Здесь вам не Европа: новый Генплан Казани угрожает посёлку "югославского типа"

Новый генплан Казани ставит под удар судьбу Салмачей — большого поселка на юго-востоке столицы Татарстана. Если документ утвердят в исходной редакции, из-за строительства магистрали не меньше полутора сотен семей могут лишиться здесь своих домовладений. И если даже магистраль не построят, а дома не снесут (мало ли прожектов казанских властей так и остались на бумаге), дальнейшее развитие поселка окажется под угрозой.

Салмачи стали активно застраивать около 10 лет назад. Те, кто приобретал здесь участки и дома, ориентировались на принятый в 2007 году генплан. Согласно ему, будущее представлялось радужным. Проложенный еще в 60-х газопровод предполагалось демонтировать в 2015 году, а на его месте построить магистраль.

Изучая проект нового генплана, жители Салмачей выяснили: трубопровод никуда не делся, а магистраль перенесена в частный сектор.

Часть улицы Яркая — поселок в поселке. На территорию, огороженную забором, ведёт один въезд. Дома здесь строились по югославскому проекту (адаптированному под российский климат), поэтому внутренние улицы напоминают уютный европейский пригород. Дома не скрыты за трехметровыми заборами. Все всех знают. Пока мы беседуем, под ногами доверчиво вьется кошка. Мальчишки бросают на улице велосипеды, не беспокоясь об их сохранности.

Согласно новому генплану, магистраль, соединяющая Оренбургский тракт с федеральной трассой М7, пойдет прямо по этой улице. Снесена окажется вся левая сторона улицы. Это около 150 домов. "Вредительство", – дружно характеризуют новый генплан жители Салмачей.

– На мой взгляд, цель – снести как можно больше жилья."Закошмарить" тех, кто живет в поселках, чтобы все покупали квартиры в жилых комплексах. Ясно, кто бенефициар, – считает представитель инициативной группы Фархад Байгузин.

Представители инициативной группы уточняют: сначала на Яркой предполагалось снести три ряда домов. Впоследствии авторы генплана и чиновники заверили, что планируют снести только один, а у второго отобрать участки и поставить шумозащитные экраны. Впрочем, это только на словах. Кроме того, тех, кто живет на Яркой, не устраивают оба варианта.

Вариант, закрепленный в действующем генплане и предполагающий строительство магистрали на месте трубопровода, представители инициативной группы называют оптимальным. Что мешает претворить его в жизнь? По одной из версий, из-за кризиса 2014 года у "Газпрома" не хватило денег, чтобы перенести трубу. Но, уверены наши собеседники, в будущем деньги "Газпром" найдет как минимум потому, что содержать опасный объект в границах города, платя за него страховые взносы, невыгодно. Более того — как выяснили представители инициативной группы, земля, под которой идет трубопровод, несколько лет назад оказалась размежевана под строительство жилых домов. Часть участков, по их данным, находятся в муниципальной собственности, часть передана (или продана, в ЕГРП форма сделки не фиксируется) в частные руки.

Земля за забором посёлка уже размежевана. А местами даже огорожена.

Это обстоятельство, считают жители Яркой, свидетельствует о том, что трубопровод всё-таки предполагается убрать. Но к этому времени магистраль, скорее всего, уже построят, пустив дома под снос. А на месте трубопровода, рядом с магистралью, вырастут жилые комплексы и торговые центры.

Терять обжитые дома и земли людям безумно жаль.

– Допустим, снесут, компенсацию выплатят. А где найдут второй такой поселок? Он один! Это невозможно ничем компенсировать! – сокрушается представитель инициативной группы Талгат Зинатуллин.

– Почему никто не защищает права несовершеннолетних детей? У нас их тут 70 человек. Пять многодетных семей, две семьи воспитывают детей-инвалидов. Где опекунский совет, который нам не разрешает ни продавать, ни менять ничего без того, чтобы целый месяц мы не доказывали, что улучшаем жилищные условия? Почему здесь его нет? – вступает его соседка.

– Почему владеть домом в три раза дешевле, чем квартирой аналогичной площади? Почему здесь столько больших семей с детьми? Потому что в городе невозможно содержать большую квартиру! Люди не потянут, – объясняет Елена Сидоренко.

Соседи подтверждают: зимой, в самые морозные месяцы, на отопление уходит не больше трех тысяч рублей.

– На одних из слушаний прозвучало высказывание, что мы возвращаемся в 30-е годы. Происходит раскулачивание. Геноцид. Народ зреет. Будет что-то страшное,– обеспокоенно замечает Галина Капшуг.

Жители уверены, что предусмотренные генпланом магистрали не решат транспортных проблем. Казанцы по-прежнему будут стремиться в центр города, так как в нем по-прежнему будет сосредоточена вся деловая и административная жизнь.

Предыдущие жилища многие из наших собеседников вспоминают с ужасом.

Девушка в зеленой куртке рассказывает, что родилась в трущобах на Вишневского. Не было ни газа, ни воды, ни тепла. Чтобы дом признали аварийным, потребовалось собрать кипу бумаг.

– Бабушка умерла от онкологии в 50 лет. Мама в 40. Купили с мужем дом, родили детей. Мы здоровы, дети здоровы. Зачем это всё трогать? – горячо доказывает она.

– Я родилась и выросла на Островского. Выселили в Азино. Но хотя бы крышу над головой дали. Семья выросла. Улучшили условия. Сейчас куда выселят? Сколько можно сниматься с места? – поддерживает ее соседка.

Екатерина Семина приехала в Салмачи из Вишневки. Там, рассказывает она, аналогичная история: из-за магистрали под снос попадает полпоселка.

Город постоянно передвигает границы: еще несколько лет дома нескольких из наших собеседников находились не в границах красных линиями, а сейчас эти линии перерезают дома и участки (в градостроительной документации красными линиями отделяются территории общего пользования).

Город оставит за собой право в любой момент пустить их под снос

Впрочем, полагают наши собеседники, не исключено, что магистраль не построят. Как это случалось не раз, на воплощение амбициозных планов не хватит денег. Или помешают другие обстоятельства, но дома, оказавшиеся на пути магистрали, останутся в ее границах. То есть, город оставит за собой право в любой момент пустить их под снос. А домовладельцы прав распоряжаться своей собственностью, наоборот, лишатся.

– Вы метро начали – бросили. Южное кольцо начали – это должна быть скоростная магистраль без светофоров – бросаете. Как вам можно что-то доверять? – недоумевает Талгат Зинатуллин. Под "вы", понятное дело, подразумеваются казанские чиновники.

Если генплан примут в изначальной редакции (а редакции меняются каждый день), благополучный поселок, уверены его жители, превратится в гетто.

Мужики сопьются. Женщины загуляют. Дети вырастут хулиганами

– Жена мужу скажет: "Махмут! Давай баню построим". А он: "Зачем? Сносить же будут". "Ваня, давай забор поставим! " – "Зачем? Сносить же будут!". Нам рисуют такую перспективу. Мужики сопьются. Женщины загуляют. Дети вырастут хулиганами, – перечисляет Зинатуллин, уточняя, что это перспектива не только Салмачей, а всех поселков на востоке Казани, которые, согласно новому генплану, перережут магистрали (фактически, речь идет об одной большой Восточной дуге).

Кусочек Европы в Салмачах: как живёт посёлок, вычеркнутый из нового Генплана


На публичных слушаниях по поводу генплана авторы проекта и чиновники не раз заверяли владельцев домов из поселков в восточной части Казани, что строительство магистрали — в их же интересах. Люди полагают, что интересы, несомненно, присутствуют. Вопрос в том, чьи.

Этим поселкам будут необходимы магистрали. И, судя по всему, таковыми авторы генплана их обеспечивают

28 мая, за день до начала публичных слушаний, на сайте "Бизнес Online" появилось объявление "Приглашаем девелоперов к совместной реализации проектов коттеджных поселков в черте Казани". Это 12 проектов в восточной части Казани. Два примыкают к Салмачам и соседнему Алтану. В числе преимуществ отмечается, что "все разрабатываемые компанией проекты планировок территорий в восточной части города отражены в итоговом варианте генерального плана города Казани" и что "спроектированы подъездные пути". Компания, о которой идет речь, — это "Супермаркет недвижимости", входящий в инвестиционную группу компаний ASG, принадлежащую казанскому лендлорду Алексею Семину.

Этим поселкам будут необходимы магистрали. И, судя по всему, таковыми авторы генплана их обеспечивают. Но делают это за счет уже обжитых территорий. И не факт, что счастливых покупателей недвижимости в этих коттеджных поселках не постигнет печальная судьба их соседей.

Новый генеральный план Казани рассчитан до 2035 года и должен заменить действующий, принятый в 2007 году. Концепцию готовил Институт генплана Москвы. Карты и сопроводительные документы появились в открытом доступе в апреле этого года и вызвали беспокойство и возмущение тех горожан, чьи владения оказались в коридорах будущих магистралей и санитарно-защитных зон. Это практически все жилые массивы на востоке Казани.
29 мая в Казани начались общественные слушания по проекту генплана. Они завершатся 6 июня. После этого, как уверяют чиновники, начнется работа с высказанными горожанами замечаниями. Генплан предполагается утвердить к концу 2018 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.