В Свияжске стартовал фестиваль дебютного документального кино "Рудник". Картины выпускников ведущих киношкол мира посоревнуются за звание лучшего фильма, лучшего полнометражного и лучшего короткометражного фильмов фестиваля и денежные призы. Конкурс открылся сильнейшей работой молодого польского режиссера Анны Замэцка "Причастие", который уже успел собрать призы кинофестивалей.
Накануне, 16 августа, в Свияжске открылся фестиваль дебютного документального кино "Рудник". Он не только международный и первый в своем роде — фильмы для участия в нем отбирала сама Марина Разбежкина, прославленный режиссер-документалист с татарстанскими корнями. Она — арт-директор фестиваля.
В конкурсной программе мероприятия — одиннадцать картин начинающих режиссеров из разных стран мира. Вне конкурса будут показаны семь дебютных фильмов режиссеров, которые живут и снимают в национальных республиках Поволжья.
В жюри конкурса вошли журналист, кинокритик и заместитель главного редактора Colta.ru Михаил Ратгауз, сценарист, драматург, прозаик Любовь Мульменко, а также сценарист и режиссер родом из Казани Эдгар Бартенев.
— Когда мы готовили этот кинофестиваль, мы обращались к киношколам, ведущим киношколам. Мы хотели увидеть, что происходит в этих киношколах, и искали первый, второй, третий фильм, сделанные молодыми кинематографистами, потому что эти три фильма считаются дебютными, — напомнила условия отбора фильмов на фестиваль Разбежкина.
ШКОЛА АНДЖЕЯ ВАЙДЫ
Открыл конкурсную программу фестиваля фильм "Причастие" польского режиссера Анны Замэцка — выпускницы киношколы Анджея Вайды. Этот фильм, по словам программного директора фестиваля Евгении Марченко, "успел объехать полсвета и получить определенное количество призов на самых главных фестивалях".
Ола — четырнадцатилетняя девчушка. Oна, ее любящий выпить отец и брат-аутист Никодим живут втроём. У матери новая семья и маленький ребенок. Дочь с ней общается только по телефону.
Ола следит за домом, Ола следит за братом: собирает его в школу (он учится в религиозной школе), учит тексты и готовит к причастию. Она с Никодимом не слишком любезна, но, кроме нее, кажется, никто с ним общий язык не находит. Да и не пытается. Хотя Никодим, судя по произносимым им фразам, вовсе не дурак. Просто, в отличие от сестры, он словно предпочел спрятаться от гнетущей действительности в своем особом мире.
Ола следит за отцом, пытается удержать его от выпивки (соцработник уже угрожает отдать детей приемным родителям). Хотя хочет Ола танцевать, веселиться и гулять с друзьями, как ее ровесницы.
А еще Ола изо всех сил пытается воссоединить семью, и ей это почти удается — с приездом мамы их хрупкий и грустный домашний мир переворачивается с ног на голову...
СТАРЫЙ ДИВАН, "КОТО-ПУСЯ" И ЛЫСИНА
"Олег Евгеньевич" — курсовая работа Линары Багаутдиновой в "Московской школе кино". Линара родилась и училась в Казани, переехала в Москву шесть лет назад. Этот фестиваль для нее — первый.
Сидя на диване, он пьет. Сидя на диване, он смотрит телевизор. Сидя на диване, он разговаривает по телефону, если ему кто-то звонит. Вся жизнь Олега Евгеньевича как будто проходит на диване, за исключением случаев, когда он участвует в съемке в массовках на телешоу, ходит в магазин за алкоголем или опрыскивает водой свое цитрусовое дерево на кухне. Даже его возраст в пространстве дивана и четырех стен не поддается определению.
Это растительное существование прерывает неожиданный звонок "кото-пуси" — женщины, чей номер Олег Евгеньевич удалил, как объясняет он сам, "чтобы не звонить по пьяни".
Мужчина, хотя и продолжает сидеть на диване, на глазах оживает. Он то предлагает собеседнице приехать к нему, так как у их долгих разговоров "должен быть какой-то апофеоз", то говорит, что лучше бы ей к нему не приезжать. Противоречивые чувства его раздирают: "А на хрена ты позвонила? Когда ты уходила, вот этот взгляд… Я думал все". А минуту спустя: "Ты мне звони, пожалуйста". И уже положив трубку и откинувшись на спинку дивана: "Сволочь, а!".
Олег Евгеньевич так потрясен разговором, что отказывается от очередной подработки и отправляется пополнять запасы алкоголя.
Интересно то, как Багаутдинова выбрала своего героя. Её, рассказала она, всегда интересовало, что движет людьми, снимающимися в телемассовках, которые за двенадцать часов работы получают по шестьсот рублей. Линару пустили понаблюдать за ними в павильон Мосфильма и посадили там, где она не попадает в кадр. А рядом с ней, также не попадая в кадр, сидел Олег Евгеньевич. Он, как объяснили девушке, нужен только для звука — во время аплодисментов. Для изображения же он не годится — его лысина бликует.
Завершил первый день фестиваля полуторачасовой концерт семейного дуэта Сергея Старостина и Ольги Лапшиной, исполняющих русский фольклор.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.