Отвечая на вопрос журналиста "Эха Москвы" о трагедии в Улан-Удэ, где 19 января подросток напал на учителя и учеников с топором, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Бурятия Татьяна Вежевич сказала, что школа №5 — "одна из лучших школ у нас в Улан-Удэ, эта школа находится на территории воинской части, школа, где основное направление — это военно-патриотическое".
На мой взгляд, здесь нет оснований для недоумения. Военно-патриотическое воспитание, которым так "увлечены" власти и вынуждены заниматься образовательные учреждения, не может служить средством предотвращения школьного насилия. Навязываемая гражданам милитаризованная версия патриотизма, напротив, способствует насилию, поскольку допускает ситуации, в которых можно убить человека.
В ныне действующей программе патриотического воспитания впервые говорится об условиях военного времени
Центр молодёжных исследований НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург) в течение ряда лет изучает наряду с молодёжными культурами, солидарностями и сценами риторику властей в отношении молодёжи, включая дискурс патриотизма. За третий срок президентства Владимира Путина интерпретация патриотизма со стороны властей значительно изменилась. Во-первых, он был объявлен национальной идеей, заменив в этом качестве "конкурентоспособность страны во всех сферах" (определение Путиным патриотизма в первой половине 2000-х гг.). Во-вторых, патриотизм стал пониматься преимущественно в милитаристском ключе — как готовность защищать государство от врагов. В государственной программе патриотического воспитания граждан на 2016–2020 годы гораздо чаще по сравнению с предыдущими пятилетними программами используются слова "военный" и "воинский", а слово "труд" почти не встречается, за исключением словосочетания "Готов к труду и обороне". В ныне действующей программе патриотического воспитания впервые говорится об условиях военного времени.
Власть не только говорит о военном времени и "способности экономики быстро увеличивать объёмы оборонной продукции и услуг в нужное время" (Путин, ноябрь 2017 года), поддерживает фильмы о военных подвигах, включая вымышленные, демонстрирует оружие на дорогостоящих военных парадах, но и воюет в Украине и в Сирии. И это сигнал всем: насилие в некоторых случаях применять можно, можно использовать оружие, можно лишать жизни людей — и это не является чем-то совершенно исключительным.
Выполнение школьниками упражнений штыкового боя на манекенах уже не воспринимается как дикость
И уже не воспринимается как дикость выполнение мальчиками и девочками — участниками созданного Минобороны при поддержке Путина военно-патриотического движения "Юнармия" — упражнений штыкового боя на манекенах. Но если власть посылает такие сигналы, стоит ли удивляться, что у некоторых подростков в атмосфере прославления насилия и оружия исчезает барьер перед применением ножей, топоров, пневматического и огнестрельного оружия в отношении тех, кто рядом? Прежде всего — учителей и учеников?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.