Так ли мешает кетчуп "Татарский", или на что Хамитову нужно обратить внимание

Рустэм Хамитов

Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов "прославился" очередным высказыванием. В частности, на днях, будучи с визитом на Буздякском консервном заводе (продукция которого расходится далеко за пределами республики), он чуть ли не в приказном тоне потребовал создать "башкирский" соус, когда "вдруг" заметил, что в линейке продукции имеется и кетчуп "Татарский", мотивировав свои слова тем, что это "непатриотичненько". Сам принцип того, что российские чиновники, вмешиваясь в работу коммерческого предприятия, дают свои "ценные указания" — кому и что выпускать — абсолютно не нов. К этому мы уже давно привыкли.

Видимо, главе Башкортостана невдомёк, либо он давным-давно перестал заходить в магазины — рецептура кетчупа "Татарский" появилась давно и активно используется многими производителями по всей стране. Патриотизм здесь вовсе не причем.

Производство в РБ кетчупа "Татарский" логично — ведь население Буздяка почти абсолютно татарское

Тем более, производство в РБ кетчупа "Татарский" логично — ведь население Буздяка почти абсолютно татарское. Так что и здесь патриотизм самый настоящий, искренний, без казенных истерик. Если главе республики хочется нового "башкирского" соуса, то логично было бы поручить его разработку самим башкирам, к примеру, в рамках программы развития башкирского Зауралья, в которую уже вложили немеренное количество бюджетных средств (если бы столько же тратили и на другие территории, то Башкортостан давно бы расцвел, увеличив свой ВРП в разы). В конце концов, есть же башкирский мед, в качестве которого никто не сомневается — будет и "башкирский" соус.

Странно только, что глава республики в данном случае, по сути, встал на сторону своих критиков из соцсетей. Они даже наличие пресловутого соуса "Татарский", который производится на Буздякском консервном заводе, пытались объяснить хамитовской "татаризацией". В приличном обществе к таким конспирологам обычно вызывают медицинских специалистов, а в Башкортостане, как мы видим, к ним прислушиваются власть имущие.

Этот высосанный из пальца сюжет, растиражированный многими СМИ, сам по себе не стоит, конечно, особого внимания — если бы не внутренняя подоплека такой вот обывательской новости.

Рустэм Хамитов, в привычном ему формате, с момента прихода к власти стремится показать себя большим башкиром, чем он является на самом деле. Как тут не вспомнить бессмертные слова из статьи-завещания Ленина: "обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения". Замени здесь слово "обрусевшие" на любое другое этническое понятие и всё повторится в точно таком же порядке. Исторический опыт ясно показывает, что стремление некоторых уфимских чиновников татарского происхождения казаться большими башкирскими патриотами, чем сами башкиры, всегда заканчивалось для них грустным финалом. Но привычка ходить по кругу всегда остается — она ведь уже традиция, главная "скрепа" всей российской бюрократии, не извлекающей уроков ни из отечественной, ни даже из собственной региональной истории.

Группа властной бюрократии татарского происхождения в истории современного Башкортостана не чувствуют своей собственной политической субъектности

Здесь главная проблема в том, что группа властной бюрократии татарского происхождения в истории современного Башкортостана (самый яркий пример — это "блудный сын" татарского народа Мидхат Шакиров, проводивший политику "башкиризации") не чувствуют своей собственной политической субъектности. Отказываясь от собственного "я", отказываясь от своих корней ради только им ведомых, но абсолютно стереотипных по своему происхождению причин, эти люди рано или поздно всё равно проигрывают. Стремление чувствовать свою принадлежность к чему-либо, "зов крови", шедший от поколения к поколению — всё это характерно для любого человеческого сознания. Отвергание своего естественного "я" всегда приводит к тому, что на его месте появляются всякие мимикрирования. Неуместность подобных процессов понятна любому, кто смотрит на происходящее трезвым взглядом. Именно в этом и заключается причина отказа нынешних властей РБ от ревизии всей рахимовской национальной политики [политики экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова]. Отсюда же и попытка нынешних властей "обелить" преступную политику Мидхата Шакирова, человека, который за свои действия в отношении народов Башкортостана был лишен в свое время всех своих постов и почетных регалий. Мидхат Шакиров (в отличие, кстати, от своего ближайшего соратника Тагира Ахунзянова, признавшего свои прегрешения), так и не признав свои ошибки, ушел в мир иной отвергнутый всеми, потому как предатель никогда не будет уважаем ни теми, кого он предавал, ни теми, ради кого он предавал. Участь таких людей одна — умереть забытыми и проклятыми всеми.

Рустэм Закиевич, конечно, ни разу не Мидхат Шакиров, и при нем республика глотнула немного воздуха свободы, было разрешено говорить о том, за что раньше можно было накликать на себя беду, репрессии и, наконец, получить тюремный срок. Но одного этого мало — нужно было искоренять все негативные практики. Вместо этого получились одни симулякры. Вместо искоренения результатов рахимовской нацполитики — полный отказ от вмешательства в эту тему. Благодаря чему татарский язык в республике как был в загоне на государственном уровне начиная с конца 1990-х, так в этом загоне и остался. Более того, именно при Хамитове в селе Килимово того же Буздякского района закрылся Татарский историко-культурный центр (единственный в республике — тогда как башкирских целых три).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык в Башкортостане: история вопроса

Предатель никогда не будет уважаем ни теми, кого он предавал, ни теми, ради кого он предавал

Если взять любимый Хамитовым "башкирский сегмент", то и программа развития башкирского Зауралья была отдана местным бюрократам — и что в результате? Были потрачены серьезные средства и уделено огромное внимание. Что же помешало отдать её силам, не связанным с местечковыми интересами? Ведь это стандартная антикоррупционная практика. Справедливости ради стоит сказать, что Зауралье с экономической точки зрения всегда было "черной дырой", поглощавшей бюджетные средства республики, но не отдающей особого КПД в общий казан Башкортостана. Что с этим делать — вопрос отдельный.

Предшественник Хамитова — Муртаза Рахимов — тоже по-своему "любил" поездки на работающий запад республики (именно на нем, в принципе, и держится вся экономика РБ: нефтянка, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность), попутно поучая местное население, как именно надо работать, при этом особо не тратясь на собственно социальное развитие этой территории (а зачем, если люди и так в силу своего особого менталитета привыкли неплохо пахать во благо республики, не дожидаясь, пока "большой начальник" из Уфы им что-то в ответ сделает?).

Татарское население в районах Башкортостана

Бюджетные же средства на строительство дорог, школ, спортивных комплексов и т.д. Рахимов осваивал в родном Зауралье — правда, "забыв", что помимо социалки для развития территории нужна и работающая экономика, которой в тех краях, помимо отдельных "оазисов", как не было, так и нет до сих пор.

Для настоящего общественного блага народов Башкортостана нужно просто обеспечить равноправие во всем — и в национальной, и в экономической политике

В этой связи совсем забыли про татаро-башкирский северо-восток республики Башкортостан, где и во времена Рахимова, и сейчас наблюдается просто катастрофическая депопуляция населения. Прозвучавшие недавно цифры по оттоку населения республики, где лидерами являлись именно районы северо-востока (особенно Кигинский район), а также суицид полицейского начальника из того же Кигинского района — лишь яркие эпизоды того депрессивного состояния, в котором пребывает эта территория. Как мы видим, перекосы в финансовом снабжении отдельных районов остались прежние, только вот толку от такой политики как не было, так и нет.

Потому, обращаясь к главе Башкортостана и всей местной правящей бюрократии татарского происхождения, остаётся только сказать — не лучше ли перестать заниматься ерундой и, наконец, одуматься? (Кетчуп "Татарский" есть, а "башкирского" нет — серьёзно?) Недруги в лице недобитых элементов прежней политической системы никогда вас не простят, сколько бы вы не делали реверансы под их идеологические запросы. Собственные же соотечественники никогда не поймут этих мимикрирований, которые ничем хорошим им не светят.

Для настоящего общественного блага народов Башкортостана нужно просто обеспечить равноправие во всем — и в национальной, и в экономической политике, не мешать тем, кто работает, и не мимикрировать под ложные идеи. Просто равноправие. В такой сложной республике как Башкортостан только такие вещи и могут быть залогом успешного руководства. Иначе никак.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.