Когда из казанских твердых коммунальных отходов начнут извлекать много вторсырья для переработки, мусоросжигательный завод придется "заправлять" отходами из соседних районов Татарстана. Иначе дорогостоящий объект будет простаивать. Однако перспективы раздельного сбора и переработки отходов по-прежнему туманны: с точки зрения практиков, сейчас это дорого и невыгодно.
Сегодня в информационном агентстве "Татар-информ" состоялась пресс-конференция, посвященная раздельному сбору отходов в Татарстане. Ничего нового не произошло. Казань не перепрыгнула с конца четвертой десятки российских городов на первые места в рейтинге Гринпис России по доступности инфраструктуры раздельного сбора для местных жителей. Какие-то кардинальные перемены не наступили. Но когда с подачи природоохранной организации вся страна заговорила о селективном сборе отходов, местной власти ничего не остается, кроме как быть в тренде.
Обрисовать перед присутствующими журналистами планы по развитию системы раздельного сбора мусора в республике взялся начальник отдела обращения с отходами Минстроя РТ Рустем Богданов. По его словам, республика планирует выйти на европейские показатели по обращению с отходами (то есть когда из всех отходов примерно половина будет направляться на переработку) к 2035 году. Наиболее вероятно, что у нас будет реализована дуальная схема сбора отходов (иначе говоря, двухвёдерная) — когда перерабатываемые отходы собираются отдельно от пищевых и неперерабатываемых.
"ОТХОДЫ МОЖНО БУДЕТ ПОДТАЩИТЬ ИЗ СМЕЖНЫХ РАЙОНОВ"
В последние годы, и особенно в последние месяцы, рассказывает чиновник, работа по селективному сбора мусора в Татарстане активизировалась. В Казани уже установлено 600 сетчатых контейнеров для сбора ПЭТФ-бутылок. Еще 400 планируется установить в ближайшие два месяца. Действуют более 30 пунктов приема вторсырья.
Система сбора вторсырья отчасти работает в Набережных Челнах и Альметьевске. В целом по Татарстану, по оценке Богданова, установлено 1100-1200 сетчатых контейнеров. Появляюся площадки для сбора отдельных видов отходов.
Напряженная ситуация сложилась с опасными отходами (батарейками, ртутными лампами, градусниками), которые у населения никто не собирает. Поэтому в текущем году из республиканских бюджетных средств запланировано выделение субсидий двум муниципалитетам на приобретение специальных контейнеров для их сбора: 40 контейнеров — для Набережных Челнов, 60 — для Казани. Общий размер этих субсидий — семь миллионов рублей. При этом неизвестно, сколько всего средств необходимо на всю республику, так как нормативов по оснащенности жителей контейнерами для опасных отходов нет (то есть неизвестно, то ли на каждой мусорке нужно устанавливать контейнер для опасных отходов, то ли один на несколько мусорок, а то и на один, пусть небольшой, населенный пункт).
— До того момента, как мусоросжигательный завод будет построен, вступит в эксплуатацию, мы предполагаем, что в Казани во всяком случае уже устойчиво должна работать система работы с опасными коммунальными отходами, чтобы эти опасные отходы изъять из того потока, который будет поступать на данный завод, — отвечает Богданов на вопрос корреспондента журнала "Татарстан" о связи раздельного сбора отходов и мусоросжигательного завода. — Те мусоросортировочные мощности, которые сейчас в Казани созданы, не в состоянии обеспечить сортировку всего потока отходов, который будет поступать на мусоросжигательный завод. Поэтому с инвестором мы предварительно этот вопрос обсуждали в отношении того, чтобы они дополнили действующие мусоросортировочные мощности новыми объектами, с тем чтобы весь поток отходов, который будет поступать на мусоросжигательный завод, проходил какую-то отсортировку. Это приведет к тому, что часть отходов выпадет из того объема, который будет поступать на данный завод. И со временем может сложиться такая ситуация, когда в принципе объема отходов не хватит для мощностей данного завода. Но ситуация поправимая — у нас есть смежные муниципальные районы. Мы знаем, что на лето, допустим, чуть ли не полгорода живет на территории Лаишевского, Пестречинского, Высокогорского районов и так далее. Всегда эти отходы можно будет подтащить и восполнить тот недостающий объем, который у нас будет, так сказать, потерян для данного объекта в результате того, что будет развита система раздельного сбора.
РАБОТА СО ВТОРСЫРЬЕМ НЕВЫГОДНА
Главная проблема не в сборе отходов, а в их переработке, высказывает собравшимся свою точку зрения директор ООО "Поволжская экологическая компания" (ПЭК) Ольга Гудимова. На данный момент, утверждает она, востребовано для переработки только 5% отходов, и работа со вторсырьем невыгодна. При этом химическая промышленность обгоняет систему переработки.
В последние годы мусорные мешки практически никто не берет. Почему? Потому что большинство такой продукции стало поступать из Китая
— Практически каждый год появляются настолько новые материалы, что переработке они просто не подлежат. Классический пример: еще несколько лет назад мешки для мусора, самые стандартные, наверное - черные, которые все прекрасно знают, очень хорошо брали компании, которые занимались переработкой. Наполняли их при изготовлении труб. Это был хороший вторичный полимер. В последние годы мусорные мешки практически никто не берет. Почему? Потому что большинство такой продукции стало поступать из Китая. Китайцы научились что-то туда добавлять такое, отчего наши производители просто перестали это брать. То есть этот материал выпал из системы переработки полностью.
Второй пример, который приводит Гудимова — это стекло. Стекло, уверяет она, на данный момент самый низковостребованный продукт. Одна из причин заключается в том, что стеклянные бутылки не используются вторично. Остается их только переплавлять. Но первичное стекло изготовить
— И по многим крупным отходам ситуация примерно такая же. Сама по себе сортировка и работа только с раздельным сбором отходов крайне невыгодна, потому что стоимость вторичного сырья очень невысокая, - сетует директор ПЭК, в то время как сбор, траспортировка, хранение, прессование стоят серьезных денег.
— Вы говорите невыгодно, — возражает журналист из зала. — Но придумали же себе зеленый тариф элект — оэнергетики, которые предлагают сжигать мусор. Почему нельзя инициировать такой же аналогичный зеленый тариф для мусоропереработчиков, если такая важная тема? Выходите с инициативой! В чем проблема?
Зеленый тариф в данном случае — это вопрос политический
— Зеленый тариф в данном случае — это вопрос политический, — соглашается Гудимова. — Во многих странах зеленый тариф в процессах сжигания как раз применяется. Все, что касается вторичного сырья, я думаю, что здесь будет более правильно работающая система, когда система залоговой стоимости [тары], будет работать в полную меру. Тогда, наверное, процесс работы с вторичным сырьем будет значительно выгоднее, чем сейчас. На данный момент расстановка по всему городу контейнеров, соответственно сбор вторичного сырья, его дальнейшая утилизация, к сожалению, с точки зрения бизнеса, экономически нерентабельны.
Перерабатывать стекло, правда, у Татарстана шансы есть. По словам Богданова, в настоящий момент ведутся переговоры с крупной компанией о строительстве на территории республики завода по производству пеностекольных утеплительных блоков, где понадобятся большие объемы использованного стекла.
КАЗАНЬ ВАМ НЕ САРАНСК
Богданов согласен с Гудимовой в том, что проблема кроется на этапе переработки отходов. Существующая система налоговых послаблений для переработчиков, по его мнению, не особо эффективна. Поэтому "остается надеяться только на то, что заработает в полную силу механизм расширенной ответственности производителя".
Солидарна с предыдущими спикерами и директор ООО "Чистая среда", занимающегося приемом вторсырья,Зарина Наумова — нужно больше переработчиков отходов и больший ассортимент перерабатываемых видов вторичного сырья. Уже сейчас в пункты приема "Чистой среды", а их всего десять в городе, утверждает она, стоят очереди. Пока сдают больше всего картона, макулатуры (иные бабушки зарабатывают на этом от 300 до 1000 рублей в день). Очень многие приносят стаканчики из-под йогуртов, но компании ими заниматься неинтересно.
Сравнивать Казань и Саранск некорректно — "совершенно разный масштаб городов, разный поток туристов"
Корреспондент "Idel.Реалий" поинтересовалась у начальника отдела Минстроя, не слишком ли большой срок запланирован в республике для создания системы раздельного сбора отходов. Ведь в Саранке систему удалось запустить за 2-3 года. Там сейчас уже собирается в качестве вторсырья около 16% всех отходов, а за ближайший год-полтора компания "Ремондис Саранск" планирует нарастить объемы до 30-40%
Богданов считает, что сравнивать Казань и Саранск некорректно — "совершенно разный масштаб городов, разный поток туристов". Во-вторых, отличались стартовые позиции. Да и 2-3 года — срок маловероятный, так как чиновник впервые услышал о том, что "Ремондис" входит на саранский рынок в 2008-2009 году.
На вопрос о том, за чей счет собранные батарейки, ртутные лампы и градусники будут вывозиться на переработку, Богданов отвечает, что за счет механизма расширенной ответственности производителя. В будущем году республика уже получит определенную сумму (из собранных средств экологического сбора), но при условии, что в этом выберет регионального оператора.
Правда, отмечает он, вместо семи миллиардов рублей, которые федералы расчитывали собрать в рамках расширенной ответственности производителя, сейчас уже речь идет о сумме, меньше миллиарда. И эту сумму хотят разделить и предоставить тем субъектам, которые в этом году определятся с регоператорами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.