"Неприязни к Хамитову нет. Есть недовольство его руководством"

Лидер общественной организации "Башкорт" Фаиль Алсынов

Фаиль Алсынов и Руслан Габбасов — руководители общественной организации "Башкорт", одного из крупнейших национальных движений Башкортостана. "Idel.Реалии" удалось поговорить с Алсыновым о башкирском языке, Рустэме Хамитове, потере суверенитета республикой, татарских национальных движениях и главной ошибкой башкир за последние 25 лет.

О БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

— Не так давно главе Башкортостана вынесли представление прокуратура о невозможности навязывания башкирского языка в школах. Что думаете об этом?

— Прокуратура вынесла представление главе Башкортостана не по преподаванию государственного языка, который по Конституции России и Башкортостана является обязательным для изучения в нашей республике, а по преподаванию родного языка. Как утверждает Прокуратура есть факты навязывания изучения башкирского языка как родного.

Мы считаем, что если родной язык для кого-то ученика не башкирский язык, а, например, татарский или чувашский, то он, конечно, может выбрать свой родной язык, но государственный башкирский язык должен учить как обязательный предмет. Это не обсуждается.

— Башкирский язык не обязательный для изучения в школах?

— По Конституции России наша страна состоит не только из областей, но и из республик — по-другому государств, которые имеют право устанавливать свои государственные языки на своей территории. Этим правом Башкортостан воспользовался в 1999 году.

Сейчас в нашей республике два государственных языка (башкирский и русский) и оба они изучаются в обязательном порядке. Вот только на изучение русского языка выделяется больше часов, чем на изучение башкирского, хотя оба языка считаются равноправными и ни один из них не ставится выше другого. То есть оба языка должны изучаться в равной мере. И повторяем еще раз — в обязательном порядке!

Вот уже седьмой год Башкортостаном управляет крайне непопулярный среди жителей республики Хамитов

— В Татарстане уже много лет такого же добиваются некоторые общественные организации, близкие или являющиеся русскими националистами. Пока у них этого не получается. Почему в Башкортостане удалось это и как это произошло?

— Вот уже седьмой год Башкортостаном управляет крайне непопулярный среди жителей республики [Рустэм] Хамитов. Он показал себя непоследовательным, быстро меняющим свои взгляды человеком. Он боится любой, даже мнимой угрозы стабильности его управления.

Этим воспользовались некоторые граждане, взгляды которых как шовинистическими назвать и нельзя. Пренебрегая законами, не смотря на статьи Конституции РФ и РБ, они кричат везде о принудительном изучении школьниками башкирского языка, о непосильной нагрузке для детей.

Некоторые из них прямо говорят, что это язык отсталый и пусть он изучается только в быту, но никак ни на государственном уровне. Хамитов не проявляет твердости в этом вопросе. Он оставляет его в подвешенном состоянии, что еще больше позволяет крикунам нагнетать обстановку в республике.

О РУСТЭМЕ ХАМИТОВЕ И ИНСТИТУТЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА

— Судя по тому, что я читала, ваша организация отрицательно относится к главе республике Рустэму Хамитову. В описание вашей группы во "ВКонтакте" было (на момент составления вопросов) написано: "Хамитов ведет антибашкирскую политику против коренного населения Республики Башкортостан". Как это проявляется и почему он вызывает у вас неприязнь?

— Неприязни к Хамитову нет. Есть недовольство его руководством. За все то время, что он находится у власти, республика скатилась по всем показателям вниз. Очень серьезно подвергается давлению башкирская общественность.

Встреча Владимира Путина и Рустама Хамитова в Кремле. Фото: Пресс-служба президента России

​Возникает такое чувство, что Хамитов призван в республику уничтожить все то, что годами создавалось при прежнем президенте Рахимове. Он не смог отстоять должность президента республики и быстро сменил на главу. Он позволяет во всех СМИ коверкать название республики Башкортостан, называя Башкирией, упорно не хочет устанавливать памятник отцу-основателю башкирской республики Ахмет Заки Валиди. При нем началось преследование башкирской общественности, в том числе и по уголовным делам, началось откровенное ничем не прикрытое выдавливание башкир со всех постов. Отсутствие какой либо четкой позиции по отстаиванию прав республики перед центром. Это и многое другое и делает таким не популярным нынешнего главу республики.

Сейчас Всемирный курултай башкир не пользуется поддержкой среди башкир

— В Татарстане национальные движения и обычные граждане активно защищали институт президенства. Почему в Башкортостане не получилось его сохранить?

— На то момент, когда стоял вопрос о смене названия "президент" и замене его на "глава", вся башкирская общественность была против. Она понимала, что, убирая название "президент", понижается статус республики. И только не дальновидные утверждали, что если убрать это название, ничего не изменится.

Преступную позицию занял Всемирный курултай (конгресс) башкир, который не стал отстаивать это название и с легкостью не только согласился на смену, но и сам предложил несколько вариантов башкирского названия "главы". Это сейчас Всемирный курултай башкир не пользуется поддержкой среди башкир, так как своим действиями и бездействиями только настроили против себя башкирский народ, а тогда его авторитет был высок и с ним не стали спорить.

Конечно, башкирская общественность пыталась отстоять институт президенства, проводили пикеты и митинги, но так как сам Хамитов был за смену названия, то он и продавил этот вопрос.

О ПОЛНОМОЧИЯХ

— В Татарстане за 25 лет со дня принятия Конституции, в ней изменилось многое — республика с каждой редакцией теряет свои полномочия и особенности. Что с Конституцией Башкортостана?

— Также как и во всех республиках, в Башкортостане с приходом Владимира Путина Конституция Башкортостана была по требованию центра приведена в соответствие с Конституцией России. Были исключены многие статьи и пункты, которые делали нашу республику экономически и политически независимой. Исключили понятие "суверенитет" из Конституции. Была исключена такая важная статья, что все природные богатства республики принадлежат его многонациональному народу. У республики забрали многие статьи, позволяющие оставлять налоги внутри своего региона. Естественно, это не прибавляет оптимизма — республика все больше становится зависимой от центра.

Мы за то, чтобы такой договор был вновь подписан между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией.

— В Татарстане скоро истекает срок действия договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и республикой. В Башкортостане такой договор был, если он сейчас? И что вы вообще можете об этом сказать?

— Договор о разграничении полномочий и предметов ведения в свое время был подписан между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией, но к сожалению, бывший президент республики Рахимов не смог продлить его. Это, естественно, сказывается на статусе республики.

Чтобы наша страна соответствовала названию Федерация, все ее субъекты должны быть равноправными между собой и отношения между ними должны регулироваться договорами. Естественно, мы за то, чтобы такой договор был вновь подписан между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией.

О "БАШКОРТЕ"

— Расскажите немного о самой вашей организации? Сколько человек входит, есть ли представительства в районах, когда появилась и т.д.

— Башкирская общественная организация "Башкорт" была создана в 2014 году, на сегодняшний день это одна из самых крупных башкирских национальных организаций в республике. Организация имеет три филиала в районах, активно пропагандирует здоровый образ жизни, привлекает молодежь к занятию спортом, организовывает культурно-массовые мероприятия и акции по защите башкирского языка, культуры, истории и ее природы. Также участвует в общественно-политической жизни республики.

Дни башкирской молодежи в этом году

— Современному Башкортостану необходимо сейчас национальное движение? Кто вас поддерживает — молодежь или люди старшего возраста?

— Башкирскую общественную организацию "Башкорт" принято считать молодежной организацией, но это не так. Сегодня нашу организацию поддерживает не только башкирская молодежь, но и более взрослое поколение, в том числе и башкирская интеллигенция и аксакалы.

О нас запрещено упоминать в СМИ, нам отказывают в разрешении проведения акций

Мы поднимаем обширные проблемы перед властью и требуем ответов, а эти проблемы касаются всех — от мала до велика. Так, наша организация провела 10 декабря 2016 года Съезд башкирского народа, на который съехались со всех уголков республики недовольные нынешним положением вещей жители.

Это была совсем не молодежь. В основной своей массе это было взрослое поколение. На этом Съезде было вынесено недоверие главе Башкортостана Рустэму Хамитову. Естественно это не нравится властям и они стараются максимально блокировать нас от общества.

О нас запрещено упоминать в СМИ, нам отказывают в разрешении проведения акций, нам всячески мешают с помощью административного ресурса проводить свои мероприятия. Стараясь максимально нейтрализовать организацию, на руководителей организации было заведено уголовное дело, которое длится уже два года. Но не смотря ни на что, наша организация работает, число наших сторонников растет, акции наши собирают большое число сторонников.

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ ТАТАРСТАНА

— Как вы относитесь к национальным движениям Татарстана?

— К национальным движения Татарстана мы относимся, как к защитникам прав и свобод своей республики. Проблемы наших республик схожи. Нам, например, близки требования татарской общественности установить памятник защитникам Казани при осаде города в 1552 году войсками Ивана Грозного. Есть памятник воинам погибшим при взятии Казани, а тем кто оборонял нет. Это же не справедливо. Защита родного языка также сближает наши народы, что у нас в республике, что в Татарстане, идут нападки на языки титульного народа.

Фаиль Алсынов

Но есть, конечно, и противоречия. Например, выступая за обязательное изучение татарского языка в Татарстане, некоторые представители татарской общественности, проживающие в Башкортостане, выступают против обязательного изучения башкирского языка в нашей республике. Эти двойные стандарты не способствуют взаимопониманию между нашими народами.

— Не так давно Всетатарский общественный центр предложил сделать татарский — третим государственным языком Башкортостана и передать часть территорий вашей республики Татарстану. Что вы об этом думаете?

— Особенно недопустимы заявления от соседей о попытке отсоединения северо-западных районов Башкортостана и присоединения их к Татарстану. Мы считаем, что такие заявления провокационными, они не идут от сердца самой татарской общественности. Они вложены в них различными силами, которым выгодна постоянная и не утихающая распря между нашими народами. Дело в том, что если наши республики объединятся в защите своих суверенных прав, то центру будет намного сложнее диктовать свою позицию.

Пока же башкиры с татарами спорят, можно проводить разрушительную для наших республик политику. Так, сейчас идет беспрецедентная атака на башкирский государственный язык. Министерство культуры молчит, Всемирный курултай башкир как всегда занял позицию страуса, боясь открыто встать на защиту башкирского языка. Башкирская общественность своими силами отстаивает свой родной язык. Татарская общественность республики также молчит, либо на фоне этих действий громко кричит о третьем государственном языке — татарском.

Республика Башкортостан историческая родина башкирской нации и только здесь она может реализовать свое право на самоопределение, а значит и язык здесь государственный башкирский. В Татарстане это татарский и никто это не оспаривает. Но ведь если уберут башкирский язык как государственный у нас в республике, то автоматически это произойдет и в Татарстане. Неужели это так трудно понять?

О ПРЕСЛЕДОВАНИИ

— В Татарстане за последние несколько лет прошло множество громких судебных процессов против активистов национального движения. Как к вам относятся в Башкортостане?

Сегодня конечно не 37-й год и никого не расстреливают, но посадить, как мы видим, могут очень легко, либо испортить карьеру уголовным делом.

— Да, мы следим за событиями в Татарстане и видим, что давление на татарское национальное движение усилилось. Посадили Рафиса Кашапова, дали условный срок Фаузие Байрамовой, началось уголовное преследование Даниса Сафаргалиева и Наиля Набиуллина. Это печально и это настораживает.

Но и в Башкирском национальном движении происходят те же самые процессы. Посадили во второй раз Айрата Дильмухаметова, завели уголовное дело против известного башкирского общественника и религиозного деятеля Сагита Исмагилова, как мы уже указывали выше, против руководителей нашей организации БОО "Башкорт" завели уголовное дело и длится оно уже второй год. Это говорит о том, что если появляются такие люди, которые не вписываются в ту систему, что сегодня установилась в наших республиках, то от таких людей пытаются избавиться. Сегодня конечно не 37-й год и никого не расстреливают, но посадить, как мы видим, могут очень легко, либо испортить карьеру уголовным делом.

— В конце зимы у вас в офисе прошли обыски. Расскажите, с чего все началось и чем в итоге закончилось?

— Обыски в нашем офисе, которые прошли этой зимой как раз и связаны с уголовным делом Сагита Исмагилова. По его уголовному делу проходили обыски в здании, где располагался его офис, в том же здании находился и офис нашей организации. Соответственно, обыск прошел и у нас. Но ничего не изъяли, все оставили на месте.

— И в заключении. Как вы считаете, какая главная ошибка башкир, как нации, в 90-е и 00-е годы?

— Ошибок было много, но и сделано было много для республики. Самая главная ошибка — не была сохранена преемственность власти, а значит и курс, по которому развивалась республика. Не было обновления, была только боязнь всего нового для привычного курса Рахимова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​