Когда речь заходит о проблемах федерализма в России, часто их сводят и ассоциируют исключительно с национальными республиками. Как отмечают эксперты, это дает повод отрицать проблему, списав недовольство Татарстана, например, выкачиванием Москвой денег на проявление национализма или даже сепаратизма. "Idel.Реалии" выясняли, позволит ли разрушить такое видение то, что происходит в Архангельской и Свердловской областях.
ШИЕС
С июля 2018 года на станции Шиес Архангельской области идёт строительство полигона для московского мусора. В течение 20 лет власти намерены привозить туда более 10,5 миллиона тонн бытовых отходов. Шиес расположен в возвышенной и заболоченной местности, откуда около 150 ручьев стекают в реку Вычегда, которая впадает в Северную Двину. Местные активисты опасаются, что складирование отходов приведет к экологической катастрофе. В Архангельской области проходят акции протеста. На их участников и организаторов составляют административные протоколы.
Жители региона запустили петицию, в которой выразили протест планам властей. Они пишут о том, что не хотят становиться свалкой для Москвы. Алексей Навальный отмечает, что мусорный проект принадлежит мэру Москвы Сергею Собянину.
"Сначала хотели московский мусор возить в Подмосковье. После протестов решили травить Архангельск. Перерабатывать и сортировать мусор не хотят — на свалках больше заработаешь", — пишет активист у себя в твиттере.
По словам Навального, расчет властей был на то, что СМИ такими отдаленными регионами интересуются мало, поэтому шуму должно было быть немного. Но получилось иначе. Из Шиеса звучит риторика необходимости сопротивления Москве.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Другой конфликт разгорелся в столице Урала — в Екатеринбурге. 13 мая там начались акции против сооружения храма. Граждане вышли с протестом после того, как предполагаемое место строительства храма обнесли заграждением. Жители выступают против уничтожения сквера у Театра драмы. Протестующие пытались снести забор, требуя остановить строительство храма.
Ранее активисты дважды добивались отмены строительства храма. В 2010 году его планировали построить на месте одноименного собора, взорванного большевиками в 1930 году. В 2017 году здание хотели построить в акватории городского пруда, но и этот проект был отменён.
ОБЕССИЛЕННАЯ БЕЗ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С НАРОДОМ
В этом конфликте голос против Москвы звучал не так отчетливо, однако екатеринбургская история обнажила другую проблему — местные власти не справляются с решением изначально локальной проблемы. Так считает политолог Константин Калачев.
Когда централизация доводится до абсурда, то федерализм приобретает популярность
— Местные и региональные власти не смогли тем или иным способом разрешить конфликтную ситуацию без советов сверху, — признается аналитик в беседе с корреспондентом "Idel.Реалии".
Политолог называет нынешнюю Россию "централизованным государством". При этом добавляет, что централизованное унитарное государство — это образование, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных и региональных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.
— Но даже в таких условиях можно и нужно брать на себя ответственность, что собственно и происходило раньше. Унитарные системы не обязательно живут только в режиме ручного управления. Но когда централизация доводится до абсурда, то федерализм приобретает популярность, — считает он.
Он также объясняет то, почему местная власть оказывается столь неэффективной в условиях ручного управления страной из Москвы.
— Основное противоречие федеральной политики в отношении региональных и муниципальных властей состоит в следующем: с одной стороны, требуют повышения результативности деятельности, рост эффективности, готовности реализовать непопулярные решения; с другой стороны — сохранение управляемости и социальной стабильности любой ценой, удовлетворение запросов населения, в том числе тех, которые местные власти считают популистскими. Сцилла и Харибда. Жертвы рейтингов и представлений о необходимости "сильной руки", — констатирует эксперт.
По словам политолога, региональные и местные власти в России отучались от самостоятельности годами.
— Может, пора наоборот начать их приучать к самостоятельности и ответственности перед населением, а не только Кремлем? — задается он риторическим вопросом.
При этом действия президента России в ситуации с протестом в Екатеринбурге Калачев оценивает "высоко".
— Он явно осознает проблему, — добавляет он. Однако соглашается с тем, что проблему неэффективности региональных властей создал сам Владимир Путин. Но отмечает, что глава государства довел до такого состояния, считая, что другого выхода нет.
ФЕДЕРАЛИЗМ НЕ СЕПАРАТИЗМ
Константин Калачев полагает, что в России риски федерализма рассматривают именно сквозь призму угрозы национализма и сепаратизма.
— А смотреть на проблему надо шире. Что и доказывают случаи в Архангельской области и Екатеринбурге, — подытоживает он.
По словам политолога Аббаса Галлямова несмотря на то, что речь идет о кризисе в двух областях, в нем есть положительный момент для всех регионов, которые ведут борьбу за реальный федерализм.
— Конечно, ни екатеринбуржцев, ни жителей Архангельска нельзя называть этническими националистами или сепаратистами. Тот факт, что именно они оказались на острие противостояния между центром и регионами — безусловно, позитивная новость. Это не позволит навесить на них ярлык и отмахнуться, переведя проблему из списка политических в правоохранительную плоскость. В этой ситуации возрастает шанс, что условные "либералы" во власти смогут одержать победу над "ястребами" и проблема перекоса в отношениях между центром и регионами будет решаться в рамках диалога, — утверждает он.
Вертикаль власти хороша с точки зрения контроля над территорией, но она плоха с точки зрения развития
Эксперт Дмитрий Орешкин полагает, что сама российская модель управления предполагает контроль, но не подразумевает развитие. В этой ситуации, по словам Орешкина, все регионы одинаково бесправны.
Политолог также указывает на то, что у регионов не осталось каких-то рычагов влияния на центр путем диалога. Он сетует на то, что Совет Федерации потерял свою значимость при Владимире Путине и превратился в декоративный орган власти.
— Вертикаль власти хороша с точки зрения контроля над территорией, но она плоха с точки зрения развития. То есть у вас стоит военная часть где-нибудь на Курилах, она обеспечивает безопасность от внешнего врага, и если кто-то вдруг начнет говорить про сепаратизм, придет полковник по сигналу из Москвы, этого человека посадят в котолавку и увезут. И все, проблема решена как бы. Но при этом эта территория не развивается, — резюмирует он.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.