Ссылки для упрощенного доступа

Нагорный: "Мы не хотим, чтобы нас сносили"


Новый генплан Казани лишил спокойствия еще один из поселков близ Казани. При строительстве новой кольцевой дороги в Нагорном могут снести до 40 домов. Жители Нагорного, как и жители других поселков, которые оказались в подобной ситуации (Салмачи, Сосновка, Большие Клыки), собрались 26 мая, чтобы определить ход дальнейших действий. Впереди их ждут общественные слушания.

Читайте также: Новая Сосновка: сотни казанцев в заложниках генплана

Рифату Хузиеву 65 лет. Он — бывший лесничий пригородного лесничества и экс-начальник отдела по работе со СМИ Минэкологии Татарстана. Последние 25 лет вместе с семьей Рифат Хузиев прожил в Нагорном.

— Вдоль всей улицы Дубровка будет идти эта дорога. Здесь она захватит участок леса, а вот отсюда пойдет по домам. Мы считали, ориентировочно нужно будет снести 30-40 домов, — рассказал Рифат Хузиев по дороге к дому.

У ворот его встретили соседи. Женщина из дома напротив — Люция — поинтересовалась, все ли в порядке. Рифат Хузиев, указывая на меня ответил, что все будет хорошо, но нужно время. После соседка вернулась в свой дом, а мы прошли на участок местного жителя.

Если все-таки получится так, что дом снесут, я даже не знаю, что буду делать

— Вот мой дом. Его однозначно будут сносить. Дом соседей тоже. Они постоянно интересуются, переживают. Вот у меня каштаны, фундук, туя пирамидальная. А здесь лимонник. Если все-таки получится так, что дом снесут, я даже не знаю, что буду делать. Цель — биться до последнего. Здесь вот голубые ели растут, жасмин, кедр. Цветы королевские петушки. Знаете такие? — рассказывал Рифат Хузиев, прогуливаясь по участку.

Эту землю ему выделили по долгу службы. Здесь же построили дом и баню, которые он позже приватизировал с участком. Сам мужчина достроил сарай и гараж. Указывая на лес, он заверил, теперь тут нельзя ничего строить.

— Это земли государственного лесного фонда. Их держателем является Рослесхоз. По этой причине здесь исключена любая хозяйственная деятельность. Вести ее не имеет права и городской округ во главе с мэрией. Из-за этого 23 января Рослесхоз не согласовал новый генплан Казани, — озвучил Рифат Хузиев и привел в доказательство копию документа.

По его словам, некоторое время назад местные власти попытались перевести эти земли под собственный контроль, то есть включить их в состав земель городского округа. Верховный суд РТ и коллегия Верховного суда РФ тогда исключили такую возможность. Мужчина нашел соответствующее решение суда.

— Кроме того, если не брать во внимание эти документы, по постановлению Кабмина, леса здесь носят статус рекреационно-ландшафтных земель. То есть, любая деятельность тут все равно запрещена. Тем более строительство дороги, — сообщил Рифат Хузиев.

Между собой соседи называют мужчину лесником. Он признался, что не обижается, скорее наоборот. "Люди ценят труд", — заверил житель Нагорного. Ведь все представленные документы мужчина нашел самостоятельно, когда узнал, что дорога пройдет сквозь дома на его улице.

Когда мы только подъехали к участку, у ворот нас встретила соседка Рифата Хузиева Люция. После того, как мы прошлись по участку, мужчина предложил поговорить и с женщиной.

— Я инвалид второй группы. У нас здесь до конца улицы одни старики и инвалиды. Они плачут, спрашивают, что им дадут за это. Однокомнатную квартиру они точно не хотят, люди здесь всю жизнь прожили. У нас тоже семья из шести человек. Что нам могут предложить? Ипотеку? Молодежь сейчас и так получает по 15-20 тысяч. Как они будут платить эту ипотеку? Мы не хотим, чтобы нас сносили и не хотим дорогу, — заверила Люция.

Казанские люди, где бы они не жили, все равно возвращаются сюда. А здесь с ними так обращаются…

Она живет напротив Рифата Хузиева 12 лет. До этого 24 года женщина с семьей прожила в Ульяновске. Она родом из Казани и уехала в свое время по семейным обстоятельствам. Позже старший ребенок закончил учебу, вернулся в Казань и перевез родителей в Нагорный.

— Казанские люди, где бы они не жили, все равно возвращаются сюда. Это котел, в который затягивает. А здесь с ними так обращаются… Внучке теперь нужно будет школу менять, а внуку детский сад. Здесь, конечно есть школа, но она и так всех не вмещает, приходится идти в Дербышки. Сейчас своими ногами я дохожу с ними через лес за 25 минут. Нам вдоль этой тропинки даже свет провели, чтобы зимой было не темно ходить. А теперь нам придется искать новую школу, сад, возить дальше, — сообщила Люция.

В то время пока мы беседовали, в нескольких километрах на опушке леса другие жители Нагорного яро обсуждали новый генплан. Около 200 человек пришли поставить подпись против строительства дороги, записаться на общественные слушания и узнать, что еще может быть известно соседям.

— Дорога отрежет всех от леса, а у нас через этот лес детей водят в школы и детские сады, многие тут гуляют, зимой здесь лыжные трассы. Сложно сказать, почему ее решили разместить именно на этом отрезке. Вообще, территория у Нагорного станет частью большого кольца, которое идет параллельно трассе М7. Дело в том, что трасса здесь в двух километрах. Раз уж дорогу решили построить так близко к ней, можно было бы проложить так, чтобы она совсем не затронула жилые зоны, — поделился мнением организатор схода и член инициативной группы Тимур Саитов.

Местные жители узнали об изменениях в генплане около недели назад. Тогда же они и собрали инициативную группу. Сейчас ее члены за собственный счет печатают ознакомительные листовки, бланки для подписей и записи на слушания, самостоятельно распространяя их по соседям. Также инициативная группа наняла юриста, который помогает с оформлением писем и обращений в городские инстанции.

— Наш юрист объяснил, что письма людей, которые направляются в Москву, дальше спускаются обратно в Казань. Сейчас сосновские там растормошили кого нужно. Но дело в том, что они занимаются этим с апреля месяца. Мы об этом узнали только что. Я сам в строительстве 25 лет и мое мнение такое: здесь большое влияние имеют бизнесмены. В данный момент вокруг мест, где планируется строительство этой новой дороги, много пустых неосвоенных земель. Скорее всего, там сейчас начнут строить дома, коттеджи, а дорога создаст инфраструктуру. Соответственно, цена этой жилплощади резко увеличится, — предположил один из местных жителей Адель.

Просто сейчас начнут придираться к бумажкам. Если чего-то нет, значит дом стоит незаконно и его могут снести

Он также живет на улице Дубровка, но его дом не попадает под возможный снос. Мужчина заверил, что не может спокойно смотреть, как его родной поселок пытаются разрушить. Пока он высказывал предположения, вокруг собралось около десятка слушателей. Один из них спросил, что будет с людьми, которых могут выселить.

— Честно? По закону, у вас должно быть официальное разрешение на строительство дома на вашем участке. Понятно, что многие, кто здесь живет, покупали уже готовые дома. Просто сейчас начнут придираться к бумажкам. Если чего-то нет, значит дом стоит незаконно и его могут снести. Есть еще один вариант: купят дом с участком за копейки и предложат участвовать в социальной ипотеке, — рассказал мужчина остальным.

Моим родителям по 80 лет. Они знают, что хотят строить дорогу, но про снос я им еще ничего не говорила. Это будет инфаркт

Люди шли на встречу с детьми и пожилыми родственниками. Многие толпились у распечатанного генплана, очередь в несколько десятков человек растянулась и перед столом для подписей.

— Я работаю в поселковой школе учителем начальных классов с 1985 года. В лесу мы привыкли проводить уроки физического воспитания, окружающего мира, природоведения, сажаем с детьми деревья, учим их не рвать цветы. Что мы скажем детям, когда они увидят десять гектаров порубленного леса? Мой личный дом также попадает под снос. Моим родителям по 80 лет, они ветераны труда. Всю жизнь мы строили этот дом. Мои родители знают, что хотят строить дорогу, но про снос я им еще ничего не говорила. Это будет инфаркт, — рассказала Фарида Каюмова.

Она пришла на собрание с тремя детьми. Пока женщина говорила, дети перебивали ее фразами "сохраните наш лес", "мы не хотим здесь дороги", "не нужно сносить наш дом".

— Мне непонятно, почему власти унижают и обижают свой народ. Почему люди должны ходить унижаться и просить? Я не понимаю. Издевательство сплошное. Лет 10 назад здесь прошел ураган, который унес пол леса. Сейчас собираются вырубить оставшуюся половину, — поделилась мнением другая жительница Нагорного Фаниза.

Спустя час после начала собрания к местным жителям приехали представители КПФР: депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев и депутат Казгордумы Алексей Серов. Они выступили на импровизированной сцене и описали дальнейший план действий.

— Все можно изменить. Если вам говорят обратное, это неправда. Зачем нам тогда публичные слушания? Любой проект можно изменить, — заверил Артем Прокофьев, — У нас впереди несколько задач, которые мы должны решить вместе с вами. Первое — подготовка к публичным слушаниям. Здесь вы должны безусловно подготовить своих представителей для вашего ключевого слушания и также направить людей на другие площадки слушаний, где они смогут также обозначить свои позиции и там. Второе — направлять обращения депутатам Госсовета, Казгордумы, которые закреплены за вашим участком, за Советским районом. Третье — предложить альтернативы. 31 мая мы проведем в Госсовете круглый стол со всеми заинтересованными ведомствами и местными жителями. Там нужно будет представить альтернативные варианты.

Собирать подписи и писать обращения необходимо максимально быстро, потому что на публичные слушания отведено очень мало времени

Артем Прокофьев пригласил жителей Нагорного на круглый стол и призвал не бояться общественных слушаний. Депутат оставил свои контакты и попросил звонить ему, если у людей возникнут проблемы с записью на слушания. "Мы будем говорить с местными органами власти, чтобы они не препятствовали людям", — сообщил депутат.

— Чем больше людей проявляет свою активность, тем больше вероятность, что генеральный план в существующем виде будет пересмотрен, — озвучил депутат Казгордумы Алексей Серов, — Собирать подписи и писать обращения необходимо максимально быстро, потому что на публичные слушания отведено очень мало времени. Они завершатся в течение месяца. Если мы не успеем сейчас, то потом поезд уже уйдет.

В ответ местные жители заверили, что если представители КПРФ смогут помочь им сохранить дома и лес, они всю оставшуюся жизнь будут голосовать за них. Инициатором такого предложения стала пожилая жительница Нагорного Фаниза.

Общественные слушания по строительству дороги на отрезке у этого поселка состоятся во вторник, 5 июня. Пока это ключевая дата для всех неравнодушных жителей поселка. Тимур Саитов заявил, что если им не удастся отстоять территорию там, они намерены добиваться своего через суд. "Мы обязаны отстоять наше право на жизнь и воздух", — сказали собравшиеся в поддержку друг друга.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG