"Хыпар", 27 июля 1917 года

"Хыпар", 27 июля 1917 года, №23
(Крестьянская чувашская газета)
Издание Чувашской секции Союза мелких народов Поволжья
(Перевод с чувашского)

Чувашское общество.

По совету умных людей 25 апреля в Тябакасах организовали Союз чувашских крестьян. На том собрании мы обсудили много значительных вопросов. Богачи и получившие на вечное пользование земельные участки хозяева говорили там вот так: по новым законам пусть не будет передела земли, пусть земля остается личной собственностью, на вечное пользование, а если делить, то пусть выкупают за деньги.

Когда обсуждали вопрос об открытии кооперативной лавки для торговли повседневными товарами (общепотребительская лавка), то те же богачи начали кричать так: нет, нам такой лавки не надо, а если надо, то в деревне есть обычная лавка – там и будем покупать нужные нам товары. Когда разговор шел о создании трудовых артелей, то те же богачи начали отрицать нужность объединения: наши деды и прадеды обходились без таких магазинов и каких-то трудовых артелей, все равно были с хлебом и солью.

После таких слов бедные чуваши сидят молча, будто воды набрали в рот. Боятся крикунов. Тут еще заявляется сельский коштан, пьяный, не похожий на человека крикун – будто с львиной пастью, куриными лапами – и кричит в пользу богачей, что не надо никаких лавок, никаких переделов земли. А сам он свои земли раздал, чтобы "крепить", потому и кричит так.

Эх, бедняги, рабы богатейские, чего только не видим мы со своими глупыми головами! Боимся богатеев и их наемных пьяных горлопанов. Да и теперь они стараются верховодить на наших собраниях. Нет, чуваши, теперь так продолжаться не может – мы вышли на свободу, встали живыми со смертного одра – в будущем нас не смогут держать в своих руках ни богачи, ни коштаны. Как бы они ни орали, не смогут помешать нам совершить полезные дела. На собрании все же решили открыть лавку и приступили к организации трудовых коллективов.

…Собираясь в своем Союзе, читая газеты и книги, мы можем обсуждать и принимать важные решения и совершать полезные обществу дела. Освобождаясь из лап крикунов, мы становимся равноправными гражданами государства.

Братья, сами же видим, чем занимаются богачи. Солдатские депутаты учли хлеба для государства, но богачи продают его не государству, а по ночам отправляют в сторону. Кого они обманывают? Не нас ли с вами? Мы продаем последний хлеб по дешевой цене ради спасения своих проливающих кровь сыновей, а они что делают?

Чувашам не подобает так поступать. Наш Союз будет добиваться справедливости.

Цивильский чуваш Александр Степанов.

Возмутители масс.

Есть в нашем Ядринском уезде человек по имени Семен Павлов Сорокин. Не знаю, какой он человек, но знаю про его злые дела.

Когда образовалось Временное правительство, этого Семена от Аликовской волости выбрали делегатом в город. Делегатам из этой волости предстояло выбрать комиссара. Волостные представители не только не выбрали нового комиссара, а, наоборот, стали просить прежнего комиссара остаться при должности (сейчас не буду рассказывать про плохие дела комиссара, о них напишу отдельно). Все это провернул Семен Павлов.

Он же не дал организовать в уезде и в городе продовольственный комитет. Народ злится на него. В Аликовской волости похожи на него Аристарх Федоров Бойков, Анисим Михайлов Шорников (бывший старшина, хотя он, говорят, не был очень злым человеком).

И.И. Йут

_______________________________________________________________

И.И. Йут – псевдоним Николая Ивановича Золотова, ставшего в советское время видным деятелем чувашской культуры, редактором газеты "Хыпар", журналов "Сунтал" и "Капкан".

* * *

  • Без разрешения удельной конторы население начало валить Арабосинский сосняк. Жители Больших Арабосей провели собрание и запретили уничтожать сосновый лес, а дело передали в волостное правление. Волостное правление поддержало решение. Лесорубы успели заготовить 126 поленниц.

Арабосинский крестьянин А. Горшков.

  • 3 мая в деревне Ишле Шетьме (Бахтигильдино) Муратовской волости произошел сильный пожар. Огонь запылал днем в 11 часов и уничтожил в Шетьме 8 домов. Причиной считают остаток цигарки.

А. Гор.

Наш народ.

По новым законам батюшки, дьяконы, дьячки на должность должны ставиться по выбору и приговору населения. В мае месяце открылось вакантное место дьякона в Яншихово-Норвашской церкви Цивильского уезда. На это место подал заявление Турмышский дьячок Гавриил Петров. Архиерей просил его принести решение местного населения. Жители села с радостью и единодушно приняли Петрова и выдали приговор с приглашением в свой приход. Турмышский дьячок пришел с приговором к архиерею, а тот его не принял, сказал: ты принес только один приговор, а вот дьячок, которого я поставлю на должность, принесет от норвашцев два приговора.

И вправду, архиерей не утвердил избранного народом Петрова, а поддержал кандидатуру, предложенную батюшкой Норвашской церкви Бузановским. Приехал в Норваши архиерейский дьячок, и народ выдал ему новый приговор.

Таков наш чувашский народ, честью своей не умеет дорожить. Как можно не держать свое единогласно утвержденное слово?

С.

Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году".