"Рудник", хроника фестиваля: кино из республик Поволжья признали проблематичным

Марина Разбежкина и Фанис Кадыров

Сегодня, 20 августа, в Свияжске завершается фестиваль дебютного документального кино "Рудник". В преддверии оглашения результатов корреспондент "Idel.Реалий" на фестивале Неля Биктимирова делится впечатлениями от просмотренного кино. Молодые документалисты нередко нарушают табу, о которых рассказала арт-директор фестиваля Марина Разбежкина в ходе разбора полётов. При этом саму Разбежкину смог ввести в заблуждение автор показанного во внеконкурсной программе татарстанского кино.

Про первый день фестиваля читайте здесь.

ДЕНЬ 2: АРБУЗНЫЙ АД И МУЖЕСТВО РАССКАЗАТЬ О ЛИЧНОМ

Предваряя показы фильмов внеконкурсной программы на второй день кинофестиваля — а это дебютные документальные фильмы режиссеров, живущих и снимающих в национальных республиках Поволжья — Марина Разбежкина признала, что "кино в Поволжье очень проблематичное". Сравнить его с талантливыми произведениями, которые складываются в стол, нельзя. Оно не может конкурировать и попадать в конкурсы. Но если ребята, чьи работы отобрали на "Рудник", поработают над ошибками, шансы научиться снимать хорошее кино у них есть.

"Николай и арбузный рай", режиссер Денис Платонихин.
Николай — владелец нескольких гектаров земли в Соль-Илецком районе Оренбургской области. На этой земле он выращивает арбузы. Арбузы же — постоянное блюдо на его столе. Благополучие его семьи, близких и работников зависит от урожая. Получить хороший урожай мешают суслики и дожди. Но даже отловив всех сусликов на поле, дождавшись сухой и солнечной погоды, Николай с семьей не радуется, а грустит — нет покупателей. Везут водянистые и безвкусные арбузы из Казахстана, а на свои, сладкие, нет спроса.

"Раз в десять лет если вывезут весь арбуз — хорошо", — делится с режиссером один из героев картины. И если в первой половине фильма Николай обсуждает с близкими перспективу продажи арбузов по 5-7 рублей (за килограмм) водителю большегруза, если тот заберет их прямо с поля, то во второй они всерьез говорят о сдаче их по рублю.

Но Николай предпочитает, чтобы они сгнили. Иначе к чему все затраты и тяжелый труд?

"Страшноватое эссе", режиссер Фанис Кадыров. Фильм представляет собой смесь описания реальной истории школьников (которые, снимая "страшное" кино, вдруг обнаружили во дворе труп ребенка), собственных философских размышлений, а также цитат Даниила Хармса и сур Корана.

В первую половину дня в этот день Марина Разбежкина проводила мастер-класс, в котором описывала главные запреты, которые действуют в её школе документального кино и театра. "Страшноватое эссе" в этом смысле — иллюстрация того, как снимать документальное кино не следует.

В нем два из запретов — на закадровые текст и музыку (имеется в виду музыка, которая не была специально написана для фильма) — нарушаются постоянно. Они, напротив, используются автором в качестве основных приёмов. Но Кадыров в школе Разбежкиной не учился, и вполне возможно, что причины, по которым он был включен в программу, иные.

Конкурсная программа дня была представлена тремя картинами: "Небесная гармония" Татьяны Рахмановой, "Черная дыра" Хайди Пииройнен (Финляндия) и "Бар в Кавасаки" Саяки Мизуно (Швейцария).

"Небесная гармония" ​— так называется венгерская книга, которую читает героиня фильма (она же — мама режиссера) Любовь Николаевна под стук молотка. Она его будто не слышит и отрывается от чтения лишь для того, чтобы занимающегося ремонтом супруга расспросить об истории Венгрии, о том, как и когда там был установлен советский режим.

В первой части книги, как кратко описывает героиня, автор идеализирует своего отца, а во второй — раскрывает ставшую ему известной тайну — отец был стукачом. Любовь Николаевну мучает вопрос, смогла бы она, оказавшись на месте автора книги, решиться, как он, рассказать всем страшную правду о своем близком человеке.

Наверное, не смогла бы, предполагает она, но и её собственная жизнь перестает быть личной. Она открывается публике благодаря творчеству дочери. Дочь пишет о ней в своих драматических произведениях (наделяя её чертами своих героинь) и снимает о ней фильмы. Любовь Николаевна признается, что узнавать себя в героинях произведений дочери ей не нравилось.

Автор фильма "Черная дыра"

"Черная дыра" ​— черно-белая картина о стареющих обитателях дома в Якомяки (районе Хельсинки), который вот-вот должны снести. Среди них есть Хиппи — нарушитель спокойствия с богатой приключениями историей, домом и лодкой в Таиланде, тусующийся с ними "гангстер", одновременно пугающий, но и помогающий жителям с переездом, интеллигентного вида старушка, обмахивающаяся веером и рассуждающая о любви. Все они вместе со остальными обитателями дома провели в нем жизнь, а теперь пришло время собирать вещи.

Это фильм-размышление, где из неторопливых монологов героев в кадре постепенно проявляется атмосфера, аура блеклого, неказистого с виду дома. Сам дом, которому осталось совсем немного, становится живым.

"Бар в Кавасаки". Это место где собираются небогатые, а скорее даже бедные пожилые мужчины, чтобы выпить, обсудить фаворитов велогонок и поговорить за жизнь. Несколько квадратных метров без стульев и телевизор — вся обстановка бара, которая вкупе со скудным меню и мрачноватым хозяином вовсе не делает заведение привлекательным. Но постоянных посетителей это устраивает.

Их жизнь будто сконцентрирована только в двух точках — это велодром, где они делают ставки, надеясь на выигрыш, и бар. Но спорт — не единственная тема разговоров посетителей. Иногда они размышляют о смерти. Так один мужчина считает, что умирать в Японии очень дорого, поэтому ему даже думать об этом страшно. А другой уверен, что долго жить (по японским меркам, видимо — больше ста лет) ни к чему. Мол, нехорошо быть обузой для государства, и лучше уж покончить жить самоубийством. Иногда завсегдатаи бара, будучи навеселе, могут и спеть о любви.

Скриншот фильма "Бар в Кавасаки"

ДЕНЬ 3: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТАТАРЫ, НОЧНЫЕ РИТУАЛЫ И ЖЕНЩИНЫ БУДУЩЕГО

Внеконкурсная программа третьего дня "Рудника" была представлена тремя документальными фильмами. Первый "RHA" (бог солнца) Даниила Демидова (Москва) представляет собой своеобразный клип. В течение шести минут зрители под музыку наблюдали, как меняется отражение неба в воде.

В следующем — "Замерзшем крае" Радифа Кашапова и Ильяса Гафарова (Татарстан) — татары из России и Узбекистана, эмигрировавшие в Европу, рассказывают о своей национальной идентичности. Для кого-то она важна и проявляется в музыке, в национальной кухне, в языке и домашней обстановке. Кто-то начал интересоваться татарской культурой лишь в эмиграции. Многие, устав объяснять непросвященным европейцам, кто такие татары, предпочитают представляться русскими. Правда, другие, особенно активные, которые в том числе организуют национально-культурные мероприятия по всей Европе, уверяют, что про Казань европейцы знают — спасибо Универсиаде и футбольному клубу "Рубин".

Третьй фильм — "Хронос. Лучший из миров" Андрея Исаева (Чувашия) — показывает жизнь женщины (точнее её отрывки), которая ухаживает за чужим лежачим стариком.

Все авторы фильмов внеконкурсной программы получили долю критики от арт-директора фестиваля Марины Разбежкиной. Ильяс Гафаров — за прямые синхроны, когда национальная самоидентификация героев проявляется лишь в прямых ответах на вопросы режиссера, а не в деталях их жизни (прямые синхроны — еще один запрет в школе документального кино и театра Разбежкиной; герои в этом случае, уверяет она, зачастую стараются помочь режиссеру, а не рассказать все так, как есть, да и не все могут выразить словами то, что чувствуют или о чем думают). Вместо этого, намекнула она, ей было бы очень интересно в течение часа понаблюдать, как старушка из Татарстана создает тот же самый мир в европейской стране.

Недостатки картины Андрея Исаева, с точки зрения Разбежкиной, заключались в пафосе (он проявился в названиях частей фильма), использовании метафор и музыки Стравинского. Да и саму героиню мы практически не узнали.

Из конкурсной программы фестиваля были показаны два фильма.

"Луна, солнце и мушкетеры" (режиссер Ваагн Хачатрян, Армения).

В маленькой деревушке целый день — сиеста. Никто ничего не делает. Все сидят или стоят без движений, разве что головами вертят в сторону изредка раздающихся звуков. Им лень даже говорить. Только пожилая женщина прядет шерсть, бубня что-то на непонятном диалекте, и еще одна неторопливо бьет по камням молотком.

Но когда солнце закатывается за горизонт, все начинает меняться. Вместе с ночью в деревню приходит тревожное напряжение. Темные фигуры высыпают на улицу и объединяются в мрачном, ритуальном шествии. Кажется, они вот-вот выберут и принесут жертву.

"Девушки из Уагадугу", (режиссер Тереза Траоре Дальберг, Швеция, Буркина-Фасо, Франция, Катар).

Несколько подруг учатся в профессиональном училище кузовному ремонту автомобилей. Целыми днями они шлифуют, красят, ремонтируют старые машины и изучают общеобразовательные предметы. Нравится ли им их занятие?

Пока учитель не видит, девушки вместо ремонта авто делают друг другу прически или дефилируют на шпильках

Одна девушка мечтает стать певицей. С трудом находя время, она записывает и исполняет песни. Другая, уже устав учиться, готова уйти работать в супермаркет. Третья умудрилась забеременеть во время учебы. Они молодые и красивые. Они хотят красиво наряжаться, смеяться, тусоваться на вечеринках. Иногда, пока учитель не видит, девушки, сидя у смотровой ямы, вместо ремонта авто делают друг другу прически или дефилируют в классе на шпильках. “Что такое пространственная видимость?”, — спрашивает их учитель на уроке, и ни одна не может ответить.

Но больше всего эти молодые женщины хотят быть независимыми и иметь собственный источник дохода (одна из них даже готова уйти от будущего мужа, если тот по традиции запретит ей работать). Профессия автомеханика даст им такую возможность, поэтому изо дня в день они продолжают учиться.

Действие фильма происходит на фоне предвыборной кампании. Один из кандидатов обещает жителям Буркина-Фасо демократические перемены. Но девушки к политике равнодушны. Главные перемены в общество несут они сами.

ДЕНЬ 4: КАК РАЗБЕЖКИНУ "ПРОВЁЛ" РЕЖИССЁР ИЗ ТАТАРСТАНА

В конкурсной программе предпоследнего дня фестиваля дебютного документального кино "Рудник" в Свияжске были две картины: "По течению: демон и я" и "В центре циклона".

"По течению: демон и я" (режиссер Рокко Ди Менто, Германия) — это фильм, название которого придумал его герой — эксцентричный бомж ТиДжей.

Его пристанище — старый автомобиль, припаркованный в закутке Берлина. Вся его компания — две мягкие игрушки и мышь, заглядывающая к мужчине, чтобы подкрепиться и поспать.

Он собирает еду на помойке, но сочиняет произведения для органа и время от времени, придав себе еще более экстравагантный вид, чем обычно, их исполняет. Правда, вряд ли кто-то, кроме него, этот хаос и бурю эмоций слушает.

"Это внешне я убитый человек, — говорит мужчина, — а внутри — огонь!".

ТиДжей интеллектуал. Его стройные, красивые рассуждения выдают в нем человека из другого мира. Но нынешнее одиночество его не угнетает. Именно оно позволяет ТиДжею видеть мир другими глазами.

"В центре циклона" (режиссер Лиза Козлова).

Скриншот фильма "В центре циклона"

Наташа, двенадцатилетняя ученица школы в Талдоме, живет на две семьи. То с матерью-алкоголичкой, то с начинающим художником-отцом, который свои картины отдает даром, а для пропитания гонит и продает самогон. Матери до дочери нет дела. Она даже на драку с ровесниками ее отпускает, едва не благословив. Отцу — на словах дело есть, но он не может себе позволить купить девочке даже вещи для бассейна.

Предоставленная сама себе, Наташа нащупывает путь в жизни собственными синяками и слезами. А мир вокруг бурлит. Надо самоутверждаться в школе, кулаками защищая не только свое имя, но и имя нездоровой сестры. Вчерашние близкие друзья сегодня оказываются предателями, а потом снова друзьями.

Надо маму предупредить, чтобы не садилась за руль. Правда, у нее машины-то нет.

Девочка как будто всерьез рассуждает о том, чтобы пойти на биржу труда, устроиться на работу и получать двадцать тысяч в месяц — "нормальную зарплату для ребенка". Делится с режиссером ожиданием покупки пары колготок на зиму после маминой получки или вещим сном, о том, как пьяная мать за рулем автомобиля въезжает в толпу. "Надо маму предупредить, чтобы не садилась за руль, — рассуждает Наташа вслух. — Правда, — улыбается она, — у нее машины-то нет. Может, на велосипеде куда-то врежется?".

В рамках внеконкурсной программы четвертого дня "Рудника" были представлены двенадцатиминутная картина "Калаганова" Алии Хайрутдиновой из Татарстана об актрисе казанского государственного театра юного зрителя Нине Калагановой и "Ноль с половиной" Байбулата Батуллина из Татарстана, который учится в "Московской школе кино". С "Нулем с половиной" вышел неожиданный конфуз.

Представляя фильм (сам автор отсутствовал), Марина Разбежкина рассказала, что Батуллин хотел снять фильм, подражая знаменитому французскому режиссеру Роберу Брессону.

— Он приезжает в татарскую деревню, где его родные живут, и пытается снять фильм, как Брессон, и не может снять ни кадра. Весь фильм — это его рефлексия и его неспособность как бы разговаривать тем языком, которым он хочет разговаривать, потому что пока еще это не его собственный язык и он не усвоил язык большого кино, — предупредила зрителей режиссер.

Реальная жизнь его друзей и родителей оказывается увлекательнее задуманного кино

В фильме действительно молодой парень в деревне мечтает снять фильм наподобие "Наудачу, Бальтазар" Брессона, вместо мула использовав корову. Ничего у него не выходит — все тридцать восемь минут фильма (а в фильме лето успевает сменить зима) он только вынашивает идею. Но в то же время реальная жизнь его друзей и родителей, их диалоги и размышления, которые запечатлевает камера, оказываются увлекательнее задуманного кино.

Главный герой — это и есть Байбулат, напомнила режиссер по окончании фильма, призывая собравшихся приступить к его обсуждению. Но оказалось, что среди присутствующих были те, кто знакомы с автором фильма лично, и не видевшая прежде Батуллина Разбежкина заблуждается:

— Он по-другому выглядит, вы что?! Это не Байбулат в кадре. Байбулат снимает. Это совершенно другой человек! Байбулат снимает своего друга и его семью, мальчика, который учится в техническом вузе и мечтает снять фильм. А Байбулат просто с камерой все это снимает.

Так концепция и восприятие фильма вмиг переменились.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​