"Казань нам ничего не привозит"

I учредительный съезд Всетатарского общества краеведов

В конце минувшей недели (24-25 марта) в Казани прошел I учредительный съезд Всетатарского общества краеведов. Эта новая организация должна объединить под своим крылом всех краеведов, занятых изучением истории татарских населенных пунктов.

В работе съезда приняло участие около 200 краеведов из 33 трех регионов России. В некоторых регионах компактного проживания татар уже созданы самостоятельные краеведческие объединения.

По итогам двухдневного мероприятия было принято решение по поводу названия организации, а также был избран руководящий орган – Совет, председатель и его заместители. От каждого региона, представленного на съезде, в Совет был избран один представитель. Исключение было сделано только для краеведов Татарстана (три представителя) и Башкортостана (два представителя), как республик с большой долей татарского населения.

Председателем Всетатарского общества краеведов стал саратовский бизнесмен и известный татарский меценат Камиль Аблязов. Заместителями избраны – казанские историки Дамир Исхаков, Альберт Бурханов и уфимский этнолог Ильдар Габдрафиков.

В кулуарах съезда мы пообщались с его участниками, приехавшими с разных уголков РФ. Попросив их перечислить наиболее крупные татарские села в их регионах, мы попутно расспросили, чем же живут соотечественники и что их волнует.

ФАРИД ШАРИЯЗДАНОВ, САМАРА

– Я приехал из села Старо Ермаково Камышлинского района Самарской области. В нашей области к числу самых больших татарских сел я бы отнес село Камышлы, Старо Ермекеево, откуда я приехал, и село Гали (Алькино) Похвистневского района.

Фарид Шариязданов

Разумеется, нас прежде всего волнует проблема сохранения нашего языка и культуры. Мы гордимся, что несмотря на то, что живем в окружении других народов, мы успешно сохраняем свой язык и свое самосознание. К сожалению, в последние годы в школах пошла тенденция отмены изучения родного языка. Но слава Богу, нам пока удается отстоять свои позиции. И мы смогли даже восстановить изучение предмета татарского языка в 4-5 школах нашего района, там, где они были ранее отменены. Относительно тематики сегодняшнего мероприятия могу сказать, что мы также прилагаем все усилия для сохранения нашей истории. К примеру, совсем недавно я выпустил книгу "История села Старо Ермаково", посвященную истории моего родного села и нашего края.

ИЛЬДУС ХУЗИН, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

– Я приехал из города Красноуфимска Свердловской области. В числе наиболее крупных из известных татарских сел я бы выделил село Азигулово Артинского района. C начала XX века это село стало своеобразным культурно-образовательным центром для татарского населения, проживавшего в радиусе 20-30 км. Здесь в начале века располагалось медресе, затем его сменила средняя школа.

Ильдус Хузин

В Екатеринбурге выпускаем газету "Саф чишмә" на татарском и русском языках. За последний год я и сам публиковал статьи, рассказывающие об истории татар нашей области, и посвящены они топонимике татарских сел и городов. Но, несмотря на это, я с горечью вынужден заметить, что наши соседи – башкиры работают куда лучше в этом направлении. Вот совсем недавно были выпущены огромным тиражом большие книги, посвященные истории племени "Кошчы" (речь идет о многотомнике "история башкирских родов", выпускаемых фондом "Урал" экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова). Их привезли на автомобилях в наши татарские села и раздавали всем желающим. А ведь идейная начинка этих книг направлена на на то, чтобы мы забыли о своем татарском происхождении и самосознании. А где работы наших ученых? Татарстан ничего нам не привозит? Вот что обидно.

ГАЛИ ГАТАУЛЛИН, БАШКОРТОСТАН

– Я приехал из Буздякского района Республики Башкортостан. Трудно выделить какие-то крупнейшие татарские села в нашем регионе, ведь весь запад республики Башкортостан – это зона сплошного компактного проживания татар. Поэтому практически каждый районный центр в этой зоне – это татарское село. То есть к их числу можно отнести такие села как Буздяк, Кушнаренково, Чекмагуш, Шаран, Янаул.

Гали Гатауллин

В числе наиболее наболевших проблем я бы выделил проблему сохранения нашего родного языка и нашей истории. Ведь татар в Башкортостане больше 1 млн. человек, поэтому для нас это весьма болезненные проблемы. В то же время нас усиленно пичкают пропагандой о том, что татар в Башкортостане нет, мол мы все только отатарившиеся башкиры. И что мы не коренной народ, а всего лишь какие-то пришлые люди на чужой земле. Мы, краеведы, стараемся восполнить этот пробел и донести до людей нашу подлинную историю. Но наших усилий в этом направлении крайне недостаточно. И в этой полемике мы пока только на втором плане.

Тираж получился крайне мизерным, и мне с трудом удалось достать эту замечательную книгу

Вот, к примеру, в недавнем прошлом в свет вышел I том "Истории татар западного Приуралья", которую татары Башкортостана ждали долгие годы. В этой книге уже опровергнуты многие мифы о якобы пришлом характере татарского населения на территории нынешнего Башкортостана. Но тираж получился крайне мизерным, и мне с трудом удалось достать эту замечательную книгу. Многие просто не подозревают о ее существовании. Я понимаю, что, видимо, просто банально не хватило денег. Конечно, её электронный вариант имеется в интернете, но хотелось, чтобы такого рода книги распространялись большими тиражами. В то же время книги из многотомника "История башкирских родов" выпускаются огромными тиражами и распространяются среди татарского населения. Про их содержание и говорить не стоит, все и так знают. И это не может не огорчать нас.

ТАТАРСКИЙ АНАЛОГ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Всетатарское общество краеведов – это некий "татарский" аналог Российского исторического общества (РИО). Только если РИО – это сугубо официозное объединение, руководят которым далеко не последние люди в нынешней политической системе, то татарское краеведческое общество – это по сути объединение опытных краеведов, построенное на горизонтальных связях, четко осознающих свою миссию сохранения исторической памяти своего народа.

Всетатарское общество краеведов и его региональные структуры созданы прежде всего с целью координации общей деятельности татарских краеведов, создания общей площадки, где они могли бы обмениваться информацией, результатами своих работ в архивах и получать консультации профессиональных историков.

В числе первых представителей национальной интеллигенции, осужденных по политическим статьям в годы сталинских репрессий, были именно краеведы

Краеведение – "несистемная" история, ведь краеведы никому не подчинены и работают, только руководствуясь своими внутренними убеждениями. Именно поэтому краеведение невозможно в тоталитарных и жестко авторитарных государствах. Не случайно в числе первых представителей национальной интеллигенции, осужденных по политическим статьям в годы сталинских репрессий, были именно краеведы. Ведь главным их "преступлением" было то, что они пытались изучить и заодно донести до своего народа его историю, не оглядываясь на официальные лейкала.

ЧТО СЛУЧАЕТСЯ ПРИ ПОТЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Актуализация краеведческого движения на сегодняшний день связана прежде всего с двумя существенными моментами.

Как известно, национальное самосознание базируется на многих факторах, в первую очередь, на родном языке и исторической памяти. Учитывая то, что татары (впрочем как и другие коренные народы РФ), особенно за пределами Татарстана, стремительно теряют свой родной язык, то именно историческая память, формируемая, в том числе, и локальной историей, это та соломинка, за которую можно удержаться всей татарской этнонации. Особенно это актуально в связи с тем, что в наше время нередки политические спекуляции, когда татар объявляют диаспорой на тех территориях, где они издавна проживали и поэтому являются коренным народом.

В качестве живого примера мы здесь можем привести опыт постсоветской истории Башкортостана, где именно под псевдоисторические спекуляции в начале 90-х годов в публичном пространстве на полном серьезе звучали призывы о депортации татар с территории Башкортостана. Обосновывалось это тем, что татары (второй по численности этнос Башкортостана) являются пришлым населением, якобы незаконно занявшем земли башкирского народа.

ПОЧЕМУ МОЛОДЕЖЬ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ КРАЕВЕДЕНИЕМ

Нередко люди, плохо знакомые с особенностями краеведческой деятельности, часто сокрушаются, что среди краеведов мало представителей молодого поколения, а всё больше пенсионеры. Обвинять саму молодежь в этом не только бессмысленно, но и несколько лицемерно, ведь реальность такова, что основная часть молодежи занята одним – зарабатыванием денег. А краеведение – это дело, отнимающее массу сил и личное время, не приносящее никаких материальных доходов. Поэтому такую "роскошь" могут позволить себе только альтруисты уже весьма немолодого возраста.

ГДЕ ДЕНЬГИ?

Создание Всероссийского объединения татарских краеведеов – это инициатива историков и активистов татарских общественных организаций, исходящая снизу. Это в корне отличает его от типичных "сабантуйных" мероприятий, проводимых Всемирным конгрессом татар и органами исполнительной власти республики Татарстан, эффективность которых уже давно вызывает сомнения как у экспертов, так и самих членов татарских общественных объединений. Неучастие государства в этом чрезвычайно важном и серьезном деле, с одной стороны, дает некоторый иммунитет от совершенно излишнего бюрократизма, но с другой, ставит под сомнение вопрос о финансировании деятельности новой организации.

Речь не идет о слишком больших суммах ( к примеру, годовое содержание журнала "Туган як" обойдется примерно в районе 1 млн. рублей), но всё же это немаловажный вопрос. Что касается издания многотомника по истории татарских населенных пунктов как Татарстана, так и в субъектах РФ – то несомненно это финансовая прерогатива республики Татарстан, которая несет ответственность и за судьбу своих соотечетсвенников, проживающих вне пределов республики.

Наряду с этим открытым остается вопрос о финансировании другого весьма важного проекта для всего татарского мира – многотомника "История татар Западного Приуралья". Напомним, что данным проектом занимается Институт истории АН РТ, и первый том уже выпущен. Однако судьба дальнейших томов остается пока в подвешенном состоянии - именно из-за нерешенного вопроса об источнике их финансирования.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​