Мама Руслана Сайфутдинова о смерти сына в тюремной больнице

Сегодня, 18 января, должен был закончиться 3-летний тюремный срок Руслана Сайфутдинова, осужденного за якобы участие в боевых действиях в Сирии еще в 2013 году. Однако 7 января этот 24-летний парень скончался в тюремной больнице города Кургана. С 5 января он находился в критическом состоянии – не мог есть и плохо говорил. Правозащитники попытались помочь, но их к нему не пустили. В распоряжении сайта "Азатлык" оказалась аудиозапись беседы мамы молодого человека – Румии Сайфутдиновой с курганским правозащитником Габдуллой Исакаевым.

По словам правозащитника, встречавшегося с мамой Руслана Сайфутдинова уже после смерти сына, бывший студент Тюменской медицинской академии еще летом 2013 года уехал в Сирию, чтобы оказывать медицинскую помощь пострадавшим в результате военных действий. Пробыл там несколько месяцев и вернулся в Россию. Был задержан и осужден за наёмничество. Румия Сайфутдинова рассказала, что ее сын был подвергнут пыткам, а также о том, что неизвестные ей сотрудники колонии неоднократно с ноября месяца 2016 года заявляли ему, что живым он из колонии не выйдет, что "такие люди нашему государству не нужны". Также она рассказала, что ее сын уже несколько недель до этого не мог есть, все попытки заканчивались рвотой, в конце года сын находился в лечебном изоляторе, его готовили к актированию, но в связи с праздниками он был выдворен в отряд, где его состояние крайне ухудшилось.

"Здоров, как бык! Просто с головой не дружит!"

После вмешательства правозащитников и адвоката вечером 6 января
Руслана Сайфутдинова увезли в 1-ю городскую больницу, сообщив, что ему необходима срочная операция. После обследования сопровождавшие тюремные охранники засмеялись, - "Здоров, как бык! Просто с головой не дружит!" Осмотревший Руслана тюремный врач сказал, что ничего страшного у заключенного нет, что многочисленные обследования как до праздников, так и сейчас, никакой патологии внутренних органов не показали, есть истощение второй степени, но причиной этого является психологический настрой заключенного, но психолог уже с ним уже работал и после праздников тоже будет работать.

А на следующий день 24-летний парень умер. Следственный комитет проверяет гибель студента в колонии Кургана. Однако, в УФСИН России по Курганской области уже заявили, что признаков насильственной смерти не обнаружено, никаких повреждений на его теле не было найдено, ему оказывали помощь, но не спасли.

Никого к нему не допускали, даже адвоката, полностью изолировали от связи с миром и больше месяца ждали, когда он психически сломается

В беседе с правозащитником мама пояснила, что "после приезда сына из Сирии силовики его изолировали в какой-то квартире, никому не
сообщали, никого к нему не допускали, даже адвоката, полностью изолировали от связи с миром и больше месяца ждали, когда он психически сломается, а когда он это понял, решил спровоцировать имитацию побега, чтобы на воле узнали о его местонахождении." По словам матери, за это его сильно побили.

О побоях шла речь и на суде в апреле 2015 года. На вопрос судьи, "есть ли у вас какие-нибудь претензии", он, еле открывая гнойные глаза, сказал: "Вы же сами видите". Судья на это лишь ответила, что "значит, нет".

"Не то, чтобы избивали, это один такой случай был", – вспоминает мама. "У него после этого зрение ухудшилось. Четыре часа его избивали. Руслан говорил, что тот, кто избивал, уставал, уже сел на него, чтобы отдохнуть. Сначала дубинкой, потом просто головой об пол, поэтому у него лицо было квадратное, и из глаз гной тек.

Руслан Сайфутдинов

В январе появилась информация будто Руслан – член бандформирования.

"Я в интернет так-то не захожу, только если самой что-то надо. А это мне люди подсказали, "ты хоть знаешь, что о твоем сыне пишут?". Я как увидела, ужаснулась и поехала в прокуратуру в Ноябрьск и написала заявление "прошу защитить доброе имя моего сына от клеветников". А мне сказали, "интернет – это помойка, что вы хотите? Ну, вы найдите человека, который это написал". Так что я была абсолютно в неведении, я думала, что это ни на чем не основанная клевета", – продолжает рассказывать мама.

Вы только деньги потратите. Если будете нам мешать, мы ему только срок добавим. Он получит свои три года

Руслана Сайфутдинова перевели в СИЗО, как нарушившего режим домашнего ареста. "Из СИЗО же периодически освобождаются, и мне на следующий день позвонил один человек, освободившийся из СИЗО, и сказал, "ваш сын велел передать, что он задержан ФСБ и содержится там-то, там-то". Я прибежала. Мне эфэсбэшники – что оперативник, что следователь – все говорили, "вы только деньги потратите. Если будете нам мешать, мы ему только срок добавим. Он получит свои три года. Мы ему обещаем три года". И это все тянулось с июня до конца 2015 года. И, в конце-концов, когда мне сказали, что они среди его бумаг нашли и экстремистские... Они просмотрели все его электронные дневники, и нетбук изъяли. Сказали, что там очень много экстремисткой литературы и записей про халифат и т.п. И мы, говорят, ему за экстремизм только так добавим до 8 лет", – вспоминает Румия Сайфутдинова.

В конце декабря один из руководителей комитета ФСБ по
Тюменской области сказал, "Руслана никто не обижал, в
течение следствия (которое длилось к тому моменту уже год) никаких
притеснений не было, ну вот кроме одного известного вам случая бития. Но он сам нарвался". То есть, работник следкома не отрицал этого! "Или 8 лет, или соглашайтесь на особый порядок (рассмотрения дела). Мы договорились с прокурором ЯНАО в Салехарде, ему дадут условно," – добавил он.

Судить Руслана Сайфутдинова должны были в Ноябрьске. "Он (член комитета ФСБ по Тюменской области – ред.) мне так и сказал, "вы сына прямо из зала суда заберете". Я настолько ему поверила, у меня и выхода-то другого не было... Я даже сама поехала в Ноябрьский суд, его любимую рыбу разморозила, чтобы приехать и сразу запечь ему. Ну... Тем более я знаю, у ФСБ же неограниченные возможности. Если они договорились, значит они договорились.

И вот судья объявляет три года реального срока (лишения свободы). Я была в таком шоке! Побежала за этим прокурором, говорю, "была же договоренность!? Побежала за этим прокурором, говорю: "Была же договоренность!? Была же...". На что он отвечает: "А вы что, не знаете, что суд у нас независимый..." Я говорю, что мне обещали помочь, а он: "Это вам надо было знать, это не его сын, это ваш сын".

Справка. Уроженец Оренбургской области Руслан Сайфутдинов учился в Медицинской академии (с 2015 года Тюменский государственный медицинский университет). По данным ФСБ РФ, молодой человек с июля по декабрь 2013 года был в Сирии, там вступил в группировку Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар (группировка боевиков в Сирии, воюющих против армии правительства Башара Асада). Сам Руслан Сайфутдинов отрицал участие в боевых действиях, говорил, что был там только в качестве медика. По возвращению в Россию Руслан Сайфутдинов был арестован спецслужбами, при нем нашли 1000 долларов США. 21 апреля 2015 года суд города Ноябрьска приговорил его на три года тюрьмы за "наёмничество и участие в боевых действиях". Тюремный срок Руслана Сайфутдинова должен был закончится 18 января 2017 года.

Высказанные в рубрике мнения отражают точку зрения автора

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.