Уютная и безработная Сызрань

Индустриально развитая Сызрань со 175.000 жителей, основанная в 1683 году, – необычный город для Среднего Поволжья. Крупные города с мощной экономикой здесь либо являются столицами регионов, либо новыми промышленными городами, построенными в советское время практически с нуля. Уникально положение Сызрани и в Самарском регионе. Самарская область крайне моноцентрична, подавляющая часть населения и экономического потенциала сосредоточена в пределах Самарско-Тольяттинской агломерации. За её пределами в регионе есть только один достаточно крупный населённый пункт с населением более 100.000 жителей. Это Сызрань, город с закрывшимися заводами и любящими малую родину жителями.

Основанная 333 года назад Сызрань – город с богатой историей, одно из ранних поселений-крепостей в регионе. "Исторический статус" города подтверждает наличие в нём Кремля. Первый семибашенный Кремль был выстроен из дерева и в целом не сохранился, но осталась Спасская башня, и сегодня привлекающая туристов.

Подлинный расцвет Сызрани был связан, однако, не с военной функцией, а с торговой. Расположенный на берегу главной транспортной артерии региона – Волги, и окружённый землями плодородного Поволжья, город стал одним из центров торговли хлебом уже в 1700-х годах. В конце XVIII века Сызрань, бывшая тогда четвёртой в стране по выработке зерна, стала уездным городом. Причём в составе Сызранского уезда была и заштатная Самара. К концу XIX века значение Сызрани ещё больше укрепилось. Толчком к этому стало строительство железной дороги: именно под Сызранью был построен первый на Средней и Нижней Волге мост через реку.

Несмотря на страшный пожар 1906 года, богатое и многочисленное сызранское купечество оставило целые кварталы характерной исторической застройки. Сегодня они являются, пожалуй, главными факторами привлекательности Сызрани для туристов. Купеческие дома на отдельных улицах составляют непрерывные ансамбли, а их масштаб и общий вид не уступает историческом улицам купеческой Самары.

Исторический центр города, который и интересует туристов, выглядит сегодня вполне привлекательно. Он несёт следы благоустройства: в некоторых местах установлены скамейки, красивые декоративные ограждения, а названия улиц в центре даже продублированы на английский язык. Сама купеческая застройка, постройки Кремля, крупнейшие соборы зачастую также находятся в надлежащем состоянии.

Туризм в городе с такой богатой историей и сохранившимися массивами исторической застройки – очевидное направление диверсификации экономики. Одно из важнейших направлений развития – туризм выходного дня, рассчитанный на визиты самарцев. Так, в этом году между Самарой и Сызранью было запущено сообщение на высокоскоростных речных судах на подводных крыльях, рассчитанное именно на таких туристов.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР

В Поволжье немало городов с богатой историей, к сегодняшнему дню ставших относительно небольшими райцентрами. Пережив расцвет в XIX веке, в XX столетии они оказались вдали либо от новых транспортных магистралей, либо от основных промышленных районов, не получили достаточного индустриального импульса развития. Так произошло, например, с Чистополем или Бугульмой. Судьба Сызрани в советское время сложилась иначе. И именно это определило не только современное, довольно весомое положение города в регионе, но и его основные проблемы.

Превращение Сызрани в один из промышленных центров началось ещё в довоенные и даже дореволюционные годы. До революции этому способствовала, в частности, железная дорога. А сразу после революции началась добыча горючих сланцев и нефти. Город даже стали называть "Вторым Баку".

Следующим индустриальным импульсом стала эвакуация промышленных предприятий с запада страны в город в военные годы. Всем известна роль Куйбышева не только как "второй столицы", но и как крупнейшего эвакуационного центра СССР. Однако, в Куйбышевской области эвакуированные заводы принял не только региональный центр. Промышленный потенциал Сызрани в годы войны вырос в несколько раз. Тогда же был основан и Сызранский нефтеперерабатывающий завод, ныне принадлежащий "Роснефти".

В послевоенные годы сызранская промышленность продолжила развиваться. Одним из новых предприятий стал с недавних пор печально знаменитый "Пластик" – некогда крупнейший в Европе завод по производству пластмассовых изделий, бывший одним из градообразующих предприятий. Именно ситуация последних месяцев и лет на "Пластике" привела к распространению настроений из разряда "Сызрань умирает".

"Главная проблема у нас в городе – нет работы, – говорит старожил города Анна Борисовна. Она родилась в 1945 году и почти всю послевоенную историю развития города видела своими глазами, – Я не идеализирую прежние времена. Но сколько тогда было промышленных предприятий в Сызрани? И сколько из них закрылось в 1990-е и 2000-е? Это не моя ностальгия, это факт. Из-за этого молодёжь и уезжает отсюда."

ПОГИБШИЙ "ПЛАСТИК"

Завод "Пластик", входивший в самарскую бизнес-империю "СОК", в своё время был одним из крупнейших поставщиков автокомплектующих на "АвтоВАЗ". Он обеспечивал работой почти 6 тысяч сызранцев. При общем населении города в 175.000 человек – огромная цифра.

В 2006 году, в процессе "развода партнёров", завод отошёл группе компаний "Криста". Примерно в те же годы централизация страны активно разворачивалась в Самарской области вообще, и в Тольятти в частности. "Ростехнологии" активно укрепляли влияние на "АвтоВАЗе", где сменялись поставщики. Само новое руководство "Пластика" проводило странную финансовую политику: предприятие брало банковские кредиты под рыночный процент, и при этом выдавало займы под более низкий процент другим структурам, входящим в группу компаний "Криста". К моменту перехода "Пластика" под контроль нижегородского "Автокомпонента" в 2014 году кредитные обязательства предприятия достигали порядка 4 млрд рублей.

После этого предприятие продержалось недолго. 10 ноября 2016 года бывший крупнейший по своему профилю завод в Европе встал. Дальше начался демонтаж оборудования – судьба "Пластика" решена окончательно.

БУДУЩЕЕ ГОРОДА

В одном из сызранских антикафе за настольной игрой молодая пара. 28-летняя Екатерина – коренная сызранка. Уже 9 лет она работает инженером на заводе "Тяжмаш", одном из немногих оставшихся в строю крупных промышленных предприятий города. С ней 28-летний украинец Александр. Он переехал в Сызрань из Кривого Рога 6 лет назад, когда познакомился с Екатериной по интернету, и устроился на работу также на "Тяжмаш". Екатерина и Александр, наверное, и есть будущее Сызрани: они молоды, работают на важнейшем предприятии города и не собираются его покидать.

Продавать мобильные телефоны не все хотят

"Конечно, молодёжь сейчас уезжает, – говорит Екатерина, – работы нет, поэтому уезжает. Почти все крупные предприятия закрыли. А работать продавцами-консультантами, продавать мобильные телефоны не все хотят. Я бы, например, не пошла."

Молодые люди не считают, что между Самарой и Сызранью существует большая разница. Но новым поколениям есть куда уезжать и за пределами региона:

Врачей у нас вообще много уезжает из города. Это большая проблема для всех

"Уезжают больше, по моим ощущениям, сразу в Москву или Питер. Нет особого смысла ехать в Самару, там всё также. Многие уезжают сразу после школы. У нас учиться особо негде. Есть филиалы. Я закончила механический факультет сызранского филиала СамГТУ и работаю, в общем-то, по специальности. Но если хочешь другие профессии, то у тебя проблемы. Экономический (филиал СГЭУ в Сызрани – прим. "Idel.Реалии") – после него работу не найдёшь. В медицинский у нас идут, мне кажется, только если с детства очень хотят стать врачом. Врачей у нас вообще много уезжает из города. Это большая проблема для всех. Врачам сейчас при переезде в сельскую местность дают дом, подъёмные. Поэтому сейчас в городе врачей нет – все уехали в районы и деревни."

Помимо слабого образования и трудностей с элементарным поиском рабочих мест в городе, где закрылись многие крупнейшие предприятия, есть и другая проблема. Она стандартна для российской глубинки – это низкие зарплаты. Екатерина продолжает:

Я работаю на заводе уже лет 9 и я даже 20 тысяч не получаю. При том, что я инженер с высшим образованием

"Средние зарплаты у молодёжи от 15 до 20 тысяч. Где-то было написано, что у нас на "Тяжмаше" средняя зарплата 40 тысяч. Это конечно неправда, очень большая неправда. Я работаю на заводе уже лет 9 и я даже 20 тысяч не получаю. При том, что я инженер с высшим образованием. Есть у нас такие должности на определённом оборудовании, или если связи есть, можно получать и 40-50 тысяч на предприятии, но это единичные случаи."

Однако в Сызрани многие столкнулись с более серьёзными проблемами, чем низкие зарплаты. Это те, кто попал под массовые увольнения с того же "Пластика" или других закрывшихся в последние годы заводов:

"На "Пластике" работало много людей, даже если по знакомым смотреть. У меня родители там работали. Это было мощное предприятие. Когда закрылся "Пластик", не знаю, какими силами и куда рабочих трудоустраивали. Часть пришла к нам на завод. У нас вообще есть на заводе такая практика. Например, когда беженцы из Украины приехали, их без проблем устраивали. Видимо, изыскивают какие-то резервы, пока есть куда трудоустраивать – пара заводов же осталась. Но если НПЗ и "Тяжмаш" закроются, то город закроется."

Екатерина и Александр – единственные посетители антикафе, несмотря на воскресный день. Город не самый большой и не самый маленький, в нём есть развлечения, есть где провести свободное время:

Есть оркестр, хор. Много концертов, литературные вечера. Есть кинотеатр, но он всего один

"Многие говорят, что в городе делать особо нечего. Но если человек ищет, чем заняться, он находит. У нас драматический театр, например, очень хороший, и туда, кстати, очень много народу ходит. Есть оркестр, хор. Много концертов, литературные вечера. Есть кинотеатр, но он всего один, из-за этого нет конкуренции. Поэтому там заламывают цены, как в Самаре, кажется сейчас 350 рублей на премьеры, а само помещение холодное, сидишь на каких-то стульях.

Мы ходим, например, в антикафе поиграть в настольные игры, но тут собирается не много людей. Больше ходят наверное в бары, хотя такой проблемы, как массовый алкоголизм, в Сызрани вроде бы нет."

Несмотря на отдельные недостатки, из Сызрани уезжать молодые люди не собираются:

"Мы не хотим уезжать из Сызрани. Зачем? Мы хотели когда-то переехать в Украину, но потом там всё это началось, и мы уже конечно туда не поехали. А сейчас уже не хочется никуда, вроде тут живём нормально. Как в большой деревне – все друг друга знают. Если есть работа – почему бы и не жить тут."

Группа семиклассников проводит воскресный день в пиццерии по соседству.

– Вы хотите остаться жить в Сызрани?

– Нет конечно, – смеются школьники.

– А если нашли бы тут нормально оплачиваемую работу?

– Тогда я бы наверное остался. У нас хороший город, – изменяет позицию один из учеников.

Другие тоже задумываются, и однозначное "нет" уже не говорят.

Уютная и безработная Сызрань

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​