Что вы знаете о Волжске? Первое, что приходит в голову человеку, который хотя бы знает, что Волжск – это второй по величине город республике Марий Эл и находится рядом с Татарстаном, – это криминал, ОПГ, наркотики, мебельные и холодильные производства и бумажный комбинат. Сегодня Волжск – это периферия Марий Эл, брошенный своими же властями город без цели и без хозяина. Корреспондент "Idel.Реалии" побывал в городе на Волге и постарался разобраться в его новейшей истории.
Жизнь в городе течёт медленно и серо. Серости добавляют фасады зданий, выгоревшая трава, грязь и мусор. На дорогах нет разметки, а на тротуарах – асфальта. Он после дождя сошёл вместе с пылью. Для редких проезжающих через город или тех, кто приезжает к родственникам на выходные, город буквально воняет. Дело в том, что тут располагается когда-то один из крупнейших бумажно-целлюлозных комбинатов СССР. Сегодня завод тоже работает и даже обеспечивает сотрудников довольно высокой для города заработной платой.
Что может быть интересного в городе, оставленного республиканскими властями на произвол судьбы? Надежда. В таких городах только она и спасает...
В 2002 году о Волжске заговорили федеральные СМИ. Это случилось не в первый раз, но до этого все новости были только об очередной бандитской перестрелке или суде над главарями ОПГ. В тот год новость была шокирующей – 55-тысячный город захотел отделиться от дотационной Марий Эл и примкнуть к процветающему Татарстану. Местные активисты оповестили об этом администрацию, но поддержки не нашли.
Несмотря на то, что референдум проводить отказались, волжане продолжили говорить о желанном "переезде" в Татарстан. С тех пор прошло 14 лет. В сознании волжан референдум состоялся, причем буквально, но на самом деле его не было. Зато те события стали переломными в судьбе города.
Есть выражение, которое приписывают главе республике Леониду Маркелову: "превращу Волжск в деревню". Он якобы сказал это сразу после того, как узнал, что город намерен перейти в Татарстан. Говорил он это или нет – не известно, но, если вспомнить, что он пообещал отомстить жителям села Шимшурга Звениговского района за плохой прием, то все может быть.
В Татарстане о желании соседнего города войти в состав республики знали, но брать Волжск без Приволжского района не хотели – именно в районе все предприятия и производства. А в городе "братки", "крыши" и произвол. Так до сих пор думают волжане.
Чем для Волжска стали следующие 14 лет? Кошмаром и отчаянием. За последние годы в городе почти толком не ремонтировались дороги и больницы, сгорел единственный кинотеатр, а население медленно спивается.
ВОЛЖСКИЙ ПОЗИТИВ
Если поспрашивать у знакомых в Казани или Зеленодольске, где самая лучшая пицца, то кто-нибудь да и ответит – в Волжске. В конце 90-х в Волжск переехал, женившись на волжанке, итальянец. Он выкупил первый этаж одного из зданий в центре города и открыл собственную пиццерию. Ее до сих пор отличает от многих то, что в ней пицца готовится в специальной печи на дровах и по старинному итальянскому рецепту. Открывшаяся в нулевых пиццерия стала одним их первых заведений общепита в городе.
Волжск небогат на такие истории, в общем и целом город может похвастаться немногим. Если взять что-то еще из положительного, то есть в городе один герой – Виктор Васильев. Он предприниматель и владелец одного из самых крупных в городе заводов – ЗАО "Ариада". Занимается предприятие тем, что делает холодильное оборудование. Когда-то этот завод мог посоревноваться с "Марбумом" в размере зарплат, но в последние несколько лет уже нет – постоянно ходят слухи о банкротстве предприятия. Объясняется все тем, что престарелый Васильев не может должным образом исполнять свои обязанности, а сменить его некому.
Виктор Васильев за последние несколько лет сделал много всего для города – строил дороги, выкупил недострой в центе города и сделал из него гостиницу, ресторан и несколько спортивных заведений – бильярд и боулинг. Кроме того, он построил ледовый дворец и создал хоккейную команду "Ариада", которая теперь именуется "Акпарс" (так звали князя горных марийцев) и выступает от имени республики.
В религиозной жизни города тоже периодически появлялись светлые страницы. Так в начале 2000-х в городе построили мечеть Махалля на средства жертвователей из Казани и деньги прихожан. Примерно в то же время начали строительство Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в 2009 году – Церкви Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Была в истории города еще одна отчасти положительная история. Когда по всей стране запретили игорные заведения, осталось несколько городов где играть разрешили еще несколько лет. Волжск и, например, татарстанские Камские Поляны, были такими местами. В то время Волжску на руку сыграло близкое расположение с Казанью. В городе сразу открылось больше десятка разных игорных заведений, а следом случился бум на заведения общепита, гостиницы, развлекательные учреждения. Но в июле 2009 все закончилось – все игорные заведения, кроме нескольких специальных зон, запретили.
Больше положительного в новейшей истории города нет. Зато есть много отрицательных моментов.
МОГИЛА, МАКАРИК И НОС – ИСТОРИЯ ВОЛЖСКИХ ОПГ
Волжск – один из самых криминальных городов Поволжья. По крайней мере был им. До 1996 года в криминальной среде Волжска главными были бандиты из Казани, в первую очередь из группировки "Соцгород". В городе было пять преступных группировок: "могильцовская", "фоминская", "заринская", "макариковская" и "дружбинская", враждовавшие между собой. В конце 90-х "могильцовские" под предводительством Николая Могильцова и взяли под контроль все остальные преступные группы, кроме "заринских".
Потом случилась одна из самых кровавых разборок в городе. "Могильцовские" и "макаринские" столкнулись внутри общей группировки. Группировку под предводительством Макарика составляли спортсмены и им не нравилось, что "могильцовские", которые состояли в основном из бывших осужденных, отправляли общие деньги в воровской "общак". Это недовольство вылилось в убийство Макарика, в него стреляли 13 раз, через неделю в окно квартиры Могилы выстрелили из гранатомета, главарь банды остался жив. Как пишут СМИ, с этого и началась "резня" в Волжске – бандиты обеих группировок убивали друг друга прямо на улице, в барах и ресторанах.
По сведениям правоохранительных органов, в бандитской войне погибло около двух десятков боевиков и членов их семей. История закончилась тем, что убойный отдел Татарстана взял ситуацию под контроль и смог арестовать Могилу.
На какое-то время в городе стало тихо, пока в 2009 году Волжск снова не оказался в главной российской повестке. 16 июня 2007 года Александр Спирков, "смотрящий за городом" по кличке Нос, был застрелен в своем автомобиле подъезда. За несколько месяцев до этого правоохранительные органы республики уже начали расследование в отношении ОПГ "дружбинские".
Убойный отдел Татарстана взял ситуацию под контроль и смог арестовать Могилу
Именно Нос был создателем в 2003 году, по материалам следствия, ОПГ "дружбинские". Нос собрал наиболее преданных ему людей, в числе которых был Дамир Гайфуллин, слесарь одного из местных предприятий. Кстати, как позже выясниться, именно он и "заказал" убийство Спиркова. В 2005 году к ним примкнул недавно освободившийся из мест лишения свободы рецидивист Сергей Карпов вместе со своей бригадой "Машиновские", действовавшей в микрорайоне "Машиностроитель".Чуть позже к ним присоединился награжденный участник боевых действиях на Северном Кавказе 29‑летний Юрий Салмин (Солома).
Согласно материалам дела, на счету у "дружбинских" не менее трех убийств, одно приготовление к покушению и не менее восьми хищений жилья у граждан, а также многочисленные эпизоды мошенничества с кредитами и краж стройматериалов, хранение огнестрельного оружия. У группировки был также и легальный бизнес. Его организаторы выкупили часть площадей гидролизного завода и разместили там свои хлебопекарни. Также им принадлежала большая часть игорного бизнеса в городе.
Карпов, Гайфуллин, Салмин и девять других членов ОПГ были приговорены к тюремному заключению.
Сейчас в городе нет "официальных" группировок. Это отмечают и местные жители, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Idel. Реалии". Однако некоторые из них сообщают, что город сегодня держат люди нового порядка – легальные бизнесмены.
ГОРОД "БЕЗ ХОЗЯИНА"
Через год после "референдума", в 2003 году, в тюрьму сел мэр города Николай Свистунов, тогда ещё и лидер республиканской партии "Союз правых сил". Он хотел было затеять политическую войну с Маркеловым, но победил последний, а мэр отправился на два года в тюрьму за кражу бюджетных средств.
Президентом Леонид Маркелов стал в январе 2001 года, уже к весне он успел испортить отношения со всеми главами муниципалитетов. Он обвинил их в том, что они плохо работают и не желают совместно решать проблемы региона. Главы местных администраций назвали упреки надуманными и объяснили конфликт намерением президента республики прибрать к рукам лучшие предприятия. К 2003 году Маркелов уже успел снять всех глав районов и городов, кроме одного – Свистунова.
В мае "пришли" и за Свистуновым. Прокуратура Марий Эл обвинила мэра Волжска в растрате 358 тысяч рублей на строительство дома. Последний заявлял, что дом не строил, а купил у другого жителя города. 18 июня 2003 года лидер партии СПС Борис Немцов исключил Свистунова из партии. Это стало "первым звоночком". Уже через пару дней дом мэра обыскали, а еще через несколько попытались арестовать самого Свистунова. Однако мэра дома не оказалось — он срочно отправился лечить флюс, а затем отбыл в отпуск. 9 июля в Йошкар-Оле его задержали, но суд отказал в аресте.
Николай Свистунов тогда назвал уголовное дело против него провокацией с политическими целями: "Все это происки нынешнего руководства республики. Власть готова сделать все, чтобы убрать меня с политического поля... Ведь если бы меня закрыли на несколько месяцев до суда, а может быть, и лет, о каких выборах в Госдуму может идти речь?"
Через 20 дней Свистунова "закрыл" уже горсуд Волжска, согласившись с доводами прокуратуры о необходимости ареста. Его несколько раз освобождали под подписку о невыезде и снова заключали под стражу. В декабре 2003 года он даже баллотировался в Госдуму, но проиграл.
Свистунова приговорили к трем годам и трем месяцам колонии общего режима. Чуть позже последовал второй срок. Его признали виновным в получении в 1997 году взятки в виде права на квартиру стоимостью 280 млн неденоминированных рублей. Ему было назначено восемь с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима. В 2010 году Свистунова вновь ждало уголовное дело, на этот раз по ч. 2 ст. 285 УК РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное главой органа местного самоуправления"). Согласно материалам следствия, Свистунов продал здание автовокзала города по заниженной цене компании ООО "Миллениум", принадлежавшей его тёще.
Суд приговорил Николая Свистунова по совокупности к 12 с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. Исчислялось наказание с 2004 года, с момента первого срока. Экс-мэр свою вину не признал: он заявил, что действовал в интересах муниципалитета, который был не в состоянии содержать здание автовокзала.
После 2003-го и нескольких сообщений в 2010-м о третьем сроке о Свистунове никто не писал. Но появляться даже в интернет-пространстве экс-мэр не перестал. Например, на сайте "Проза.ру" можно найти его мемуары, детские сказки или стихи.
Николай Свистунов сейчас живет в Санкт-Петербурге, пишет иконы для волжского храма, книги и сказки, которые издают.
О Свистунове в городе говорят хорошо, даже с какой-то любовью. Даже и те, кто считает, что его посадили заслужено – он проворовался. Но только этот мэр оставил среди волжан хоть какие-то воспоминания, остальные, а было их немало, не оставили почти ничего – слишком часто сменялись, особенно в последние два с половиной года.
"Я в тупике, не знаю, кого в Волжск направить. Со стороны придется брать."
В 2014 году правоохранительные органы предъявили обвинение в превышении должностных полномочий другому мэру Волжска Николаю Семченко, он занимал пост с 2009 года. Мэр ушел в отставку. Вместо него из столицы республики приехал Евгений Маслов, замминистра госимущества Марий Эл, ставший и.о. мэра Волжска. Именно он должен был стать главой администрации, но, неожиданно, его отправили занимать другое мэрское кресло – в Йошкар-Олу.
В декабре 2015 года в Волжске провели конкурс на замещение должности мэра города, но никто не выдвинул своей кандидатуры. "Я в тупике, не знаю, кого в Волжск направить. Со стороны придется брать", – заявил тогда Леонид Маркелов.
В соцсетях тогда писали, что "в городе кадровый голод", другие, что "никто не хочет быть мэром, потому что воровать уже нечего", третьи, что "мэры у нас в тюрьму отправляются" и что "пока Лёня [Леонид Маркелов] у власти, толковых мэров не будет", а четвертые вовсе же напоминали "пора в Татарстан".
Люди не понимают. И как вообще управлять в этой ситуации, когда стагнация, сокращение рабочих мест, доходов.
Но к марту все изменилось. Нашлось целых шесть претендентов на должность мэра города. Коммунист Николай Семёнов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Марий Эл Амир Шакиров, волжский бизнесмен Игорь Платицын, бывший прокурор Йошкар-Олы Сергей Маясов, председатель комитета по физической культуре и спорту Волжской горадминистрации Евгений Мещеряков и начальник коммерческого отдела Марбумкомбината, единоросс, Сергей Процко. "Победил" последний, так как главу города выбирают депутаты горсобрания, а все они – члены партии "Единая Россия". Волжане негодовали, но не очень громко. Дело в том, что в городе очень сильные позиции занимают коммунисты – на выборах главы Марий Эл волжане поддержали коммуниста Сергея Мамаева.
На днях стал известно – Процко уходит. "Злые языки" сказали, что виноваты во всем выборы, но причина, по заявлениям Маркелова, довольно проста – проблемы со здоровьем.
"А что касается Сергея Процко, он старался. Просто подорвал здоровье. Он был у меня сегодня на приеме. Сказал, что никогда не думал, что это такая сложная должность, что это такие проблемы", – передал слова уже экс-мэра Волжска глава Марий Эл Леонид Маркелов в интервью телеканалу "Регион 12" . – Люди не понимают. И как вообще управлять в этой ситуации, когда стагнация, сокращение рабочих мест, доходов. На главу "летит" все: тарифы на газ растут — он плохой, дорогу разбили — он плохой. Он это все почувствовал на себе и сказал — нет."
С уходом Процко Волжск снова остался "без хозяина".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.