Китайские лагеря для мусульман как немецкие концлагеря для евреев

Фото из лагеря по перевоспитанию мусульман

Серикжан Биляш из правозащитной организации "Atajurt kazakh human rights" в беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" отмечает, что он со своими соратниками уже успели открыть три офиса общественной структуры в трех городах Казахстана. Сам он пару лет назад перебрался из Восточного Туркестана в Казахстан и начал заниматься правозащитной деятельностью, чтобы рассказать миру о том, что происходит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Серикжан не говорит по-русски, поэтому беседа с журналистом проходила на английском.​

В Казахстане активист уже получил некоторую известность. Его имя часто мелькает в новостных сводках. Активисты упомянутой организации, по собственному признанию, уже провели свыше сотни мероприятий.

В беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" Серикжан Биляш настаивает на том, что в так называемых лагерях по перевоспитанию мусульман используется рабский труд, людей подвергают пыткам. Ранее, ссылаясь на сообщения в других СМИ, мы также писали о том, что задержанных заставляют работать, а также подвергают физическим и психологическим пыткам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ад Поднебесной: вслед за уйгурами в Китае начались преследования татар

СХОДСТВА С НЕМЕЦКИМИ КОНЦЛАГЕРЯМИ

Недавно китайские власти показали журналистам атмосферу в трех лагерях для мусульман. Продемонстрированную радужную картину счастливых мусульман, правозащитник называет постановочной ложью, и сравнивает их реальное положение с жизнью евреев в немецких концлагерях.

Мне кажется, это очень похоже на времена нацистского режима в Германии, когда евреев помещали в концлагеря

— Мне кажется, это очень похоже на времена нацистского режима в Германии, когда евреев помещали в концлагеря, — говорит правозащитник, добавляя, что лагеря по перевоспитанию мусульман хуже, чем ГУЛАГ.

Напомним, обитатели китайских лагерей недавно рассказали о том, как они довольны тем, что их перевоспитывают.

Показанная китайскими властями журналистам обстановка с возможностью занятия спортом, танцами и изучением китайского языка в трех лагерях по перевоспитанию в этом смысле действительно напоминает то, что было в немецких концлагерях.

В них в 1943-1944 гг., по свидетельствам Владисдава Воловича (Władysław Wołowiec), бывшего заключённого из Польши, попавшего в Нойенгамме в апреле 1945 г., СС разрешала временами свободную организацию досуга. В Нойенгамме был камерный оркестр, который играл марши во время построений, он иногда даже давал воскресные концерты. В лагере имелась также библиотека, состоявшая, впрочем, почти только из немецких книг. Особенно хорошо посещались изредка устраиваемые "эстрадные вечера", а также боксерские поединки и футбольные матчи.

Серикжан периодически использует слово "тюрьма", описывая лагеря по перевоспитанию мусульман. По его словам, уже более 2000 казахов перебрались в Казахстан, убегая от преследования властей Китая. Но эта страна не единственная, куда бегут китайские граждане.

Ранее "Idel.Реалии" сообщали о том, что, по данным австралийских властей, количество заявителей на политическое убежище из числа граждан Китая в Австралии за год увеличилось на 311%.

МОЛЧАНИЕ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ

Действия казахстанского правительства по данному вопросу правозащитник считает "активными". Он отрицает, что Астана бездействует.

— Сейчас казахстанское правительство очень активно. Я думаю, что правительство делает свою работу. В конце концов, они никак нас не ограничивают, не создают помехи деятельности нашей организации, учрежденной два года назад. За это время мы собрали свыше 10 000 фактов того, что казахов в Китае задерживают и помещают в лагеря. Казахстанские власти уже два раза направляли ноту протеста в Китай в феврале и ноябре 2018 года. Но нам непонятно, почему молчит Турция и мусульманский мир. Возможно, мусульманские страны считают, что для них китайские инвестиции важнее их братьев, — говорит правозащитник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Муфтий Татарстана заступился за мусульман Китая

Ранее "Idel.Реалии" писали о том, что правительства стран с преимущественно мусульманским населением подверглись критике со стороны официальных лиц и известных людей на Западе за молчание или оправдание действий китайских властей.

Критике подвергли руководство Ирана, которое так активно защищает других мусульман, но так безмолвно в отношении положения мусульман Китая. Критикующие объяснили такое поведение Тегерана тем, что Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти.

Власти Пакистана даже успели оправдаться за свое молчание. Напомним, в этой стране в декабре заступились за своего торгового партнера в лице Китая, назвав сообщения о репрессиях в отношении уйгур заговором западных СМИ. При этом буквально на днях пакистанские уйгуры еще раз подтвердили тяжелое положение своих соплеменников в Восточном Туркестане совсем не в западном СМИ.

МИД Турции оставил без ответа запрос "Idel.Реалии", в котором Анкару просили объяснить молчание по поводу репрессий в Восточном Туркестане.

Зато проправительственный журналист турецкого издания "Yeni Şafak" Ибрагим Карагюль написал в своем твиттере, что кампания против угнетения уйгур в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая — это операция ЦРУ.

Серикжан Беляш, впрочем, также признает, что власти Казахстана напрамую не поддерживают деятельность его организации, но он рад и отсутствию ограничений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Глава Совета муфтиев России опроверг данные о притеснении мусульман в Китае

С каждым днем одно за другим мировые СМИ приводять свидетельства массового нарушения прав человека Пекином. В одной из недавних публикаций издание IDEPENDENT цитирует слова в прошлом жителя Восточного Туркестана, которые точно слышны правительствам не только западных стран, но и государств с преимущественно мусульманским населением.

"Мы, уйгуры, хотим, чтобы мир заступился за нас не потому, что мы мусульмане, а потому, что мы люди. И если Китаю позволено так легко уничтожить часть человечества, то все другие правительства и организации, которые утверждают, что защищают наши права, потерпели неудачу".

Но слышать и услышать в данном контексте совсем не одно и то же.

В КНР проживает около 8000 татар. В основном, это потомки татарских предпринимателей, обосновавшихся в районе Урумчи в конце XIX - начале ХХ века. Большинство из них хорошо владеют родным татарским языком. В 2000-х годах при помощи Всемирного конгресса татар несколько десятков татарских студентов были приняты в казанские вузы. По окончании учебы многие пытались остаться в Татарстане, однако получить российское гражданство смогли далеко не все. В результате они были вынуждены вернуться в Китай.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.