"Татарский язык может стать факультативом после приказа Путина"

1 сентября 2017 года в Казани

Президент РФ Владимир Путин дал поручение Генпрокуратуре и Роcбрнадзору проверить школы на соблюдение в субъектах РФ прав граждан на добровольное изучение языков из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе России. Теперь главам регионов предстоит довести объем изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также повысить уровень и качество освоения обучающимися русского языка как государственного языка Российской Федерации до 1 декабря. Политолог Руслан Айсин в интервью радио Азатлык поделился своим мнением о том, что происходит.

Напомним, Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое состоялось 20 июля 2017 года в Йошкар-Оле, сказал: "Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского". Сразу после его слов, русские националисты в регионах стали писать различные жалобы, после которых глава Башкортостана Рустам Хамитов сломался и заявил, что изучение башкирского языка допустимо только с согласия родителей школьников. Прокуратура республики, не дожидаясь поручений президента Путина, объявила о проверках школ на добровольность изучения башкирского языка.

Татарстан, в свою очередь, отмолчался. На VI Всемирном Конгрессе татар госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что слова Путина, прозвучавшие в Йошкар-Оле, были неправильно поняты. Он обратил внимание на проблемы изучения русского языка как государственного.

Накануне начала нового учебного года глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила, что обязательное изучение языков, установленных в субъектах РФ в качестве государственного помимо русского, само по себе не нарушает прав учащихся.

По мнению политолога Руслана Айсина, после поручений Путина татарстанским чиновникам придется отступить в вопросе преподавания татарского языка.

— Поручения Путина являются продолжением линии, начатой им в Йошкар-Оле. Прокуратура и другие ведомства начнут свою работу. Проблема языка для татар стоит очень остро, и Москва об этом знает. Татары всегда боролись за сохранение татарского языка. После президентского указа татарстанские чиновники подчинятся в вопросе изучения языка. Если министерство образования выскажет какую-нибудь позицию, татарстанское министерство будет вынуждено ее придерживаться.

Руслан Айсин

Сократят часы преподавания татарского языка либо вообще оставят в виде факультатива. В образовательном плане упразднен регионально-национальный компонент. Поэтому наша образовательная система не отличается от московской и не может отличаться.

Ситуация будет развиваться постепенно и, возможно, в следующем году преподавание татарского языка могут и вовсе снять

Этот проект направлен на будущее. Пока как есть, так и будет, потому что уже начинается учеба, менять образовательные планы в ходе учебного года тяжело. Ситуация будет развиваться постепенно и, возможно, в следующем году преподавание татарского языка могут и вовсе снять. Все это — последовательное развитие плана.
Сейчас такие ведомства, как Генпрокуратура, Рособрнадзор, будут тщательно и внимательно следить за всеми. Поднимут шум родители, начнут писать письма, обращения, жалобы. Если они будут выходить на пикеты, им будет оказана информационная поддержка. Будут заявлять о том, что изучение русского языка урезается. Несколько лет назад русские национальные движения считались маргинальными, сейчас же они становятся ведущим политическим движением. В этом деле им будет помогать Москва, — считает Айсин.

По его мнению, все это — лишь часть стратегии, направленной против Татарстана.

— Мне кажется, это часть одной большой стратегии. Конечной ее целью является устранение политических и национальных элит. Сначала случился банковский кризис, сейчас распространилась информация о том, что возникают проблемы с ТАИФом.

Пока Татнефть — единственная компания, не подчиняющаяся федералам

Москва постепенно усиливает давление на образование и культуру. Наблюдаются нападения по всем фронтам. Сложно сказать, кто именно начал этот процесс, потому что у Путина есть советники. Возможно, это дело зампреда АП Сергея Кириенко, возможно, за этим стоит Русская православная церковь. Они работают совместно с олигархами. Пока Татнефть — единственная компания, не подчиняющаяся федералам. Ранее была еще и "Башнефть", но ее прибрали к рукам. По-моему, Татарстан сначала разгромят с политической, идеологической, исторической стороны. А затем уже присвоят и его экономические успехи, — считает Айсин.

Читайте также:
Политолог, профессор КФУ Мидхат Фарукшин — о том, как Казань должна ответить Москве

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​