Марийские моления на пересечении религии и политики

В Марий Эл накануне старта традиционных молений министр внутренней политики дал указание главам районных администраций не предоставлять муниципальные площадки радикально настроенным представителям традиционной религии.

Как определить радикально настроенного представителя традиционной религии мари, есть ли они в природе, какие мероприятия могут проводить представители традиционной религии в муниципальных учреждениях, с какой целью главам районов и городов рассылали в апреле циркуляр министра внутренней политики республики, и связано ли все происходящее с наступившей порой проведения традиционных весенних молений Агавайрем? Подробности — в материале "Idel.Реалии".

Разъяснение через полтора месяца

— У представителей общин марийской традиционной религии возникали вопросы, министр пришел и разъяснил, — сообщил корреспонденту "Idel.Реалии" руководитель централизованной организации марийской традиционной религии Александр Бирюков. — Данилов объяснил, что письмо касается далеко не всех представителей традиционной религии. А радикальными представителями можно считать тех, кто пытается прикрываться марийской традиционной религией, используют ее в коммерческих целях, для проведения встреч, лечения…

Бирюков рассказал, что 25 марта "свободно — так, что любой мог прийти и присутствовать" в Новом Торьяле в помещении местной общины состоялась встреча с министром внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Марий Эл Михаилом Даниловым. Эта встреча была плановой, в рамках заседания "Шнуй каҥаш" — Духовного совета представителей марийской религии. В него входят по два члена от каждой из 12 общин традиционной религии. Всего было около 20 человек.

Разъяснения министра Данилова касались разосланного в начале апреля министерством внутренней политики главам районных и городских администраций письма. В нем говорится о недопущении использования муниципальных учреждений "в качестве площадки для проведения мероприятий радикально настроенными представителями марийской традиционной религии". Вопрос о том, кто эти радикально настроенные представители, а также — почему власти планируют вмешательство в деятельность самих религиозных организаций задал председатель правления "Марий Ушем" Игорь Кудрявцев. Информация о самом письме, его копия, появилась в открытом доступе за несколько дней до начала весенних молений "Агавайрем".

Кудрявцев сообщил, что в конце прошлой недели на заседании правления было принято решение обратиться в Генеральную прокуратуру. В национальной организации считают, что представитель республиканской власти нарушил Конституцию России и федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В марийском селе власти отменили моления в священной роще в честь праздника Агавайрем

Обращение Духовного совета

После встречи с Даниловым Духовный совет организации "Марий Юмыйӱла" подготовил обращение к верующим. В нем напоминается, что в 2021 году отмечается 30-летие организационного становления марийской традиционной религии (МРТ). В 1991 году в Марий Эл возобновились открытые моления марийцев. "Несколько десятилетий, а кое-где и более до этого нам приходилось молиться тайно" — так начинается это обращение. Далее в нем говорится о том, что Конституция страны декларирует отделение религиозных объединений от государства, но "доброе сотрудничество религиозных организаций и светской власти, поддержка друг друга — это залог мира и согласия, духовного процветания российского общества". Как и представители других религий, члены МРТ ощущают моральную поддержку общества, государственной и муниципальной власти, говорится в обращении Духовного совета. Без этой поддержки трудно было бы восстанавливать и развивать традиционные обряды на территории республики и других регионов. Именно поэтому необходимо продолжать сотрудничество и далее, написано в обращении представителей централизованной организации марийской традиционной религии.

"Однако c cожалением приходится констатировать, что в том или ином месте одновременно с разговором о Юмо и Юмыйӱла заводятся толки о другом — о том, что не относится к вере нашей. Пропагандируются идейные взгляды отдельных личностей, политических партий и даже коммерческие интересы. Нередко при этом и радикально-экстремистские утверждения", — говорится в конце обращения. Оно завершается предостережением единоверцам — "будьте внимательны и честны", агитировать в пользу мирских благ, политических и иных целей – корыстный интерес, это греховно.

Список радикалов

Александр Бирюков не смог назвать примерный список радикальных представителей марийской традиционной религии, однако представитель одной из районных общин сразу сказал корреспонденту "Idel.Реалии", что к таковым власти относят президента фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари "Ош Кече" Виталия Головина. Еще один представитель МРТ полагает, что власти уже могли составить список из таких самостоятельно определенных ими радикалов из числа приверженцев марийской религии, в нем могут находиться от трех-четырех до полутора десятков человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Марийская правда" по мировому соглашению опубликовала статью президента фонда "Ош Кече" Головина


Виталий Головин обратил внимание на то, что документ министерства внутренней политики Марий Эл был известен уже в начале апреля, а в конце месяца в Йошкар-Оле состоялась большая конференция, посвященная 30-летию организационного возобновления марийской традиционной религии. В ней участвовали карты из других регионов.

— Почему тогда не подняли вопрос о наличии радикальных деятелей в организации марийской традиционной религии? — удивляется Головин. — Тогда могли бы общими усилиями согласовать, что является радикализмом именно в марийской религии. Тем не менее, руководство не захотело это публично обсуждать.

По мнению Виталия Головина, "ответ на вопрос, кто заинтересован в разжигании вражды и радикализма, очевиден. Президент фонда "Ош Кече" полагает, что и сама централизованная организация марийской традиционной религии находится под контролем чиновников республики:

— Кандидатура Бирюкова была безальтернативной на выборах председателя организации в прошлом году, — сказал Головин. — Его выдвинуло министерство культуры на эту должность.

Председатель фонда также отметил, что приезжал в Марий Эл в апреле в составе башкирской делегации (очевидно, для участия в конференции в честь 30-летия организации МРТ). Он полагает, что сможет присутствовать на молениях, проводимых на территории Марий Эл.

— Коммерческую деятельность в республике я не веду уже в течение года, прекратил ее, — сказал Виталий Головин. Он полагает, что в случае, если документ, в котором его признают радикальным представителем марийской традиционной религии, будет опубликован, это создаст определенные трудности его работе в Башкортостане, поскольку "власти начнут более предвзято относиться". Определять же, кто радикал или нежелательный на муниципальной площадке представитель МРТ должны не чиновники, возможно для этого необходимо было бы собрать форум под эгидой МарНИИЯЛИ им. Васильева — на нем ученые, представители общин традиционной религии, марийские общественники могли бы определить, что хорошо, а что плохо, — полагает президент "Ош Кече".

Другие цели и цель — Головин

По мнению нескольких собеседников корреспондента "Idel.Реалии" основной смысл разосланного министерством внутренней политики главам районов и городов документа — не только приведение в действие закрытого, утвержденного чиновниками списка "радикалов", но и предвыборная мера. В Марий Эл, как и всюду в России стартуют выборы в Госдуму и для властей важно использовать любую возможность исключить продвижение альтернатив провластным выдвиженцам. Как это могло происходить на практике — не очень понятно: политика и религия в республике пересекаются нечасто. Однако, в 2019 году верховный карт Марий Эл Александр Таныгин одобрил участие в выборах в парламент республики местных депутатов Аграрной партии России (ее называют действующей в русле "Единой России"), он даже присутствовал на пресс-конференции, на которой было объявлено о старте думской кампании аграриев (в итоге, ни один из кандидатов не был зарегистрирован, они сообщали о применении административного ресурса, угрозах чиновников на местах). Таныгина тогда продолжали считать верховным картом марийской традиционной религии, хотя юридически он им не являлся. На это обратил внимание Виталий Головин. Осенью прошлого года, возможно, были приняты изменения в устав централизованной организации МРТ, позволяющие быть верховным картом пожизненно.

Весной 2020 года, возможное присутствие Виталия Головина, привело к запрету млений Агавайрем в деревне Визимбирь Куженерского района. Запрет проводить моления исходил от главы района. Формально чиновники могли сослаться на действующий режим ограничений из-за угрозы распространения коронавируса. Однако, моления были запланированы после консультаций с чиновниками — замминистра культуры республики пояснила организаторам, что они могут собраться, если в рощу придут не более 100 человек.

В июне прошлого года Виталий Головин стал героем публикации "Бизнес предков — не частный бизнес", вышедшей в финансируемой из бюджета республики "Марийской правде". Головин посчитал, что публикация порочит его, он подал иск в суд. В начале февраля 2021 года издание заключило с президентом "Ош Кече" мировое соглашение, и опубликовало его статью.​

В описаниях праздника говорится, что "Агавайрем отмечают перед весенним севом, но большей частью после него в период между летним Николиным днем (кеҥеж Миколо , 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи)". Марийский праздник весны заканчивается жертвоприношением и молениями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верховный карт Марий Эл. Споры о статусе и авторитете

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.