Андрей Таранов живет в городе Котельниче Кировской области, примерно в 10 километрах от объекта по уничтожению и хранению химического оружия (ОУХО) "Марадыковский". До 2015 года на объекте хранилось около 7 тысяч т боевых отравляющих веществ. Такого количества зарина, зомана, V-газа и других ядов хватило бы, чтобы отравить всю Европу. Опасное соседство определило судьбу выпускника МГИКа, мечтавшего стать кинодокументалистом. Но вместо кино Андрей неожиданно посвятил жизнь защите природы и людей от негативного влияния одного из крупнейших в мире арсеналов химического оружия. Уже почти тридцать лет он занимается экологической и правозащитной деятельностью, возглавляет общественную организацию Союз "За химическую безопасность" в Котельниче, пишет статьи и снимает документальные фильмы о химическом оружии. В день эколога, который в России отмечается 5 июня, "Idel.Реалии" поговорили с эко-активистом.
— Андрей, какой экологический опыт стал для вас первым?
Нетрудно было догадаться, откуда взялось это загрязнение, ведь других химических объектов, кроме арсенала "Марадыковский" поблизости не было
— Я занимался со школьниками туризмом и мы ходили в дальние походы. В одной из экспедиций по Оричевскому району мы увидели на Карповых озерах такие "химические" разводы, причем все эти грязные ручейки стекали в Вятку. На меня это произвело сильное впечатление. Нетрудно было догадаться, откуда взялось это загрязнение, ведь других химических объектов, кроме арсенала "Марадыковский" поблизости не было. Я понял, как беззастенчиво хозяйничают на нашей земле военные, и какой вред это приносит природе. В 1998 году я участвовал в кинофестивале в Москве и решил познакомиться с ученым-химиком и правозащитником Львом Федоровым, который много писал о советском химическом оружии. Мы с ним встретились и договорились о сотрудничестве. В результате в Котельниче открылось отделение общественной организации "За химическую безопасность". На первое собрание пришло почти 200 человек и я был выбран председателем. Я стал собирать информацию о советском химоружии, встречаться с людьми, работавшими арсенале "Марадыковский", записывать их рассказы. Особенно мне запомнился рассказ майора Николая Кибордина, который служил в воинской части с 1942 года и до 70-ых годов XX века. По его словам, авиабомбы с фосгеном (фосген — бесцветное боевое отравляющее вещество с характерным запахом сена, обладает удушающим действием, противоядия не существует. Использовалось во времена Первой мировой войны — "Idel.Реалии") хранились на деревянных складах прямо на земле и через некоторое время корпуса бомб стали ржаветь, авиаснаряды протекать. Несколько человек из воинской части отравились. Поступил приказ из Москвы — бомбы с фосгеном уничтожить! Вот только как уничтожать — конкретных указаний не поступило и сотрудники арсенала придумали собственную, с позволения сказать, "технологию". Зимой они вывозили авиабомбы с фосгеном на Карповые озера, проделывали во льду лунки, и просто сливали фосген в воду. Как рассказывал Кибордин, вода кипела! Таким образом было уничтожено 500 вагонов химоружия, причем в каждом вагоне было по 20-30 больших авиабомб ( 500 кг) с фосгеном. Так в СССР уничтожалось химоружие первого поколения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Казани планируют засыпать реку Казанка из-за нового концертного зала— Как уничтожалось современное фосфорорганическое химоружие?
— Первоначально зарин (зарин — отравляющий газ нервно-паралитического действия. Действует не только через органы дыхания, но и через кожу, вызывает тошноту, рвоту судороги. Последний раз по данным американской разведки применялся в Сирии — "Idel.Реалии") уничтожали на мобильных установках типа КУАСИ (Комплекс уничтожения аварийных специзделий). Установки предназначались только для уничтожения единичных аварийных снарядов, но авиаснаряды с зарином попытались уничтожать в массовом количестве.
У военных не было никаких разрешений, сертификатов и проверенных технологий, действовали на авось
Конечно, у военных не было никаких разрешений, сертификатов и проверенных технологий, действовали на авось. Фильтров у таких установок не было, все продукты сгорания летели в воздух. И только под влиянием экологической общественности, ученых и журналистов уничтожение зарина на КУАСИ удалось остановить. Потом было принято решение о строительстве объекта по уничтожению химического оружия на месте арсенала "Марадыковский". Предлагалось пять вариантов расположения ОУХО, и, на мой взгляд, который разделяли и многие ученые, выбрали самый неудобный: в дельте реки Вятка, около Транссибирской магистрали, в трех километрах от поселка Мирный и в десяти километрах от Котельнича. Причем уничтожение химоружия проводилось по экспериментальной двухстадийной технологии, которая тоже вызывала много вопросов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экс-кандидатов в Осиново Елену Изотову и Руслана Зинатуллина заподозрили в агитации в "день тишины"— Сейчас распространено мнение, что все опасения независимых специалистов-химиков, таких как Лев Федоров, весьма критически относившихся к двухстадийной технологии, оказались излишними. Российское химическое оружие — 40 тысяч т боевых отравляющих веществ — уничтожено, победителей не судят. А вы как вы оцениваете эксперимент по уничтожению химоружия в кратчайшие сроки?
На мой взгляд, в официальных российских СМИ умалчивается вопрос о том, что именно было уничтожено
— На мой взгляд, в официальных российских СМИ умалчивается вопрос о том, что именно было уничтожено. Уничтожены были носители — боевые снаряды, начиненные отравляющим веществом, а само отравляющее вещество "разбавлено" реагентом. То есть, теперь нельзя взять химическую бомбу, прицепить ее к самолету и сбросить на головы мирных граждан. Это очень хорошо для наших западных партнеров, но не так хорошо для местных жителей. Потому что из 7 тысяч т боевых отравляющих веществ получилось 35 тысяч т реакционных масс. И все эти 35 тысяч тонн оставлены на хранение в специальных емкостях на двух площадках в "Марадыковском". Кроме того, осталась вода после обмыва снарядов и оборудования, спецодежда, противогазы. Я делаю парадоксальный вывод, химоружие уничтожено, но его стало еще больше!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шесть районов Ульяновской области оказались завалены мусором— Как вы думаете, как будут уничтожаться реакционные массы?
На территории Оричевского района на протяжении последних 70 лет уничтожались самые опасные в мире отравляющие вещества
— У меня есть версия, что реакционные массы, которые еще остались, будут уничтожаться на термических установках производственно-технического комплекса (ПТК) "Марадыковский", который собираются открыть на базе ОУХО в 2023 году. Проектом занимается дочерняя организация "Росатома" — "РосРАО", которая недавно была переименована в "ФЭО" (Федеральный экологический оператор). Конечно, это только моя версия, об этом не прочитаешь в официальных документах, например, в техническом задании по перепрофилированию объекта. Я уверен, что перепрофилировать объект нужно, но только не в завод по уничтожению промышленных химических отходов I и II класса опасности. Потому что на территории Оричевского района на протяжении последних 70 лет уничтожались самые опасные в мире отравляющие вещества: ипритно-люизитные смеси, зарин, зоман, V-газ. Природная среда, почва, воздух, растения отравлены, истощены, здоровье людей тоже под вопросом. Эта природная территория нуждается в отдыхе, восстановлении, рекреации, а не в новом опасном химическом производстве. Вы только подумайте, у нас было 7 тысяч т химоружия, а теперь собираются перерабатывать 50 тысяч т промышленных химических отходов в год и 137 т в день или два вагона, причем такого же класса опасности, что и химоружие. К тому же технологии, которые специалисты ФЭО намерены использовать, трудно назвать передовыми. Недавно я общался с учеными-химиками из Казани, по их мнению, технологии, которые собирается купить и применить ФЭО были разработаны на Западе в 1970-1980-х годах прошлого столетия и являются морально устаревшими. Особенно это касается технологий по сжиганию и демеркуризации (переработке ртути).
Мусоросжигательный завод в Казани стоит 23 миллиарда, мусоросжигательный завод в Подмосковье стоит 80 миллиардов
Кроме того, в технологическом процессе не учитывается образование диоксинов и фуранов, для исследования которых нужна специальная аттестованная лаборатория, а таковой не предусмотрено. Вызывает большое удивление стоимость строительства — 5 миллиардов за один ПТК, например, в Кировской области. Простой мусоросжигательный завод в Казани стоит 23 миллиарда, мусоросжигательный завод в Подмосковье стоит 80 миллиардов! Какой приличный проект можно организовать за 5 миллиардов?! На мой взгляд, все это чистая авантюра! И наша общественная экологическая экспертиза, которую бесплатно провели независимые российские ученые, это подтвердила. А вот Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и Общественная экологическая экспертиза, которую проводила организация "Чисто Вятка" дали положительное заключение. Причем, что касается последней, удивляет тот факт, что текст этой общественной экспертизы находится в явном противоречии с его выводами. В тексте присутствует масса интересных критических замечаний, но в конце авторы неожиданно дают положительную оценку проекту ПТК "Марадыковский".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Противники строительства МСЗ предложили провести референдум в Осиново— Вы оспариваете экспертное решение ГЭЭ в Арбитражном суде Москвы?
— Да, мы оспариваем положительное заключение Государственной экологической экспертизы и приказ "Роспотребнадзора", утвердивший эту экспертизу. В ответчиках на процессе Министерство природных ресурсов и экологии РФ, "Росприроднадзор" и "ФЭО". В настоящий момент мы ходатайствовали о получении документов, которые были использованы при проведении государственной экспертизы. Следующее заседание Арбитражного суда назначено на 17 июня.
— Какие еще экологические проблемы вы видите в Кировской области и России в целом?
— В первую очередь — это проблема с мусором. Даже если взять наш маленький город Котельнич, то наша местная свалка переполнена и мусор вывозится в соседний Орловский район. Причем мусор просто собирается и вывозится в места захоронения. Между тем, если посмотреть на структуру отходов, то 70% составляют пластик, бумага — все это можно было бы переработать и получить прибыль. Но у нас в Котельниче раздельным сбором мусора занимается только один частный предприниматель. По моим наблюдениям региональный оператор по сбору и утилизации ТБО "Куприт" предпочитает не мусор сортировать, а деньги собирать с людей, все время повышая тарифы. Особенно этим недовольны сельские жители, которые платят столько же, сколько и городские, а мусора у них намного меньше. По мнению многих, тарифы для сельского населения и частного сектора должны быть снижены.
— Вы занимаете активную гражданскую позицию, не опасаетесь ли вы преследований за свою деятельность?
99,6 % граждан выступает против строительства ПТК "Марадыковский"
— Я всегда действую в рамках закона, и надеюсь, что в России закон пока еще действует. Конечно, мои близкие беспокоятся за меня, ведь представители тех коммерческих структур, которые рвутся сейчас в Кировскую область, могут пойти на крайние меры. Но меня радует тот факт, что большинство жителей Котельнича меня поддерживают. Мы проводили официальный социологический опрос среди котельничан и выяснилось, что 99,6 % граждан выступает против строительства ПТК "Марадыковский".
— Какие экологические события в России за последнее время произвели на вас наибольшее впечатление?
— Это события в Шиесе Архангельской области. Представьте, жители маленькой станции случайно узнали, что ежедневно к ним будут прибывать два железнодорожных состава с бытовым мусором из Москвы, который будет здесь складироваться, и восстали против этого! Они организовали палаточный лагерь, на протяжении полутора лет не пускали бульдозеры, проводили массовые митинги, и, в конце концов, победили! Вот пример достойный подражания, когда люди смогли защитить свою малую родину и свою гражданскую позицию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кризис централизации власти, а не сепаратизм— Как Вы думаете, в Кировской области удастся отстоять свою малую родину и свою гражданскую позицию?
— Мы обязаны это сделать! Потому что если мы допустим строительство ПТК по уничтожению промышленных химических отходов, можно будет забыть о красоте нашей природы, сельскохозяйственном назначении региона, здоровье и благополучии людей. Кировская область станет свалкой, где никто не захочет жить.
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.