Ссылки для упрощенного доступа

Как Мордовия превратила помойки в предмет гордости


Столица Мордовии не только лидер среди российских городов по раздельному сбору отходов. Она – один из самых чистых городов страны. В этом своими глазами убедилась корреспондент “Idel.Реалии”, а заодно узнала, как компании “Ремондис Саранск” удается превращать контейнерные площадки в места паломничества.

К саранскому железнодорожному вокзалу мы приехали за час до назначенного времени. Заметив неподалеку контейнерную площадку, отправляемся вместе с активисткой движения “Экологично.Казань” Екатериной Тертишниковой изучать обстановку.

Там всё – как я ожидала: серые контейнеры для мусора с вырезанными отверстиями в крышках (чтобы людям не приходилось их поднимать), два контейнера с желтыми крышками, наполненные перерабатываемой упаковкой – в основном картоном, и новенький сетчатый контейнер с ПЭТ-бутылками и пластиковыми флаконами внутри. Последний – плод совместной кампании “Разделяй с нами” Coca-Cola HBC, групп компаний “ЭкоТехнологии” и Remondis.

Контейнеры – чистые. Непонятно, почему поднять крышку руками для наших соотечественников – проблема. Заглядываем в каждый, фотографируем снизу, сверху, издалека, вблизи. Проходящий мимо мужчина в шутку предлагает залезть внутрь и сделать селфи. Остальные не обращают на нас внимания. Видимо, “мусорные туристы” для них – привычное явление.

В девять мы с Екатериной и Маратом Алтынбаевым, исполнительным директором “Ассоциации организаций по обращению с отходами РТ”, встречаемся со Светланой Бигессе, руководителем “Ремондис Саранск”. Загружаемся в микроавтобус, подбираем трех молодых людей из Уральска, казахстанской компании “Орал Таза Сервис”, тоже занимающейся вывозом ТБО, и отправляемся в тур по саранским “мусоркам”.

Remondis пришел в Саранск в 2011 году, и на сегодняшний день ООО “Ремондис Саранск” (совместное предприятие немецкой компании Remondis и муниципального предприятия "Саранскспецавтохозяйство") является практически единственным оператором по обращению с отходами в городском округе. Уже в 2012 году компания начала устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов. А в начале 2017 года появились сетчатые контейнеры для ПЭТ-бутылок.

“НИЧЕГО ОТ ЭТОГО ДИВАНА НЕ ОСТАНЕТСЯ”

Подъезжает грузовик MAN. Из него выходят два сотрудника “Ремондис Саранск” в фирменной одежде. Светлана дает команду опустошить контейнеры с желтой крышкой, чтобы продемонстировать нам процесс.

– Два мусоровоза объезжают контейнерные площадки каждый день и забирают упаковку, – объясняет она. Со временем для сетчатых контейнеров планируют завести отдельную машину.

Всего в городском округе вывозят ТБО около двадцати мусоровозов. Они обслуживают контейнерные площадки многоквартирных жилых домов, контейнерные и бункерные площадки на территории частного сектора, а также контейнеры из камер мусоропроводов.

Компания работает также в трех районах Мордовии – в Атяшевском, Лямбирском и Старошайговском. Там налажен сбор и регулярный вывоз мусора. Система раздельного сбора отходов действует пока только в Саранске.

В комплексную услугу для жителей столицы входит, как описывает Светлана, ежедневный вывоз ТБО, в том числе – крупногабаритного мусора жителей (за исключением строительных отходов), вывоз упаковки и уборка площадки. Стоит эта услуга для жителей 265 рублей за кубометр отходов. Но расчет осуществляется не по факту, а по нормативу, а он – 1,7 кубометра на человека в год, включая крупногабаритный мусор (захоронение отходов на полигоне – это отдельная услуга, которую оказывает дирекция коммунального хозяйства и благоустройства Саранска; она стоит всего 11 рублей за кубометр).

– Крупногабарит вывозится на мусоровозах или в бункерах? – интересуется казахстанский гость.

– Так как пока еще никакой тут глубокой переработки нет (но она скоро появится), все собирается одним мусоровозом.

– Как, если диван вынесли, он в мусоровоз поместится?!

– Да без проблем! Наш мусоровоз сначала измельчит его в большие куски, а потом спрессует, и ничего от этого дивана не останется. Диван, шкафчик, холодильник…

– Холодильник не выкинут – это металлолом, – возражает Марат.

– Редко, но бывает. Все сломает, спрессует и отвезет пока на свалку, – уверяет Светлана и продолжает. – В чем позитив работы в Саранске? Есть поддержка в лице администрации. Здесь ГУКи (четыре городские управляющие компании, в которых, по оценке Бигессе, сосредоточено 80% жилого фонда столицы) не занимаются беспределом, как бывает в других городах. При поддержке администрации мы с ними договорились о схеме работы. Допустим, ни в коем случае на наши контейнерные площадки управляющие компании не должны приносить срезанные деревья, ветки. Если они занимаются благоустройством территории, то сами должны вывозить ветки. А наши контейнерные площадки – только для ТБО, только для жителей. И эти договоренности соблюдаются. И если вдруг происходят такие случаи, что большие кучи деревьев нам приносят, то по первому же сигналу нам удается решить проблему.

ЗАЧИСТКА И КОНТРОЛЬ: ПЛОЩАДКИ ОБЪЕЗЖАЮТ ТРИЖДЫ ЗА ДЕНЬ

– Мы каждый день приезжаем, как минимум, три раза на каждую контейнерную площадку, поэтому она у нас всегда чистая, – с энтузиазмом рассказывает Бигессе. – Почему три раза? Сначала приезжает мусоровоз, который мусор забирает. В экипаже – водитель и два грузчика. Грузчики не только опрокидывают контейнеры с мусором, они забирают весь крупногабарит, который там стоит. Вслед за мусоровозом, опять же по графику, как правило, минут через 30 – не позднее, подъезжает наша так называемая “газель зачистки”, потому что мы отвечаем за подметание, за чистоту площадки. Всего у нас задействовано семь “газелей”. В экипаже “газелей” – водитель и два или три уборщика, которые оснащены инвентарем. Они приезжают, все зачищают в радиусе пяти метров, подметают. Подбирают какую-то упаковку, если у кого-то сил не хватило донести до контейнера, и аккуратно складывают. Оставляют площадку чистой. И затем в течение дня обязательно приезжает один из двух наших мусоровозов, которые упаковку собирают. Естественно, все наши сотрудники опытные, которые у нас работают уже шесть лет, понимают всю ответственность задачи. И если они в течение дня приезжают на нашу площадку и видят какой-то беспорядок, конечно, водители выходят, подбирают, подметают.

Светлана описывает и дополнительные меры, которые принимает компания для того, чтобы на всех контейнерных площадках всегда было чисто. Так, водитель каждой “газели” снабжен фотоаппаратом. Его задача – сфотографировать площадку до и после “зачистки”. В конце смены (а всего их в “Ремондис Саранск” две: с 5:00 до 13:00 и с 14:00 до 22:00) фотографии со всех фотоаппаратов скачиваются на компьютер специального сотрудника отдела логистики. Его обязанность – их ежедневный просмотр.

Вдобавок к этому, в штате компании есть еще два логиста-мастера, которые в течение своей смены ездят по территории Саранска и визуально контролируют качество работы.

“ЗДЕСЬ НЕТ БЕСПРЕДЕЛА УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ”

– Почему вы стеклянную тару не собираете? – интересуюсь я у Светланы.

– За счет чего должен финансироваться раздельный сбор? Согласитесь, что раздельный сбор никак не должен финансироваться исключительно транспортирующей организацией за счет тарифа на вывоз. Почему в странах Европы – а к вашей информации, я почти 30 лет постоянно проживаю в Германии – развит раздельный сбор? Да потому, что там есть государственное, федеральное регулирование. Закон об ответственности производителя, закон об упаковке. И вся инфраструктура раздельного сбора в странах Европы финансируется за счет ответственности производителя. Здесь мы взяли на себя эту задачу.

Залезаем в микроавтобус. К нам присоединяется еще один участник – Артем Патрин, руководитель “Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами”. Едем дальше.

Руководитель “Ремондис Саранск” убеждена, что новый федеральный закон об обращении с отходами никак не стимулирует и не создает никаких условий для финансирования инфраструктуры раздельного сбора.

– Мы за наш счет установили 520 евроконтейнеров для сбора картона, пленки, 225 контейнеров сетчатых. Каждый контейнер стоит в среднем от 10 до 12 тысяч. Вы сами можете прикинуть, какие это затраты. Затраты на два мусоровоза, которые ежедневно это забирают. Это водители, грузчики, это топливо… Наши затраты на поддержание и содержание этой системы раздельного сбора однозначно выше одного миллиона в месяц. И все мы это делаем добровольно, исключительно из того же тарифа только на сбор и вывоз. Грустно, что это так. Хорошо, что у нас это получается. Но вообще-то так быть не должно.

– Там экономика нулевая, по-моему, - говорит кто-то из казахстанских ребят.

– Нулевая – в лучшем случае, – соглашается Артем.

Светлана уверяет, что им удается покрывать свои затраты сбытом вторсырья. Часто они даже оказываются в плюсе.

– Опять же почему мы это можем себе позволить? Потому что созданы очень благоприятные условия работы. Потому что жесткая вертикаль власти и регулирования здесь обеспечивает надежность для долгосрочного развития. Здесь нет какого-то беспредела управляющих компаний, который мы наблюдаем в Нижнем Новогороде и Дзержинске. То есть мы здесь комфортно себя чувствуем, и у нас в общем хороший результат работы. Результат позволяет нам финансировать и развивать этот социально важный проект для Саранска.

“ИМ ИНТЕРЕСНО В ЭТИ ДЫРОЧКИ КИНУТЬ БУТЫЛОЧКИ”

Заходит разговор про новые сетчатые контейнеры. Компания начала их устанавливать с 1 января этого года, и с тех пор, с радостью делится Бигессе, объемы собранных ПЭТ-бутылок растут на глазах. Хотя у населения была возможность выбрасывать их в контейнеры с желтой крышкой с 2012 года, пользовались ею немногие – большинство пластиковых бутылок оказывалось в контейнерах для мусора.

– Такой народ инертный, ленивый. А вот эти сетчатые открытые контейнеры просто притягивают людей. Им интересно в эти дырочки кинуть бутылочки.

Более того, как только “Ремондис Саранск” начал устанавливать сетчатые контейнеры, к ним стали поступать звонки и факсы от небольших частных управляющих компаний и жителей с просьбой поставить такой контейнер и у них. Компания, утверждает Светлана, выполняет такие просьбы моментально.

– Сейчас наша задача – лишь бы несли ПЭТ-бутылки. Чуть попозже начнем работать, чтобы отвинчивали крышки (в закрытых бутылках – воздух, поэтому мусоровозы не могут их спрессовать и перевозят очень небольшую массу – Idel.Реалии). Параллельно мы пропаганду усиливаем [за раздельный сбор отходов]. С конца прошлого года мы выпустили новый видеоролик. За все время работы мы уже выпустили три рекламных видеоролика. Почти ежедневно транслируем их по местным телеканалам.

– Все за ваш счет?

– Конечно, за наш счет. Это не считая инфраструктуры. Можете представить себе: мы ежегодно печатаем 10-20 тысяч брошюр для школьников, книжек-раскрасок для детей (посвященных раздельному сбору мусора – Idel.Реалии). Занимаемся просветительской работой со школами и детскими садами, пачками отвозим туда эти брошюры. Видеоролики производим, платим за их трансляцию. Скидки, конечно, предлагают, но все равно это недешевое удовольствие.

Жители Саранска уже понимают, как им повезло, что у них есть инфраструктура раздельного сбора, и начинают этим гордиться, считает Светлана.

– Сейчас у всех на слуху раздельный сбор, все только про это и говорят. Но большинство городов только говорят об этом и мечтают, а у нас он есть. Или проводятся федеральные экологические акции, экологические уроки во всех городах. Ну да, провели уроки. Многие ученики, школьники осознали и считают это важным, а дальше как им это на практике реализовывать? У нас это можно реализовать на каждой контейнерной площадке.

“ИНФРАСТРУКТУРУ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ДОЛЖНЫ ФИНАНСИРОВАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛИ”

Объезжаем и по очереди осматриваем несколько контейнерных площадок. Везде чистота. Ни соринки, ни запаха, ни голубей. При вылазке на очередную “мусорку” (на самом деле в саранских “мусорках” ничто, кроме содержимого серых контейнеров, привычные для казанцев мусорки, а точнее помойки, не напоминает) обнаруживаем черный мешок возле контейнеров. Светлана сама подходит, заглядывает внутрь – там трава, которую оставил дворник.

– Травку собрал. Сил не хватило положить в контейнер для мусора.

Светлана буквально обрушивает на нас поток практической информации.

– Это не есть позитив, что на федеральном уровне до сих пор не созданы условия для финансирования раздельного сбора. А для стекла надо ставить отдельную емкость, – возвращается она к моему вопросу. – Как правило, в Европе оно собирается в больших металлических контейнерах, тяжелых, которые потом крюковым захватом забираются. Но опять же представить себе, что исключительно за счет перевозчика финансировать еще и эту инфраструктуру для раздельного сбора стекла, закупать этот парк контейнеров, парк мусоровозов – это был бы уже, конечно, перебор.

Серьезную систему раздельного сбора стекла можно организовывать, только если будет федеральное законодательное регулирование, и финансирование должно быть исключительно за счет платежей производителей. По-другому быть не может.

И следующий вопрос. Даже если бы сейчас имели такую систему, куда потом это стекло?

– У вас есть переработка-то? - спрашивает Артем.

– Здесь есть заводы, которые перерабатывают стекло, но они не перерабатывают такой стеклобой. А ведь для того чтобы такой стеклобой переработать, нужны сначала мощные линии сортировки этого стекла, которые этот стеклобой рассортируют по цвету. Этой инфраструктуры переработки нет. А везти это стекло, которое мы за свой счет собрали, еще за 500 километров куда-то…

– Мы просчитывали для Нижнегородской области. Нам надо отвезти на 30 километров – мы даже транспортировку не покрывали, – делится Артем и переводит тему на опасные отходы. – Светлана, по поводу батареек и ртутных ламп. Я так понимаю, все идет в общий контейнер? Не планируете ничего?

– Здесь в крупных торговых центрах организован сбор. Но это опять та же самая тема. Эта инфраструктура должна финасироваться производителями!

Нынешняя ситуация в России, как признают участники нашего “мусорного тура”, осложняется необходимостью иметь лицензию на сбор и транспортировку батареек и ртутных ламп. Поэтому некоторые торговые сети данную деятельность приостановили.

– У нас некоторые компании, которые транспортируют ртутные лампы, умудрялись закидывать их в Икеа, в их контейнера, – говорит Артем.

– Россия..., – объясняют казахстанцы.

Продолжение "Мусорного тура" по Саранску следует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG