К кому присоединить Казань? Журналист Марина Юдкевич — о новой инициативе Алексея Кудрина.
Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин продемонстрировал, что знаком с историей Древней Греции и желает приспособить ее для блага современной России. Он заявил, что внутри страны должны появиться "метрополии" — в частности, "метрополия" Казани, Самары, Тольятти и Ульяновска — и от этого всем окружающим их территориям жить станет лучше и веселей. Есть, правда, подозрение, что для регионов, столицами которых являются Казань, Самара и Ульяновск, эта концепция может означать начало конца…
…Некогда, в давние-предавние времена, когда Владимир Путин начал президентствовать в России всего лишь во второй раз, и вопрос — что бы такого судьбоносного сделать с этой страной, чтобы она как-то обновлялась, что ли — считался актуальным… Вопрос был, конечно, непростой. (Сделать ставку на либерализацию экономики? так независимые субъекты этой экономики, глядишь, и самого президента станут рассматривать как временного наемного управленца… Сделать ставку на развитие демократии и федерализма? то же самое, а пожалуй, ещё и хуже… Ввести прогрессивную шкалу налогообложения? пробовали в 1990-е, брату и свату не понравилось…) Но придумали: ну их, эти опасные политические новшества — лучше будем обновлять карту России.
Так лет пятнадцать назад усиленно заговорили об укрупнении субъектов РФ. Чтобы, значит, в сильные регионы вливались соседи послабее — и было бы счастье в виде выравнивания экономик и уровня жизни.
Сам тогдашний политический тяжеловес — президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что "если кто-то хочет присоединиться к Татарстану... кто на дотации, с хорошими землями, будут проситься" — то республика, так и быть, примет отстающих под свою передовую руку. Правда, такое развитие событий, спрогнозировал он, "нереально абсолютно в ближайшие лет 30 минимум".
Нет, этого никому в Москве не хотелось
Но пяток регионов на востоке России и в самом деле укрупнили. А затем обновители карт уперлись в предсказуемую закономерность: на этом регионы совсем уж маломощные (в смысле отсутствия у их властей достаточно влиятельных покровителей в Москве) закончились, а власти остальных поди заставь отказаться от собственных административных полномочий!.. Тем более, очередные выборы федеральной власти приближались, и в такой период иметь в тылу административную неразбериху и недовольную бывшую (но всё ещё влиятельную!) власть — нет, этого никому в Москве не хотелось…
Словом, вскоре высказывания о желательности укрупнения регионов воспринимались уже преимущественно в контексте известной байки про то, что лижет себе кот за отсутствием у него более полезных занятий. Хотя в 2013-м и 2016-м в роли смельчака, пренебрегающего угрозой сравнения с пресловутым котом, ещё выступала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Алексей Кудрин отметился на "объединительной" теме в 2017-м, причем дважды. Если в июне Кудрин предложил объединить "в агломерацию" Казань, Нижний Новгород и Самару, то в ноябре — Казань, Самару и Ульяновск (видно, за полгода Нижний от предложения г-на Кудрина как-то отбоярился).
Оба раза мудрые аналитики принимались дружно чесать репу, осторожно выспрашивая друг у друга, что это такое было. Регионы не объединять, зато объединить их столицы?.. И как быть с другими населенными пунктами этих регионов?.. Объединить, допустим, татарстанский Мамадыш с самарским Безенчуком и полюбоваться, что будет — или же объявить их вольными городами, пусть строят собственный флот и агломерируются хоть с Вышним Волочком?..
Таковым откровением стала новая региональная концепция г-на Кудрина
Однако следующие полтора года о кудринских агломерациях было не слышно, и аналитики как-то поуспокоились насчет статуса российских регионов. Но за это время коренным образом изменился статус самого Алексея Кудрина. Из экс-министра финансов и главы чуть ли не оппозиционного Комитета гражданских инициатив он превратился в главу Счетной палаты России. В главного ревизора практически!.. А ревизору — это ещё Н.В.Гоголь подметил — пристало потрясать общество важными и удивительными откровениями. Таковым откровением на этой неделе как раз и стала новая региональная концепция г-на Кудрина.
Вот она: "крупные центры, которые притягивают и могут дать новое развитие окружающим субъектам Российской Федерации" должны стать центрами… нет, уже не агломераций, а "метрополий".
Две "метрополии", считай, уже есть (Москва и Петербург), просто они сами об этом ещё не знают. А еще четыре - будут:
"Екатеринбург, который требуется связать скоростной дорогой с Тюменью и Челябинском, метрополия Томска, Новосибирска, Барнаула и Новокузнецка. Третьей является агломерация Казани, Самары, Тольятти и Ульяновска, четвертой — метрополия Ростова-на-Дону, Краснодара и Ставрополя".
В общем, не слишком понятные обывателю "агломерации" смешались с "метрополиями", не понятными уже решительно никому.
То есть, само-то слово понятно: метрополия — древнегреческий город, имевший свои колонии; в новое время так стали называть государства, захватившие контроль над другими территориями и государствами. В отличие от позднейших, древнегреческие метрополии не имели прямой власти над колониями, а покровительствовали им и способствовали всяческому развитию их территорий.
Надо надеяться, что новейшая концепция российского Ревизора опирается всё же на более древнюю из этих практик и предполагает, что названные им города будут мирно способствовать развитию отсталой окрестности. В смысле, дадут "новое развитие окружающим субъектам Российской Федерации"…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украдены и распилены. Федеральный центр профукал почти двухлетние перечисления из ТатарстанаЗаметим: об объединении субъектов, столицами которых являются города-"метрополии" — ни слова. Но вот вопрос… Если предполагается, что отстающие могут подтянуться до уровня передовиков посредством естественных экономических связей, без всякого административного объединения — почему же это не срабатывало до сих пор?!
Или всё-таки объединение регионов — это то самое непроговоренное главное, что скрывается за столь загадочной концепцией "метрополий"?
Разрешит ли это проблему выравнивания уровней экономического развития территорий России — это ещё неизвестно… Но зато при таком развитии событий одна из кудринских метрополий эффективно решает, скажем так, проблему национального выравнивания.
Ибо экономическая ось "Казань-Самара-Ульяновск", став основой для нового регионального деления, станет также и концом идеи Татарстана как национальной республики: в этом случае её "национальность" просто растворится в более русских регионах.
Дисциплинированность — самое ценное в вертикализированной официальной политике качество
Так ли это необходимо федеральному центру, учитывая крайнюю дисциплинированность властей Татарстана во всём, что касается исполнения воли Москвы? Нет, конечно… Но что поделаешь, если запущенный в начале века процесс введения единомыслия в России не может быть остановлен, а единственная разность, которая ещё официально существует в общественной жизни — это приметы национальности?!
Конечно, трудновато было бы властям Татарстана объяснить такой кульбит населению… Но если придется — справятся. Потому что дисциплинированность — это самое ценное в нашей вертикализированной официальной политике качество — ещё поднялось в цене (кажется, куда ещё-то? а вот поднялось).
Владимир Путин подписал указ о новой оценке эффективности деятельности руководителей субъектов РФ. Критерием номер один отныне является региональный "уровень доверия к власти", в первую очередь — "к президенту РФ" . Так что теперь судьба глав субъектов официально и напрямую зависит от умения организовать массовое признание населения в любви к Путину.
Интересно, что в прежних критериях, утвержденных в конце 2017-го, "оценка населением эффективности деятельности органов госвласти РФ" стояла 23-м пунктом, "оценка населением деятельности органов власти субъекта" — 22-м. А под номером один значилась его, населения, "ожидаемая продолжительность жизни"…
В общем, если ещё полтора года назад от населения требовалось жить как можно дольше, невзирая на неприятности в лице властей всех уровней, то отныне главное — славить эти власти, что бы те ни учудили. Включая объединение Казани с Самарой, а Мамадыша — с Вышним Волочком.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сытная бумага. А никак нельзя, чтобы достижения Татарстана почувствовали его жители?..Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.