С тех пор симпозиумы художников здесь проходят ежегодно, — отмечает Балтаев.

Мамай-берегиня, особый статус у древних чуваш. У суваров не было брошенных детей. Если ребенок становился сиротой, то его воспитывала мать-берегиня из рода.

Художник Николай Балтаев говорит, что за все 30 лет проекта здесь не было ни одного несчастного случая, даже порезов не случалось. А создателям приходилось работать с 3-4 метровыми дубами.

— Может и раздавить, палец и ноги повредить. Никаких травм, порезов не было. Каждый раз работу мы начинали с благословения, чтобы предки нас оберегали. Вы бы знали, сколько людей, работавших над созданием парка, оставили свои привычки, связанные с зависимостью от алкоголя, многие бросили курить, — делится автор Сувар парка.

Лешая

Все представленные здесь образы художники-скульпторы черпали из сказок, легенд и исторических фактов о древних предках чувашей — суварах. Художник называет этнокультурный проект Сувар парк с деревянными скульптурами, которых насчитывается сейчас порядка 130 экспонатов, самым монументальным в своем творчестве. На сегодня проект живет уже 30 лет.

Условно философия всех образов, которые здесь представлены, делятся на три мира, объясняет Николай Балтаев.

Первое — золотой мир — мир богов, образы предков, которые нас вдохновляют, дарят знания из прошлого, имея за плечами богатый исторический потенциал.

Образы Отца и Матери открывают золотую гору. Богиня-мать у чуваш беспокоится о здоровье поколений и урожае. Она образ берегини. Отец золотой горы — воин, защитник своей семьи, детей, рода.

Здесь же, на "Золотой горе", есть фигура маленького огня. Чуваши считали, что молодые девушки, выходя замуж, должны забирать из родительского дома огонек в виде горящих углей и приносили в новый дом, создавая свой домашний очаг.

По обычаям невеста является хранительницей очага. Если мать жениха еще жива, то наполовину. Если умерла мать со стороны мужа, то она уже является покровительницей домашнего очага. Это скульптура про традиции чувашского народа.

Над проектом Сувар парка работали: сам Николай Балтаев (Палтай Микуçĕ), Владимир Нагорнов (Ту Улачи), Виталий Петров (Праски Витти), Георгий Фомиряков (Кера), Федор Мадуров (Матур Хĕветĕрĕ), Вячеслав Немцев (Нимĕç Славикĕ), Петр Пупин (Пупин Петĕрĕ), Георгий Пупин (Пупин Кĕркури), Кĕкер Коли, Анатолий Степанов (Çтапан Тули), Леонид Николаев (Арăслан Лёни), Юрий Матросов (Матрас Юркки), Василий Кузьмин (Аннушка Ваççи), Тымарлан Пилĕ, Юрий Фролов (Хĕçлĕ курак Юркки), Слава Уракен, Сергей Семёнов (Ылтăн Сĕруш), Евгений Акимов (Йĕкĕм Жени), Василий Эриванов (Эриван Ваççи), Иван Алексеев (Йăван Пикл), Александр Иванов, Михаил Краснов (Хĕрлĕ Мишши), Аванмарт Пайтул, Петр Кошелев (Енчĕк Петĕрĕ), Александр Алексеев (Сандр Пикл), Владислав Эткер (Эткер Славикĕ), Атилла Балтаев (Балтай Аттилĕ), Азамат Балтаев (Балтай Асамачĕ), Евгений Акимов (Йĕкĕм Жени), Василий Эриванов (Эриван Ваççи).

Эта фигура на "золотой горе" показывает связь поколений. Здесь изображено три поколения: бабушка, женщина и девушка, которая готова выйти замуж. На противоположной стороне мы видим мужские образы: дедушка, мужчина и парень, который готов жениться.

Условно "Серебряная гора" — это гора, где скульпторы изобразили мир людей.

Йĕрĕх — родоначальник у чувашей. Он жил в красном углу в каждом доме.

Киреметь — это сын Верховного Отца; Юрату — богиня любви, красоты и верности (Юрату в переводе с чувашского — любовь). При жизни Киреметь обучал людей, ходил по земле, вершил добрые дела, но потом был предан людьми. Когда его сожгли, он ожесточился, и его забрали черти. Народный писатель Юхма Мишши в своих книгах пишет, что Юрату должна пройти 13 врат, чтобы спасти Киреметь. И она прошла туда благодаря смекалке, вытащив Киреметь из нижних миров. Юрату не ожесточилась, не потеряла самообладание, не поддалась искушениям, не потеряла рассудок. Юрату прошла все 13 испытаний и спасла Киреметь. Поэтому говорят, что любовь может пройти любые испытания, она все прощает. У чуваш принято считать, что жена оберегает мужа от зла и жестокости.

Киреметь и богиня любви Юрату

Чуваши считали, что собаки и белые волки помогали связываться с разными мирами.

Шаманский бубен

И, наконец, медная гора — это мир духов, соблазнов, эмоций, которые по-своему искушают человека. Художник Николай Балтаев рассказывает: философия чуваш такова, что мир не делится на черное и белое, как хорошее и плохое; потому, не поняв одно, другое познать нельзя. И вот, как он объясняет эту философию:

— Условно на медной горе расположились образы сущностей, которые связаны с очень сильными чувствами. На золотой горе все эти чувства ограничены, одухотворенные. А на серебряной горе мы все создаем, создаем наш мир, нашу реальность. Казалось бы, зачем нам нужны чувства из "медного мира", если они могут нам навредить? Так вот нужны, чтобы созидать на этой земле. Когда мы пользуемся этими чувствами без контроля, на зная меры и границ, мы можем погибнуть. Например, алкоголь — это тоже своего рода проявление чувств, но может случиться зависимость, из которой потом можно не выбраться в настоящий мир, мир созидания или условно, как мы его называем, серебряный мир. В любом случае человек сам должен контролировать свои чувства, знать чувство меры.

Здесь скульптор изобразил скамью в виде обнаженного женского тела. По словам автора, скамья сделана для молодых людей, которые стесняются знакомиться с девушками.

Легенда рассказывает, что красивые русалки выходят купаться ночью в поисках женихов. Поэтому говорят, что молодым юношам купаться ночью опасно.

Образ хÿхемпи — образ красивой девушки (как соблазнительницы), образ искушения.

Сувары считали, что у человека нет морального права разрушать свое здоровье.

Это образ человека, который курит. Его голова превратилась в трубку.

***

Николай Балтаев родился в селе Новое Янашево Яльчикского района. Известен как художник по художественной обработке металла (медали, монеты, знаки). В 1993 году стал членом Союза чувашских художников. Окончил Павловское художественное училище и Высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной. Николай Балтаев доцент Кафедры народно-художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств (ЧГИКИ). Преподает студентам дисциплины, связанные с живописью, композицией, керамикой, резьбой по дереву и монументальной росписью.

Вместе с супругой Людмилой Балтаевой —​ мастером народных художественных промыслов —​ создали национальные украшения и костюмы. Николай Балтаев сделал реконструкцию 20 бронзовых гребешков, которые делали еще в Волжской Булгарии. В 2017 году выковал пять коллекционных медалей из серебра, посвященных великим сражениям Великой Отечественной войны — Курской битве, Сталинградской битве, битве за Берлин, снятию блокады Ленинграда, битве за Москву. Заказчик — Императорский монетный двор в Москве.

Является руководителем творческой школы "Философия суваро-булгарского народа". Наиболее известные работы — медали на тему чувашской истории и ре­лигии "Иакинф Бичурин", "Аттила-батр", "Çÿлти Турă", "Чÿк уйăх", "Сеспель", а также памятная медаль и плакетка памяти Митты Васлея. Николай Балтаев — автор идеи монументальной росписи под тематикой "Пурнăç йывăçĕ / Древо жизни" в конференц-зале Чувашского государственного института культуры и искусств. Под руководством Балтаева подготовлен и реализован проект "Мост Азамата", в рамках которого студенты расписали главный лестничный пролет Института мотивами чувашских национальных узоров по книге М.С. Спиридонова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чувашский мастер Николай Балтаев: "Такой ювелирки у татар нет"

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.