Неожиданное соседство ждало собравшихся в конференц-зале отеля Шаляпин: батюшки, люди с крестного хода и митинга, посвященного Дню народного единства, мусульмане, представители ДУМ РТ. А через несколько минут за одним столом окажутся Дамир Исхаков, историк и сооснователь Всемирного конгресса татар, Михаил Щеглов, лидер Общества русской культуры, и Раис Сулейманов из Института национальной стратегии, в качества модератора. "Idel.Реалии" о том, как почти три часа шесть десятков человек обсуждали место татар в "русском" и "российском мирах".
Дискуссионный клуб "Третья столица" провел свое первое заседание на прошлой неделе, в пятницу. Первой темой выбрали довольно специфическое направление – "Татары и идеология русского мира". Несмотря на это, организатору дискуссии, главе Общества русской культуры, Михаилу Щеглову удалось собрать в одном зале представителей татарского и русского национальных движений, исламское и православное духовенство, а в оппоненты себе взять Дамира Исхакова, известного историка, этнолога и сооснователя Татарского общественного цента (покинул организацию) и Всемирного конгресса татар.
Мероприятие началась с молитвы. "Все могут помолиться так, как привыкли", – сказал Щеглов и попросил отца Ефимия, первого проректора Казанского духовной семинарии, прочесть молитву. По окончанию Щеглов добавил, общаясь к представителю ДУМ РТ: "Исламское духовенство привлечете к молитве?". Рустам Батров, заммуфтия РТ, прочитал азан.
Михаил Щеглов после молитв обратился к собравшимся:
После развала СССР мы наблюдали возрождение национальных идей и традиций, в том числе, и в среде татарского народа. Мы и наши единомышленники считают, что этот этап близится к завершению.
– Мы посчитали, что главной темой на земле Татарстана должно стать взаимодействие двух этносов и двух представителей конфессии. "Татары и идеология русского мира" – название нашей конференции. Думаю, всем заметно, что сейчас набирает размах патриотизм, идеология объединения. Параллельно с этим идет идея русского мира. Это нация большинства. Третий десяток лет мы живем в условиях, когда после развала СССР мы наблюдали возрождение национальных идей и традиций, в том числе, и в среде татарского народа. Выразилось оно в идее создать национальное государство. Мы и наши единомышленники считают, что этот этап близится к завершению. На этом историческом этапе всем понятно, что оно [создание суверенного государства] не состоится. Дело не в размежевании татар и русских, мусульман и православных. Может, просто стоит прийти к мысли, что у нас общее государство – Россия? – начал Щеглов.
Закончив вступительное слово, он рассказал о структуре мероприятия – сначала несколько минут для Рустама Батрова и отца Ефимия, потом по двадцать минут на основных докладчиков, вопросы из зала и еще по пять минут на выступления тем, кто пожелает выступить.
Первым начал отец Ефимий.
Наша элита в свое время инфицировалась вирусом западничества, так всё никак не может его преодолеть
– Всех сердечно поздравляю с праздником иконы Казанской Божией матери и с Днем народного единства! Думаю, что время и день для обсуждения такой темы выбраны как нельзя лучше. Такие темы обсуждаются не только в Татарстане сейчас, но и во многих других частях нашего отечества. В том числе, на самом высоком уровне. Буквально неделю назад президент России Владимир Владимирович Путин, находясь в регионе со смешанным населением, а именно в Астраханской области, выступил с предложением разработки идеи российской нации. Это говорит о том, что вопросы, касающиеся самоидентификации и самосознания отдельных народов и всего многонационального российского народа, становятся всё более и более важными и выходят на первый план. Думаю, что это напрямую связано с ростом напряженности в мире, когда даже представители российской элиты избавились от иллюзий, что Запад готов заключить её в свои объятья. Мы столкнулись с довольно серьезными вызовами, на которые нужно отвечать – дать адекватный ответ. Поэтому нам нужно понять кто мы такие, какого наша миссия в этом мире, какие у нас цели как у государства и как у нации.
Отец Ефимий вспомнил в заключении и два последних выступления патриарха Кирилла, в которых он рассказал о взаимоотношениях России и Запада. "Мы все знаем, что наша элита в свое время инфицировалась вирусом западничества, так всё никак не может его преодолеть (уже не первое столетие)", – передал слова патриарха отце Ефимий.
Следующим выступил Рустам Батров, заммуфтия Татарстана, который в самом начале поздравил православных с Днем иконы Казанской иконы Божией матери и подметил, что не любит и не считает нужным обсуждать такие темы, но "муфтий поручил прийти".
Совсем недавно мы выбрались из советского прошлого с его идеей построить безликого человека, но уже сейчас мы слышим похожие призывы
– Господь собирал всех нас под крышей одного дома, сегодня все мы – дети разных народов строим общую отчизну. Не раз наши прадеды отдавали жизнь друг за друга перед лицом общего врага, а в мирное время в труде доказывали, что мы дети одного отечества. Это очень важно. Важно, что сегодняшний праздник показывает, что мы не только имели одну общую историю, но и имеем одно общее будущее. Сегодня мы, к сожалению, слышим призывы, которые пытаются нивелировать культурное многообразие нашей страны. Совсем недавно мы выбрались из советского прошлого с его идеей построить безликого человека, но уже сейчас мы слышим похожие призывы. Мы должны помнить, что богатство нашей родины в её многообразии – это как цветы в одном прекрасном букете, – начал Батров.
Он тоже вспомнил слова патриарха Кирилла во время его недавнего визита в Казань, где тот заявил, что каждый пытается сохранить уникальность своего народа, но вместе с тем, мы одна большая нация.
– Были интересные исследования, согласно которым, татары даже к единоверцам из других стран относятся не как к своим, зато таковыми считают православных из России. Это парадокс, но в этом особенность России. Патриарх Кирилл на встрече с муфтием вспомнил вопрос, адресованный Путину, который сказал, что для нас ближе ислам, чем католичество. Патриарх тогда согласился с мыслью президента, так как у нас общие ориентиры и цели. Вызовы, с которыми сейчас сталкивается наша страна, они общие для всех. Процессы глобализации и ассимиляции татары острее ощущали на себе. Перед всеми нами сейчас висит проблема самосбережения и самосохранения. Наша страна – федерация, мы состоим из разных национальностей и народов, закончил Батров.
С первым докладом выступил Михаил Щеглов. Он начал со слов Евангелия от Иоана: "Нет большей любви, чем положить свою душу за друзей". Также он вспомнил слова Путина о том, что все мы – одна российская нация. В следующие полчаса Михаил Щеглов сделает еще с десяток, а то и больше отсылок к словам историков, классиков и других. Все они будут говорить об определении "русский мир" и "русский человек", но в основном в формулировках другого времени. В заключении Щеглов попытался выделить четыре доминанты, определяющие русский мир: язык/культура/этнос/славянство, государство/территория/почва, уклад/система ценностей/психотип/менталитет и вера в бога и создателя.
– Вот такие четыре доминанты. Говоря о способности русского человека или человека России, хочется выделить особенности русского мира – он частично включает взаимодействие с другими мирами. Но в той мере, когда это не вредит другим и себе. У европейцев по-другому – тут мое и тут наше, а у азиатских народов нет своего, есть только общее. Я заметил, что если вы из моего доклада уберете слово "русский" и вставите "татарин" вы получите то же самое – на 98%, как мне показалось, – закончил Щеглов.
Группа во главе с Щегловым длительное время пытается в Татарстане добиться того, чтобы русские дети перестали учить татарский язык
Выступление второго докладчика – Дамира Исхакова оказалось более цельным, даже несмотря на том, что как он сам признался в начале, не готовился к нему. "У нас с Михаилом неравное положение, я не знал общую тематику", – заявил историк.
– Группа во главе с Щегловым длительное время пытается в Татарстане добиться того, чтобы русские дети перестали учить татарский язык, – начал Исхаков, даже отчасти согласившись с мнением оппонента. – Правильнее было бы обучать татарскому только татарских детей. Но это не та тема, которая должна решаться только желаниями одного человека.
Исхаков пояснил, что именно такое разделение в школах может привести к тому, что называется сегрегацией, а там уже не может быть и речи о межнациональном диалоге. Другое обоснование Исхакова о необходимости изучения русскими татарского языка вписывается в одну из австро-венгерских пословиц, которую он трансформировал: "русский, живущий среди татар, должен знать татарский язык, чтобы победить их в конкурентной борьбе".
Татары хорошо знают русский мир, но вот русские совершенно не знают татарского мира
– В Татарстане проживает два миллиона татар. Поэтому русские, которые не хотят знать татарский язык, сами себе ограничивают политическое пространство, в том числе и вертикальную мобильность, – отметил он.
Исхаков также рассказал, что главная проблема в том, что татары хорошо знают русский мир, но вот русские совершенно не знают татарского мира. Он также подметил, что ментальность татарского народа, при всем взаимопроникновении и пересечении культур, всё же другая – исламской цивилизации.
Главный вопрос, который стоял ребром в течение всей дискуссии – это стоит ли создавать "российскую нацию" и можно ли назваться не "русский мир", а "российский мир".
Когда вы татар приглашаете в "русский мир”, то это сегодня всё же сопряжено с этничностью
– Понятие "русский мир" несёт в себе напряженность. Когда вы татар приглашаете в "русский мир”, то это сегодня всё же сопряжено с этничностью, — уверен Рустам Батров. Он подметил, что также неприятно бывает, когда жителей Татарстана называют татарами, а не татарстанцами. – Может быть, нам сегодня всё же выбрать актуальные мотивы, которые нас всех объединяют? Слова "Россия", "российский" консолидируют. Зачем вы не пользуетесь словом “российский”? — задался вопросом заммуфтия.
Щеглов оказался категорически против такого определения. "Это не правильный термин. Я категорически не приемлю, когда русские как этнос — это бессодержательная порода, которая заполняет бриллианты и сапфиры других народов в нашей стране. Русские - это кровь и соль земли русской", – заявил он.
Я категорически не приемлю, когда русские как этнос — это бессодержательная порода, которая заполняет бриллианты и сапфиры других народов в нашей стране
Исхаков тоже не согласился с термином "российская нация" или "российский мир", так как считает, что это предполагает отсутствие других наций вообще. "Нации – это организованные в государства народы. Россия – это федерация республик, за которыми стоят внутренние нации", – подметил Исхаков.
Your browser doesn’t support HTML5
Следующая тема дискуссионного клуба уже выбрана – "Третья столица" – это название и тема второго заседания.
Между тем, русские национальные движения, действующие в соседнем Башкортостане, отказались в этом году от проведения "Русского марша".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.